Статья 8. Организация государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)

Комментарий к статье 8 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. В соответствии с комментируемой статьей основными задачами государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) являются:

1) обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности территории РФ;

2) контроль за соблюдением гражданами, юридическими лицами законодательства РФ в области карантина растений.

  1. Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется:

1) в пунктах пропуска через Государственную границу РФ за подкарантинной продукцией, ввозимой в Российскую Федерацию из иностранных государств, в том числе перемещаемой в почтовых отправлениях, в ручной клади и багаже пассажиров, членов экипажей морских судов, речных судов, воздушных судов, транспортных средств, поездных бригад, за транспортными средствами, которыми осуществляется ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции.

В настоящее время продолжают действовать Временные рекомендации по информационному взаимодействию Россельхознадзора и ФТС России при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации (приложение к письму Россельхознадзора от 28 июня 2011 г. N 01-11/30494, ФС-СД-3/8148). В соответствии с данными Рекомендациями Россельхознадзор и ФТС России (далее по тексту комментируемой статьи — Стороны) организуют информационное взаимодействие.

Стороны организуют информационное взаимодействие и координируют свою деятельность и деятельность подведомственных им территориальных органов в следующих основных формах:

— взаимный обмен сведениями при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

— проведение совместных консультаций по вопросам изменения и разработки нормативных правовых актов, которые имеют непосредственное отношение к выполнению Сторонами обязанностей в соответствии с указанными Временными рекомендациями;

— создание совместных рабочих групп и совместное участие в семинарах по вопросам информационного взаимодействия.

Обмен информацией между Сторонами в рамках реализации указанных Временных рекомендаций по вопросам государственного карантинного фитосанитарного контроля осуществляется на федеральном уровне и на уровне территориальных органов на безвозмездной основе.

Также применению в рассматриваемой сфере подлежат: Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 502 «Об утверждении Правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»; Постановление Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. N 109 «Об определении перечней пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продуктов животноводства и кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)»; Приказ Министерства транспорта РФ от 24 января 2014 г. N 23 «Об утверждении Типовой схемы организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в автомобильных пунктах пропуска»; Приказ Россельхознадзора и ФТС России от 3 июля 2014 г. N 356/1281 «Об информационном взаимодействии Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной таможенной службы при осуществлении карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»; письмо Россельхознадзора и ФТС России от 19 октября 2011 г. N ФС-СД-3/13361/01-11/50586 «Об особенностях проведения карантинного фитосанитарного контроля в воздушных или морских (речных) пунктах пропуска»;

2) в иных местах, в которых в соответствии с законодательством РФ оборудованы пункты карантина растений, перечень которых утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений, за подкарантинной продукцией при ее обороте на территории РФ, т.е. Россельхознадзором;

3) в местах хранения и переработки подкарантинной продукции за подкарантинными объектами;

4) в указанных выше в п. п. 1 — 3 местах за выполнением гражданами, юридическими лицами работ, связанных с подкарантинной продукцией или подкарантинными объектами.

  1. Установленный ч. 2 комментируемой статьи государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляется путем проведения должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, мероприятий, предусмотренных законодательством РФ, в том числе мероприятий, включающих в себя:

1) досмотр, осмотр подкарантинной продукции с отбором проб и (или) образцов подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований в области карантина растений в целях определения соответствия ее состояния карантинным фитосанитарным требованиям;

2) организацию проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинной продукции, подкарантинных объектов, а также транспортных средств, прибывающих на территорию РФ с территорий иностранных государств и из карантинных фитосанитарных зон;

3) проведение карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов.

В настоящее время действует решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 «Об обеспечении карантина растений в таможенном союзе» (вместе с Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе таможенного союза, Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории таможенного союза).

В соответствии с данным актом первичный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий:

1) документарной проверки;

2) осмотра транспортных средств;

3) осмотра или досмотра подкарантинной продукции — в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском;

4) досмотра подкарантинной продукции — после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра.

В случае направления для проведения экспертизы образцов (проб), отобранных при проведении досмотра в рамках осуществления первичного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) при ввозе, подкарантинная продукция не задерживается до получения должностным лицом уполномоченного органа заключения экспертизы, при условии, что при визуальном обследовании и (или) анализе образцов (проб) подкарантинной продукции не обнаружены организмы, сходные по морфологическим признакам с карантинными объектами (карантинными вредными организмами), симптомы болезней растений, признаки повреждения подкарантинной продукции карантинными объектами (карантинными вредными организмами).

