Статья 11. Осуществление мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории Российской Федерации

Комментарий к статье 11 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Комментируемая статья устанавливает цели осуществления мониторинга карантинного фитосанитарного состояния. ФЗ о карантине растений 2000 г., как упоминалось в комментарии к ст. 10 Закона, не предусматривал понятия мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории РФ, соответственно, не предусматривал и целей его осуществления. Статья 4 указанного Закона закрепляла лишь установление карантинного фитосанитарного состояния территории РФ на федеральном уровне.

Комментируемая статья стала законодательной ступенькой, которая задает направление всей деятельности по установлению карантинного фитосанитарного состояния, конкретизирует и уточняет весь процесс такой деятельности, что облегчает реализацию данной функции на практическом уровне. Однако данная норма не является новой. Порядок проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории РФ, утвержденный Приказом Минсельхоза России от 9 июля 2009 г. N 269, до принятия комментируемого Закона закрепил следующие задачи в части проведения мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории РФ:

— выявление путей проникновения на территорию РФ и (или) распространения по территории РФ карантинных объектов;

— выявление очагов карантинных объектов, уточнение границ очага, предотвращение возможности дальнейшего распространения карантинных объектов;

— подготовка предложений для принятия необходимых мер по локализации и ликвидации очагов карантинных объектов и устранению причин их возникновения.

По сути, комментируемая статья выводит на законодательный уровень положения, закрепленные Минсельхозом России, одновременно уточняя и обобщая их. Так, в качестве одной из целей осуществления мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории РФ комментируемая статья закрепляет постоянное наблюдение за следующими процессами:

— проникновением на территорию РФ карантинных объектов;

— развитием карантинных объектов и их распространением по территории РФ.

При этом наблюдение должно сопровождаться выявлением и оценкой влияния факторов, способствующих развитию карантинных объектов и их распространению по территории РФ.

На наш взгляд, наблюдение за процессами — это не столько цель, сколько средство достижения целей, указанных в п. п. 2 — 4 комментируемой статьи. Вероятно, закрепляя постоянное наблюдение за проникновением на территорию РФ карантинных объектов, развитием карантинных объектов и их распространением по территории РФ, в том числе выявление и оценку влияния факторов, способствующих развитию карантинных объектов и их распространению по территории РФ, в качестве цели осуществления мониторинга, законодатель хотел сделать акцент на важности обозначенного процесса.

Так, например, Н.Н. Трубников определяет цель как конечное состояние, которое воспринимается субъектом деятельности как допустимое. При этом средство он определяет как затраты, которые готов понести субъект для достижения целей, задач и контрольных показателей своей деятельности <26>. Наблюдение как процесс и представляет собой определенные временные, материальные и иные затраты. В свою очередь, Н.И. Матузов и А.В. Малько отмечают, что правовая (юридическая) цель есть будущий результат, то, к чему стремятся субъекты правотворческой и правореализационной деятельности. Цель представляет собой особую форму знания, направленного на юридическое преобразование действительности, изменение существующих общественных отношений. Указанным понятием охватывается как цель в праве (официальный ориентир, закрепленный на нормативном уровне), так и цель в юридической практике (ориентир конкретного субъекта правореализационной деятельности), так как в идеале они должны совпадать. Цели играют важную роль в процессе правового регулирования, отражая злободневные общественные потребности и стремления, они раскрывают содержание и значение юридических средств, ориентируют на ценности, которые лежат в основе правовой политики конкретного государства <27>.

———————————

<26> См.: Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М.: Высшая школа, 1968. URL: http://www.twirpx.com/file/762118/.

<27> См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 2004. URL: http://www.twirpx.com/file/59940/.

