Статья 6. Доступ к информации в области карантина растений

Комментарий к статье 6 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Частью 1 комментируемой статьи за Минсельхозом России и Россельхознадзором закреплена обязанность по обеспечению открытого доступа к данным в области карантина растений. Такие данные представляют собой информацию о мероприятиях, проводимых в рамках карантина растений, собственно об объектах, в отношении которых проводится карантин растений, а также иные сведения о составляющих этих объектов и системе карантина растений.

В свою очередь, открытый доступ предполагает наличие возможности для любого субъекта получить информацию о проводимых мероприятиях в области карантина растений, а также об отдельных его особенностях и иных составляющих его элементах. Обеспечение такого открытого доступа осуществляется путем размещения указанными органами на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет видов информации, установленных ч. 1 комментируемой статьи. Из ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» следует, что официальный сайт государственного органа — сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащий информацию о деятельности государственного органа, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат государственному органу. Поэтому размещение информации на официальном сайте — это вынесение (добавление, выкладка) информации на странице такого официального сайта (части такого официального сайта, доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов) в целях обеспечения доступа к ней любых лиц.

Так, к информации, которую Минсельхоз России и Россельхознадзор обязаны размещать на своих официальных сайтах в целях обеспечения открытого доступа к данным в области карантина растений, относится:

1) перечень карантинных объектов — систематизированное перечисление карантинных объектов, в отношении которых проводятся мероприятия в сфере карантина растений;

2) перечень подкарантинной продукции — систематизированное перечисление материалов, относящихся к подкарантинной продукции, используемых в проведении мероприятий в области карантина растений;

3) карантинные фитосанитарные требования (с 1 января 2018 г.) — перечень требований, предъявляемых к подкарантинной продукции, а также осуществляемым в отношении ее мероприятиям;

4) карантинные фитосанитарные требования иностранных государств к подкарантинной продукции, вывозимой из РФ, — перечень требований, предъявляемых к подкарантинной продукции, установленных в зарубежных государствах;

5) перечень карантинных фитосанитарных зон — систематизированное перечисление территорий, на которых введен карантинный фитосанитарный режим;

6) реестр зон, участков выращивания для РФ посадочного материала, семян (семенного материала), свободных от карантинных объектов и расположенных в иностранных государствах, группах иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов, — систематизированный перечень малых территорий, предназначенных для выращивания в РФ посадочного материала, семян (семенного материала), а также наиболее крупных территорий, в пределах которых естественно или искусственно созданы условия для выращивания посадочного материала, семян (семенного материала). Понятие «посадочный материал» — см. комментарий к ст. 2 комментируемого Закона. Семена согласно ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ «О семеноводстве» — это части растений (клубни, луковицы, плоды, саженцы, собственно семена, соплодия, части сложных плодов и другие), применяемые для воспроизводства сортов сельскохозяйственных растений или для воспроизводства видов лесных растений. Семенной материал — плоды, используемые для получения семян.

При этом в указанный перечень могут включаться только такие зоны и участки, в пределах которых отсутствуют вредители растений (вредные организмы). Кроме того, эти зоны и участки должны быть расположены в иностранных государствах, группах иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов. Данное требование предъявляется к таким зонам и участкам в связи с тем, что эти зоны и участки в дальнейшем планируются к использованию именно в интересах РФ в целях выращивания на территории РФ так называемых «здоровых» растений. Группы иностранных государств представляют собой собственно совокупность иностранных государств, объединенных по одному или нескольким общим критериям, в частности, это может быть наличие фитосанитарных, климатических и иных условий, необходимых для выращивания посадочного материала, семян (семенного материала);

7) ежегодная информация о карантинном фитосанитарном состоянии территории РФ — сведения о наличии или отсутствии на территории РФ карантинных объектов. Обратим внимание на то, что такая информация должна быть ежегодной, то есть она должна с периодичностью в один год обновляться. При этом конкретный срок такого обновления в течение года в комментируемой статье не установлен. Полагаем, что поскольку эта информация должна размещаться Минсельхозом России и Россельхознадзором, то указанные федеральные органы исполнительной власти могут на их официальных сайтах указать срок для обновления этой информации.

Исключение составляет информация о карантинном фитосанитарном состоянии территории РФ, относящаяся к сведениям государственной или иной охраняемой законом тайны. Согласно ст. 2 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне» государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Относительно информации о карантинном фитосанитарном состоянии территории РФ это могут быть, на наш взгляд, исключительно сведения о таком карантинном фитосанитарном состоянии, относительно возможности выращивания тех или иных растений, используемых в экономической деятельности государства.

