Статья 7. Содержание государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора)

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАРАНТИННЫЙ ФИТОСАНИТАРНЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)

Комментарий к статье 7 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Общая теория управления рассматривает контроль как неотъемлемую функцию и одну из главных стадий процесса управления, в ходе которой возможно эффективное выяснение результатов выполняемых операций, а также проведение проверки их соответствия установленным критериям. На основе полученных результатов могут быть приняты меры по корректировке, стабилизации, а главное — повышению эффективности всей системы управления. Одновременно следует поддержать позицию ученых, рассматривающих контрольную деятельность как основную часть (функцию) управления (социального, государственного) <19>.

———————————

<19> См.: Тарасов А.М. Государственный контроль: сущность, содержание, современное состояние // Журнал российского права. 2002. N 1. С. 26 — 36.

 

Значимость контрольно-надзорной деятельности как элемента государственного управления (властвования), ее роль в обеспечении функционирования политической системы в целом объясняют необходимость выявления ее сущности. Сущность контроля заключается в фиксировании адекватности (соразмерности) целей принимаемых решений действиям, совершаемым для достижения целей, и достигнутым результатам. Конечная цель контроля — установить, насколько предпринятые изменения объекта соответствуют запланированному состоянию данного объекта <20>.

———————————

<20> Зеркин Д.П., Игнатов В.Г. Основы теории государственного управления: Курс лекций. Изд. 2-е, доп. и перераб. Ростов н/Д: МарТ, 2005. URL: http://www.twirpx.com/file/58259/.

 

С точки зрения В.М. Горшенева, в результате осуществления контроля возможно недопущение отклонений деятельности субъекта управления от установленной программы управления, а в случае обнаружения отклонений — приведение системы управления в исходное состояние при помощи различных социальных регуляторов <21>. По этому поводу В.П. Беляев утверждает, что сущность деятельности по осуществлению контроля состоит в том, что органы и лица, уполномоченные осуществлять контроль, используют организационно-правовые способы и средства, установленные в их компетенции, для выяснения соответствия деятельности контролируемых объектов поставленным перед ними задачам, закрепленным в нормативно-правовых предписаниях; проводят анализ результатов воздействия управляющих субъектов на управляемые объекты, отклонения от установленных параметров и его степень; рассматривают возможность принятия мер по их недопущению и привлечению виновных к различным видам ответственности <22>.

———————————

<21> Концепция контроллинга: управленческий учет. Система отчетности. Бюджетирование. М., 2005. С. 17.

<22> См.: Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: вопросы теории и практики: Дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2006. С. 74.

 

Исходя из изложенного, под сущностью контроля следует понимать деятельность государства в лице его органов и членов гражданского общества, направленную на:

— осуществление наблюдения, выявления, анализа полученной информации о происходящих процессах, имеющих государственно-правовое значение;

— установление отклонений и нарушений социальных норм (в первую очередь правовых) и целей;

— предъявление требований и представление предложений по устранению или корректировке норм и целей управления.

Как считает Ю.М. Козлов, именно контроль и надзор способны обеспечить законность. Кроме того, отмечая, что нормативные правовые акты не устанавливают различий между надзором и контролем, автор рассматривает надзор в качестве специфической разновидности контроля <23>. В то же время он пытается разграничить данные понятия и приводит для этого два признака: в рамках надзора субъект не находится в организационном подчинении надзорного органа; в рамках надзора к поднадзорному субъекту возможно применение только административно-принудительных мер, в рамках же контроля возможно применение и мер дисциплинарной ответственности (например, к должностным лицам).

———————————

<23> См.: Козлов Ю.М. Административное право. М., 1999. С. 209 — 211.

 

Вместе с тем требуется указать на отсутствие достаточно четкого разграничения сущности этих понятий и существование различных мнений и теорий в определении терминов «контроль» и «надзор» в научной литературе. Анализ существующих подходов дает возможность выделить различные точки зрения по проблематике соотношения рассматриваемых понятий. По мнению одних ученых, надзор представляет собой только разновидность контроля (суженный контроль); другие исследователи рассматривают надзорную деятельность как самостоятельную; третьи вообще не разделяют контроль и надзор, считая их идентичными. Например, Г.В. Барабашев и С.А. Авакьян прокурорский надзор включают в так называемый общий контроль. В работах ряда ученых термины «контроль» и «надзор» употребляются в качестве идентичных. А с точки зрения Е.В. Шориной, в системе органов контроля особое место занимает прокуратура. В свою очередь, А.В. Мицкевич объединяет данные понятия в единый термин «надзор» <24>.

———————————

<24> Цит. по: Петров А.В., Епифанов А.Е. Юридическая природа государственного контроля и надзора // Журнал российского права. 2013. N 7. С. 36 — 49.

 

  1. Комментируемая статья устанавливает цели государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в РФ направлен на:

1) обеспечение охраны растений и территории РФ от проникновения на нее и распространения по ней карантинных объектов;

2) предотвращение ущерба от распространения карантинных объектов;

3) соблюдение карантинных фитосанитарных требований стран-импортеров.

Данный контроль (надзор) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области карантина растений. Таким органом является Россельхознадзор.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 31 января 2013 г. N 69 «Об утверждении Положения о федеральном государственном карантинном фитосанитарном надзоре», в соответствии с которым должностными лицами органа государственного надзора, уполномоченными осуществлять государственный надзор, являются:

а) руководитель Россельхознадзора;

б) заместители руководителя Россельхознадзора, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;

в) руководители структурных подразделений центрального аппарата Россельхознадзора и их заместители, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;

г) федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей структурных подразделений центрального аппарата Россельхознадзора, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;

д) руководители территориальных органов Россельхознадзора;

е) заместители руководителей территориальных органов Россельхознадзора, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;

ж) руководители структурных подразделений территориальных органов Россельхознадзора и их заместители, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора;

з) федеральные государственные гражданские служащие категории «специалисты» ведущей и старшей групп должностей территориальных органов Россельхознадзора, в ведении которых находятся вопросы государственного надзора.

Указанные должностные лица пользуются правами, установленными ст. 9 комментируемого Закона, соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а также несут ответственность в соответствии с законодательством РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них полномочий.

К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (за исключением проведения проверок при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ).

  1. Государственный надзор включает в себя:

а) организацию и проведение проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований и предписаний должностных лиц органа государственного надзора, в том числе на подкарантинных объектах, а также при хранении, перевозке, транспортировке, переработке, использовании и реализации подкарантинной продукции;

б) осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Проверки при осуществлении указанного контроля проводятся в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 502 «Об утверждении Правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации»;

в) организацию и проведение систематического наблюдения за исполнением обязательных требований, анализа и прогнозирования состояния исполнения обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами;

г) применение в порядке, установленном законодательством РФ, мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий таких нарушений.

Проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей могут быть плановыми или внеплановыми, выездными и (или) документарными.

Плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года.

Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

При осуществлении государственного надзора проводятся следующие мероприятия:

а) рассмотрение документов, необходимых для оценки соответствия деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям;

б) проверка соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований;

в) осмотр, досмотр подкарантинной продукции, отбор образцов и проведение лабораторных исследований и экспертизы;

г) проведение карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов.

Сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в установленном порядке.

Решения и действия (бездействие) должностных лиц, осуществляющих государственный надзор, могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством РФ.

Информация о результатах проведенных проверок размещается на официальном сайте органа государственного надзора в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном законодательством РФ.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code