 

  1. Итак, комментируемая статья закрепляет, что мониторинг карантинного фитосанитарного состояния территории РФ осуществляется в целях:

1) постоянного наблюдения за проникновением на территорию РФ карантинных объектов, развитием карантинных объектов и их распространением по территории РФ, в том числе выявления и оценки влияния факторов, способствующих развитию карантинных объектов и их распространению по территории РФ;

2) выявления путей проникновения на территорию РФ и распространения по ней карантинных объектов;

3) выявления очагов карантинных объектов;

4) подготовки предложений о принятии мер, необходимых для борьбы с карантинными объектами.

Рассмотрим их несколько подробнее. Наблюдение за проникновением на территорию РФ карантинных объектов, развитием карантинных объектов и их распространением по территории РФ, в том числе выявление и оценка влияния факторов, способствующих развитию карантинных объектов и их распространению по территории РФ, как цель мониторинга отмечена впервые на правовом уровне. В данном случае наблюдение представляет собой сбор определенной информации, которая позволяет выявить, оценить и предупредить возможные негативные явления, обеспечивая охрану растений и территории РФ от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов, предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов.

Законодатель отмечает, что наблюдение за проникновением на территорию РФ карантинных объектов, развитием карантинных объектов и их распространением по территории РФ должно быть постоянным. И это вполне обоснованно, поскольку выборочное или периодическое наблюдение не сможет обеспечить достижения поставленных целей.

Как указано в Приказе Минсельхоза России от 9 июля 2009 г. N 269 «Об утверждении Порядка проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории Российской Федерации», карантинный фитосанитарный мониторинг представляет собой систему наблюдений, анализа, оценки и прогноза проникновения на территорию РФ и (или) распространения по территории РФ карантинных объектов в целях принятия мер по предотвращению заноса и распространения карантинных объектов, устранению их вредного воздействия на растения или продукцию растительного происхождения. Таким образом, осуществление мониторинга не ограничивается наблюдением, а сопровождается анализом и оценкой полученных в результате наблюдения данных, которые, в свою очередь, позволяют сделать прогнозы и принять предупредительные и иные меры.

Анализ фитосанитарного риска осуществляется с учетом принципов объективности, адекватности и эффективности применения мер по минимизации этого риска. Результаты анализа фитосанитарного риска учитываются в случаях:

1) разработки карантинных фитосанитарных требований;

2) принятия решения о введении карантинного фитосанитарного режима;

3) введения временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) установления карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, ввозимой в Российскую Федерацию;

4) осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на территории РФ;

5) иных установленных законодательством РФ в области карантина растений случаях.

Объектом наблюдения являются карантинные объекты. В соответствии с комментируемым Законом карантинный объект — вредный организм, отсутствующий или ограниченно распространенный на территории РФ и внесенный в единый перечень карантинных объектов. Аналогичное определение было дано в ФЗ о карантине растений 2000 г. На сегодняшний день Перечень карантинных объектов утвержден Приказом Минсельхоза России от 15 декабря 2014 г. N 501.

Выявление путей проникновения на территорию РФ и распространения по ней карантинных объектов производится исходя из данных, собранных в процессе наблюдения за соответствующими социальными и биологическими процессами, а также в результате контроля за ввозом на территорию РФ подкарантинной продукции. Комментируемый Закон устанавливает, что ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска и низкого фитосанитарного риска осуществляется в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, которые имеют фитосанитарные контрольные посты. К ввозу в Российскую Федерацию допускается подкарантинная продукция, соответствующая карантинным фитосанитарным требованиям. Карантинными фитосанитарными требованиями к ввозу в Российскую Федерацию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, могут предусматриваться:

1) карантинное фитосанитарное обеззараживание такой подкарантинной продукции;

2) особые условия перевозки такой подкарантинной продукции или оборудования транспортных средств;

3) ввоз в Российскую Федерацию такой подкарантинной продукции через специализированные пункты пропуска (см. комментарий к ст. 22 Закона).

Перечень пунктов пропуска определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. N 109.

