Глава 4. ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАРАНТИННОЙ ФИТОСАНИТАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Статья 13. Анализ фитосанитарного риска

 

Комментарий к статье 13

 

  1. В ч. 1 комментируемой статьи приведен перечень принципов, с учетом которых осуществляется анализ фитосанитарного риска (см. комментарий к ст. 2). Принципы анализа фитосанитарного риска — это основополагающие начала и идеи, исходя из которых осуществляется анализ фитосанитарного риска. Эти принципы касаются применения мер по минимизации фитосанитарного риска. Меры по минимизации фитосанитарного риска — это совокупность мероприятий, направленных на предотвращение проникновения на территорию РФ и распространения в ее пределах карантинных объектов и (или) устранение последствий проникновения и распространения на территории РФ таких объектов. Собственно, минимизация фитосанитарного риска — это сама деятельность по предотвращению и устранению последствий проникновения на территорию РФ и распространения в ее пределах карантинных объектов.

Принципы применения (реализации) указанных мер следующие:

1) объективность — реальная необходимость и потребность в принятии таких мер. Иными словами, мероприятия по минимизации фитосанитарного риска должны проводиться только при угрозе проникновения на территорию РФ и распространения в ее пределах карантинных объектов либо при непосредственном проникновении и распространении в пределах территории РФ карантинных объектов;

2) адекватность — соответствие состава и содержания мероприятий по минимизации фитосанитарного риска факторам, влияющим на возможность проникновения на территорию РФ и распространения в ее пределах карантинных объектов. Например, если в рамках мероприятий по минимизации фитосанитарного риска проводится профессиональное обучение конкретных специалистов по устранению последствий проникновения и распространения в пределах территории РФ карантинных объектов, то информация и состав преподаваемых материалов в рамках такого обучения должны способствовать тому, что обучаемые после такого обучения смогут провести мероприятия по устранению последствий проникновения и распространения таких объектов;

3) эффективность — результативность планируемых мероприятий по минимизации фитосанитарного риска, то есть их потенциальная результативность — достижение целей и задач, поставленных при планировании этих мероприятий.

При этом ч. 1 комментируемой статьи относительно порядка осуществления анализа фитосанитарного риска содержит бланкетную норму о том, что он устанавливается Правительством РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ «Об утверждении порядка осуществления анализа фитосанитарного риска» <30> анализ фитосанитарного риска осуществляется Россельхознадзором как в отношении карантинных объектов, так и в отношении вредных организмов в целях определения способности или неспособности объекта быть карантинным объектом, необходимости регулирования распространения карантинного объекта и (или) принятия в отношении его карантинных фитосанитарных мер путем оценки биологических или других научных данных, экономических данных.

———————————

<30> См.: проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка осуществления анализа фитосанитарного риска» (ID: 00/03-16980/07-14/2-4-3). URL: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=59669.

 

Анализ фитосанитарного риска осуществляется в соответствии с методикой (см. ч. 3 комментируемой статьи). Основанием для принятия Россельхознадзором решения о целесообразности осуществления анализа фитосанитарного риска является получение информации о появлении ранее неизвестного вредного организма или новой информации об известном вредном организме. Такая информация может быть получена из любых источников официальных данных, баз данных, научной и иной литературы или консультаций экспертов. На основании указанной информации Россельхознадзор ежегодно формирует и утверждает по согласованию с Минсельхозом России план осуществления анализа фитосанитарного риска.

В плане осуществления анализа фитосанитарного риска указывается перечень организмов, в отношении которых будет осуществляться анализ фитосанитарного риска, а также срок его осуществления индивидуально для каждого организма, включенного в указанный перечень. Срок осуществления анализа фитосанитарного риска для каждого организма устанавливается ответственным исполнителем в зависимости от биологических особенностей организма, в том числе продолжительности жизненного цикла организма.

Россельхознадзор вправе включать в состав исполнителей плана осуществления анализа фитосанитарного риска организации, аккредитованные в области карантина растений. Результаты анализа фитосанитарного риска в отношении вредных для лесного хозяйства организмов оформляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений.

Россельхознадзор утверждает результаты анализа фитосанитарного риска приказом и информирует об утвержденных результатах Минсельхоз России.

Анализ фитосанитарного риска осуществляется в три этапа:

— этап 1 (подготовительный) заключается в идентификации вредного организма и путей его распространения в определенной зоне (территории) фитосанитарного риска;

— этап 2 (оценка риска) — оценка вероятности проникновения, акклиматизации и распространения вредных организмов и потенциальных экономических и экологических последствий;

— этап 3 (оценка управления риском) — определение методов управления для сокращения рисков, выявленных на этапе 2, оценка потенциальной эффективности и осуществимости указанных методов.

  1. В ч. 2 комментируемой статьи определены случаи, когда учитываются результаты анализа фитосанитарного риска, то есть выводы относительно наличия (проникновения и распространения либо только проникновения) на территории РФ или отсутствия на ней карантинных объектов. Учет таких результатов предполагает при принятии тех или иных решений или осуществлении той или иной деятельности исходить из этих результатов в целях разработки мероприятий, формирования основных направлений деятельности в рамках деятельности при возникновении случаев учета результатов этого анализа. К числу этих случаев относятся следующие:

1) разработка карантинных фитосанитарных требований — определение в проекте таких требований и придание им юридической силы;

2) принятие решения о введении карантинного фитосанитарного режима — издание Россельхознадзором акта (как правило) распоряжения о введении карантинного фитосанитарного режима;

3) введение временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) установление карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию — принятие должностным лицом (лицами) Россельхознадзора акта о соответственно введении временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) установлении карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию.