В этом случае заключение экспертизы направляется экспертной организацией уполномоченному органу стороны, осуществившему отбор образцов (проб) подкарантинной продукции. Указанный уполномоченный орган уведомляет уполномоченный орган стороны по месту завершения таможенного оформления в случае, если заключение экспертизы подтверждает заражение (засорение) подкарантинной продукции.

В случае если при визуальном обследовании и (или) анализе образцов (проб) подкарантинной продукции обнаружены организмы, сходные по морфологическим признакам с карантинными объектами (карантинными вредными организмами), решение о дальнейшем перемещении подкарантинной продукции принимается должностным лицом уполномоченного органа после получения заключения экспертизы, но не позднее чем по истечении 72 часов с момента отбора образцов (проб) подкарантинной продукции.

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе по месту завершения таможенного оформления предусматривает проведение следующих контрольных мероприятий:

1) документарной проверки;

2) осмотра транспортных средств — если местом завершения таможенного оформления является место прибытия подкарантинной продукции;

3) осмотра подкарантинной продукции — в отношении подкарантинной продукции низкого фитосанитарного риска;

4) осмотра или досмотра подкарантинной продукции — в отношении подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска, выборочно, с учетом системы управления фитосанитарным риском;

5) досмотра подкарантинной продукции — после проведения обеззараживания подкарантинной продукции, если решение об обеззараживании подкарантинной продукции было принято должностным лицом уполномоченного органа по результатам ее осмотра или досмотра.

В случае направления отобранных при проведении досмотра в рамках карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по месту таможенного оформления образцов (проб) подкарантинной продукции для проведения экспертизы подкарантинная продукция задерживается до получения должностным лицом уполномоченного органа заключения экспертизы.

Законодательством сторон может предусматриваться предельный срок, на который может задерживаться подкарантинная продукция, а также последствия истечения такого срока до получения заключения экспертизы.

Законодательством стороны могут предусматриваться случаи, когда до получения заключения экспертизы должностное лицо уполномоченного органа стороны принимает решение о разрешении выпуска подкарантинной продукции при соблюдении условий (условия по месту хранения, ограничения в обороте и тому подобное).

Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) при ввозе подкарантинной продукции, проходящей транзитом через таможенную территорию Таможенного союза в третьи страны, следуемой в герметичных, исправных и опломбированных вагонах, автофургонах, контейнерах, авторефрижераторах, проводится в месте прибытия подкарантинной продукции посредством документарной проверки и осмотра транспортных средств на наличие карантинных объектов, включенных в национальные перечни карантинных объектов.

Результаты осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) по месту прибытия и в местах доставки оформляются путем:

1) проставления должностным лицом уполномоченного органа стороны, осуществившего мероприятия по карантинному фитосанитарному контролю (надзору), соответствующего штампа на фитосанитарном сертификате (при его наличии) и транспортном (перевозочном) документе;

2) составления акта карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Внесение в акт карантинного фитосанитарного контроля (надзора) дополнительных предписаний и дополнительных ограничений на оборот продукции не допускается.

В целях проведения документарной проверки должностному лицу уполномоченного органа должны быть представлены:

1) коммерческие и транспортные (перевозочные) документы на ввозимую партию подкарантинной продукции;

2) фитосанитарный сертификат на ввозимую партию подкарантинной продукции (с переводом при необходимости на государственный язык стороны, должностному лицу уполномоченного органа которой он представляется) — в случае ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска;

3) разрешение на ввоз карантинных объектов (карантинных вредных организмов) в научно-исследовательских целях.

Должностное лицо уполномоченного органа на основании представленных коммерческих и транспортных (перевозочных) документов устанавливает:

1) наименование подкарантинной продукции;

2) место происхождения (производства, формирования) партии подкарантинной продукции в целях применения запретов на ввоз партий подкарантинной продукции, происходящих из определенного государства, определенной местности или произведенных (сформированных) на определенном предприятии, введенных в соответствии с законодательством стороны, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция.