Выявление очагов карантинных объектов может производиться посредством проведения различного рода исследований и обследований. Так, систематическое карантинное фитосанитарное обследование используемых земельных участков позволяет выявить карантинные объекты и предупредить их распространение. Приказ Минсельхоза России от 22 апреля 2009 г. N 160 предусматривает, что карантинные фитосанитарные обследования подразделяются на контрольные карантинные фитосанитарные обследования и систематические карантинные фитосанитарные обследования.

Систематические обследования проводятся владельцами подкарантинных объектов в целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов, оптимизации карантинных фитосанитарных режимов, направленных на локализацию и ликвидацию очагов карантинных организмов. При обнаружении карантинных объектов или признаков, указывающих на их наличие, владельцы, пользователи подкарантинных объектов информируют об этом территориальное управление Россельхознадзора. Экспертизу образцов (проб), отобранных при контрольном обследовании, проводят федеральные государственные учреждения, подведомственные Россельхознадзору.

Для своевременного выявления и ликвидации первичных очагов карантинных и отсутствующих злостных сорняков, уточнения засоренных площадей, определения характера и степени засоренности, а также для оценки эффективности применяемых агротехнических приемов и химических средств в борьбе с карантинными сорняками ежегодно проводится фитосанитарное обследование.

Карантинное фитосанитарное обследование производится по каждому карантинному объекту и подразделяется на контрольное карантинное фитосанитарное обследование и систематическое карантинное фитосанитарное обследование. Контрольное обследование проводится территориальным управлением Россельхознадзора в целях установления границ карантинной фитосанитарной зоны или зоны, свободной от карантинных объектов. Также при помощи контрольного обследования осуществляется контроль за соблюдением владельцами подкарантинных объектов требований законодательства РФ и международных актов в области карантина растений.

Для проведения систематических обследований подкарантинных объектов, к которым относятся земли любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования, оборудование, транспортные средства, контейнеры, подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз) и иные объекты, которые способны являться источниками проникновения на территорию РФ и (или) распространения по ней карантинных объектов, необходимо <28>:

———————————

<28> См.: URL: http://ursn53.ru/otdeli-upravleniya/otdel-karantina-rastenii/948-kak-provesti-sistematicheskie-karantinnye-fitosanitarnye-obsledovanija.

 

1) издать распорядительный документ о назначении ответственного за проведение систематических обследований;

2) разработать и утвердить владельцами подкарантинных объектов план проведения систематических обследований, который включает:

— сроки проведения систематических обследований с учетом природно-климатических особенностей субъекта РФ и фенологии развития карантинных объектов;

— краткое описание метода проведения систематического обследования;

— процедуры учета карантинных объектов (отлов карантинных вредителей в аттрактантные ловушки, учет сорных растений, визуальный досмотр, отбор образцов, анализ образцов на наличие карантинных организмов);

— информацию об обращении владельца подкарантинных объектов при обнаружении карантинного объекта или признаков карантинного объекта в территориальное управление Россельхознадзора;

— результаты проведенной лабораторией идентификации выявленных карантинных объектов;

— формы и процедуры отчетности.

Подготовка предложений о принятии мер, необходимых для борьбы с карантинными объектами, является, по сути, заключительным этапом процесса наблюдений, анализа и оценки карантинного фитосанитарного состояния территории РФ на определенном временном промежутке либо по выявлению негативных факторов или угрозы. Предложения направляются в орган исполнительной власти, уполномоченный принимать соответствующие решения по реализации предложенных мер, необходимых для борьбы с карантинными объектами. Подобными мерами могут быть проведение обследования определенной территории на предмет выявления, локализации и ликвидации очагов карантинных объектов, работы по ликвидации первичных и изолированных очагов: химические обработки препаратов в соответствии со списком пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории РФ, механическое удаление растений путем выкашивания до окончания вегетации с захватом защитной зоны и вывозом скошенной массы, а также ручная прорывка с корнем до начала цветения, проведение разъяснительной работы с населением, организациями всех форм собственности, в том числе через средства массовой информации, на выездах информационных групп о необходимости принятия мер по ликвидации очагов карантинных объектов и пр.