В этой связи стоит отметить, что анализ фитосанитарного риска имеет не только внутригосударственное (российское), но и международное значение. Так, например, еще до вступления в силу комментируемого Закона с 28 по 31 января 2013 г. в Париже состоялось заседание экспертной группы по анализу фитосанитарного риска ясеневой изумрудной златки. В заседании приняли участие эксперты из России, США, Канады, Нидерландов, Дании, Испании, Великобритании. На данном заседании была проанализирована вся имеющаяся информация по ясеневой изумрудной златке: данные по обнаружению, биологии, вредоносности, диагностике, растениям-хозяевам, способам распространения и пр. Ясеневая изумрудная златка была завезена в Северную Америку с упаковочной тарой из Китая и в настоящее время интенсивно распространяется по территории США и Канады, уничтожая ясеневые насаждения. Ясеневая изумрудная златка является карантинным видом для данных стран, и в отношении этого вредителя проводятся интенсивные фитосанитарные меры. В связи с этим участие североамериканских специалистов (R. Haak, T. Scarr), имеющих опыт исследований и карантинных мероприятий, связанных с ясеневой изумрудной златкой, было ценным при проведении анализа фитосанитарного риска. Разработаны методы управления фитосанитарным риском, что будет учтено в ближайшее время при доработке стандарта по методам борьбы с ясеневой изумрудной златкой. На основании сведений, представленных российскими экспертами, были проанализированы данные по распространению ясеневой изумрудной златки в России. Ясеневая изумрудная златка была обнаружена на территории Москвы впервые в 2005 г. и в настоящее время распространилась фактически по всей Московской области. Вредитель интенсивно заселяет ясеневые деревья, вызывая их гибель. Это единственный очаг ясеневой изумрудной златки на территории Европы <31>;

———————————

<31> См.: URL: http://vniikr.ru/main/events/%D0%BE%D1%80-(%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B6,-%D1%84%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F,-28-31-%D1%8F%D0%BD%D0%B2%D0%B0%D1%80%D1%8F-2013-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B0).

 

4) осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на территории РФ — реализация мероприятий фитосанитарного контроля (надзора) в целях решения поставленных перед ним задач;

5) иные случаи, установленные законодательством РФ (например, реализация мероприятий по контролю, направленных на обеспечение охраны территории РФ от заноса из иностранных государств и распространения заразных болезней животных, вредителей растений, возбудителей болезней растений, а также растений (сорняков) карантинного значения) выдача карантинных, фитосанитарных и иных разрешений (сертификатов) и свидетельств на поднадзорные грузы при их перевозках).

  1. В ч. 3 комментируемой статьи содержится бланкетная норма об утверждении Минсельхозом России методики осуществления анализа фитосанитарного риска, которая должна включать в себя перечень основных критериев, исходя из которых оценивается фитосанитарный риск, перечень основных показателей, позволяющих оценить фитосанитарный риск, формулы и порядок подсчета биологических и экономических показателей, на основании которых просчитывается данный риск. При разработке указанной методики целесообразно учитывать следующие международные стандарты <32>:

———————————

<32> См.: проект Приказа Минсельхоза России «Об утверждении методики осуществления анализа фитосанитарного риска» (ID: 00/03-18589/09-14/2-4-5). URL: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=72014.

 

1) стандарты Европейской и Средиземноморской организации по карантину и защите растений (ЕОКЗР):

— РМ 5/1 (1) «Перечень информации, требуемой для проведения анализа фитосанитарного риска» (ЕОКЗР 5/1(1));

— РМ 5/3 «Руководство по анализу фитосанитарного риска: схема принятия решения для карантинных вредных организмов»;

— РМ 5/5 (1) «Руководство по анализу фитосанитарного риска: схема поддержки принятия решения для экспресс-анализа фитосанитарного риска» (ЕОКЗР 5/5(1));

2) Международный стандарт по фитосанитарным мерам (МСФМ) N 11 «Анализ фитосанитарного риска для карантинных вредных организмов, включая анализ риска для окружающей среды и риска, представляемого живыми модифицированными организмами».

  1. Часть 4 комментируемой статьи, как и ч. 3, является бланкетной и предусматривает, что Минсельхоз России утверждает перечень карантинных объектов. В настоящее время этот Перечень утвержден Приказом Минсельхоза России от 15 декабря 2014 г. N 501 «Об утверждении Перечня карантинных объектов». Так, согласно данному Приказу к числу карантинных объектов, в частности, относятся азиатская хлопковая совка, белокаемчатый жук, грушевая огневка.

Также ч. 4 комментируемой статьи предусматривает, что данный перечень пересматривается на основании анализа фитосанитарного риска, то есть в случае изменения тех или иных фактов фитосанитарного риска, показателей этот Перечень может быть дополнен иными карантинными объектами, либо из него могут быть исключены те или иные карантинные объекты.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code