Должностное лицо уполномоченного органа на основании анализа представленных коммерческих и транспортных (перевозочных) документов принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции или помещения партии подкарантинной продукции под таможенную процедуру таможенного транзита в случае, если:

1) на партию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска не представлен фитосанитарный сертификат;

2) ввозятся карантинные объекты (карантинные вредные организмы), и не представлено разрешение на их ввоз в научно-исследовательских целях, или ввоз таких объектов в научно-исследовательских целях не разрешается в соответствии с законодательством стороны, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать партия;

3) установленное место происхождения (производства, формирования) партии подкарантинной продукции соответствует введенному запрету на ввоз партий подкарантинной продукции, происходящих из определенного государства, определенной местности или произведенных (сформированных) на определенном предприятии, и указанная партия была отгружена позднее момента, с которого был введен такой запрет.

Должностное лицо уполномоченного органа проверяет представленный фитосанитарный сертификат и принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях:

1) сведения, содержащиеся в фитосанитарном сертификате, не соответствуют информации в коммерческих и транспортных (перевозочных) документах;

2) наличия достоверной информации о том, что фактическое количество подкарантинной продукции в партии подкарантинной продукции на десять и более процентов превышает количество, указанное в фитосанитарном сертификате;

3) фитосанитарный сертификат является поддельным или недействительным;

4) фитосанитарный сертификат не подтверждает соответствие партии подкарантинной продукции предъявляемым карантинным фитосанитарным требованиям.

Должностное лицо уполномоченного органа проверяет разрешение на ввоз карантинных объектов (карантинных вредных организмов) в научно-исследовательских целях и принимает решение о запрете ввоза партии карантинных объектов (карантинных вредных организмов) или ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в случае, если указанное разрешение выдано неуполномоченным лицом либо не соответствует партии карантинных объектов (карантинных вредных организмов), представленной к карантинному фитосанитарному контролю (надзору).

В случаях, когда по результатам документарной проверки должностное лицо уполномоченного органа принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции или помещения партии подкарантинной продукции под таможенную процедуру таможенного транзита, подкарантинная продукция подлежит возврату или уничтожению за счет собственника подкарантинной продукции.

При осмотре транспортных средств должностным лицом уполномоченного органа осуществляется визуальное обследование транспортных средств и приспособлений для перевозки (в том числе кабин, салонов, багажных и грузовых отделений транспортных средств, контейнеров) без вскрытия тары и упаковки и отбора образцов (проб) продукции.

Осмотр транспортных средств проводится в целях:

1) установления соответствия транспортных средств сведениям, указанным в фитосанитарном сертификате;

2) определения наличия или отсутствия карантинных объектов или признаков заражения (засорения) ими на поверхности транспортных средств и приспособлений для перевозки.

В случае обнаружения при осмотре транспортного средства на его поверхности и (или) поверхности приспособлений для перевозки организмов, сходных по морфологическим признакам с карантинными объектами (карантинными вредными организмами), производится отбор образцов (проб) материала, содержащего указанных насекомых, семена сорных растений, для проведения их исследования.

По результатам осмотра транспортных средств должностное лицо уполномоченного органа принимает решение о запрете ввоза партии подкарантинной продукции или запрете ее помещения под таможенную процедуру таможенного транзита в следующих случаях:

1) сведения о номере транспортного средства не соответствуют сведениям, указанным в фитосанитарном сертификате, если требование об обязательном указании в фитосанитарном сертификате номера транспортного средства предусмотрено законодательством стороны, карантинным фитосанитарным требованиям которой должна соответствовать продукция. В этом случае подкарантинная продукция подлежит возврату или уничтожению за счет собственника подкарантинной продукции;

2) обнаруженные на поверхности транспортного средства организмы являются карантинными объектами (карантинными вредными организмами). В этом случае транспортное средство подлежит очистке и (или) обеззараживанию, а при невозможности их проведения либо отказе собственника продукции от их проведения — возврату вместе с перевозимой партией подкарантинной продукции. После проведения очистки и (или) обеззараживания транспортного средства оно подлежит повторному осмотру, а подкарантинная продукция — иным контрольным мероприятиям.

При осмотре подкарантинной продукции должностным лицом уполномоченного органа осуществляется визуальное обследование подкарантинной продукции без вскрытия тары и упаковки.

Осмотр подкарантинной продукции проводится в целях:

1) установления соответствия продукции сведениям, указанным в фитосанитарном сертификате, разрешении на ввоз карантинных объектов (карантинных вредных организмов) в научно-исследовательских целях;

2) определения наличия или отсутствия карантинных объектов или признаков заражения (засорения) ими на поверхности тары и упаковки.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code