  1. В качестве примера реализации мероприятий по мониторингу карантинного фитосанитарного состояния приведем некоторые данные, сформированные в отчете Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области за 9 месяцев 2014 года <29>. Так, за указанный отчетный период в сфере карантина растений проведено 604 выездные проверки по контролю за выполнением правил и норм карантина растений, что на 14% выше в сравнении с аналогичным периодом 2013 года (527 проверок). Из них плановых проведено 361 (403 проверки в 2013 г.), внеплановых — 126 (74 проверки в 2013 г.), 80 рейдовых мероприятий (35 мероприятий в 2013 г.), 19 проверок по факту выявленного нарушения и 6 совместно с прокуратурой. В том числе 447 иных контрольно-надзорных мероприятий включающих в себя досмотр и отбор проб таможенной подкарантинной продукции, мониторинг по выявлению карантинных вредителей, болезней, сорных растений, применение феромонных ловушек. В среднем каждым инспектором проведено 55 контрольно-надзорных мероприятий, в месяц (проверки + мониторинг), что составляет 6,1 мероприятия на одного специалиста. В результате выявлено 386 нарушений, составлено 386 протоколов. Привлечено к административной ответственности 60 юридических, 242 должностных и 84 частных лица. Выдано 242 предписания об устранении выявленных правонарушений. Вынесено 215 представлений, в результате чего 97 лиц привлечено к дисциплинарной ответственности. Рассмотрено 361 постановление, общая сумма наложенных административных штрафов составила 761,8 тыс. рублей. Из них взыскано в добровольном порядке 523,5 тыс. рублей, что составляет 68,7% от общей суммы.

———————————

<29> См.: URL: http://rsn-saratov.ru/uploads/otchety_upravleniya/2014/karantin.doc.

 

В течение вегетационного периода инспекторами проводился мониторинг приграничной трехкилометровой зоны, проходящей через 6 районов, граничащих с Республикой Казахстан общей протяженностью более 500 км. Мониторинг осуществлялся в течение всего вегетационного периода с целью выявления новых очагов карантинных объектов, не зарегистрированных на территории области, по результатам мониторинга новых карантинных объектов не выявлено.

В целях реализации «Программы по выявлению карантинных вредителей на территории РФ с использованием феромонных и цветных клеевых ловушек в зонах наибольшего фитосанитарного риска на 2011 — 2015 гг.» проведен мониторинг на карантинных вредителей садовых и лесных насаждений с использованием данных ловушек.

Произведен мониторинг хозяйств, занимающихся выращиванием картофеля. Отбирались и направлялись в ФГБУ «Саратовская МВЛ» пробы на бурую гниль картофеля, золотистую картофельную нематоду. Мониторинг осуществлен на землях общей площадью в 150 га (Энгельсский район — 135 га, Базарно-Карабулакский район — 15 га).

При проведении рейдовых мероприятий, в случае выявления завоза картофеля на территорию области, также отбирались образцы для подтверждения фитосанитарного состояния данных партий. В общей сложности отобраны и представлены для исследования в ФГБУ «Саратовская МВЛ» свыше 300 проб на бурую гниль картофеля, золотистую картофельную нематоду. Проведено более 300 исследований. По результатам исследования данные карантинные объекты не обнаружены.

Проводилась разъяснительная работа об угрозе заражения карантинными вредными объектами земель сельскохозяйственного назначения — золотистой картофельной нематодой. На рынках, досках объявлений сельских администраций размещено 134 плаката. На сайте Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области (URL: http://rsn-saratov.ru/) и средствах массовой информации публикуются разъяснительные статьи.

Также был проведен мониторинг на выявление такого карантинного объекта, как шарка (оспа) сливы. Было отобрано 90 образцов для исследований, наличие возбудителя данного заболевания не выявлено.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code