Иная охраняемая законом тайна — это в данном случае коммерческая или служебная тайна. Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ «О коммерческой тайне» коммерческая тайна — это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под служебной тайной следует понимать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, доступ к которой ограничен, исходя из особого рода такой деятельности и служебной необходимости, и разглашение которой может нанести существенный вред вышеуказанным органам, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Применительно к информации о карантинном фитосанитарном состоянии территории РФ, которая может быть отнесена к служебной или коммерческой тайне, следует понимать сведения о наличии или отсутствии на территории РФ карантинных объектов, распространение которых может нанести существенный вред экономическим интересам РФ;

8) реестр подкарантинных объектов, использующих технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности, — систематизированное перечисление объектов движимого и недвижимого имущества, которые, с одной стороны, являются источниками проникновения на территорию РФ и (или) распространения по ней карантинных объектов (см. комментарий к ст. 2 Закона), а с другой стороны, в пределах (в границах) которых реализуются научно-технические и (или) научно-методические мероприятия, применяются научные решения, проводятся научные исследования, направленные на борьбу с негативным влиянием карантинных объектов на территорию РФ. Обратим внимание, что по состоянию на 25 апреля 2015 г. разработан проект Приказа Минсельхоза России «Об утверждении порядка ведения реестра подкарантинных объектов, на которых используются технологии, обеспечивающие лишение карантинных объектов жизнеспособности» (ID: 00/03-17265/08-14/2-4-5) <17>;

———————————

<17> См.: URL: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=61452.

 

9) ежегодный план проведения плановых проверок при осуществлении государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора). Исходя из Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2010 г. N 489, под указанным планом проведения плановых проверок необходимо понимать упорядоченный перечень сведений о юридических лицах (индивидуальных предпринимателях), а также основных сведений о планируемых в отношении их проверках. Разрабатываться такой план должен ежегодно согласно указанным Правилам в срок до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок;

10) решения о введении временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию подкарантинной продукции и (или) об установлении карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции, ввоз которой осуществляется в Российскую Федерацию. Данные решения представляют собой нормативные правовые акты, принимаемые Россельхознадзором и содержащие сведения о введении указанных ограничений. Что касается размещения их на официальном сайте данного федерального органа власти, то могут в данном случае размещаться тексты этих решений в соответствующем формате, доступном для чтения, с указанием реквизитов этого решения.

Эти решения должны размещаться в течение одного дня (календарного) после дня введения указанных ограничений с целью обеспечения возможности немедленного ознакомления с этими ограничениями и, соответственно, принятия в связи с этим мер.

  1. Часть 2 комментируемой статьи содержит бланкетную норму об установлении Правительством РФ порядка ведения федеральных государственных информационных систем в области карантина растений, предусмотренных комментируемым Законом. В настоящее время этот порядок с учетом того, что данная норма вступает в силу только с 1 января 2018 г., еще не принят. Однако по состоянию на 25 апреля 2015 г. разработан проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка ведения федеральных государственных информационных систем в области карантина растений» <18>. Указанный Порядок определяет правила ведения федеральных государственных информационных систем в области карантина растений, которые представляют собой совокупность программно-аппаратных средств, оператора федеральных информационных систем в области карантина растений и информационного ресурса, формируемого из сведений, необходимых для осуществления деятельности в области карантина растений, размещаемых на программно-аппаратных средствах оператора федеральных информационных систем, а также в информационных системах, создаваемых (используемых) Россельхознадзором.

———————————

<18> См.: проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка ведения федеральных государственных информационных систем в области карантина растений» (ID: 00/03-18591/09-14/2-4-3). URL: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=71173.

 

Россельхознадзор является оператором федеральных государственных федеральных информационных систем в области карантина растений. Данные федеральные информационные системы предназначены для выдачи и учета фитосанитарной документации, результатов лабораторных исследований в области карантина растений, лицензий на право выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию и для ведения реестров, указанных в ч. 1 комментируемой статьи.

По общему правилу информационные ресурсы федеральных информационных систем в области карантина растений состоят из открытой и закрытой частей. В закрытой части размещается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации. В открытой части размещается общедоступная информация.

Оператор федеральных информационных систем в области карантина растений обеспечивает:

— достоверность, полноту и актуальность информации, размещаемой в федеральных информационных системах;

— создание и функционирование федеральных информационных систем, доступ к информации, размещаемой в федеральных информационных системах, и ее защиту.

Технические и программные средства федеральных информационных систем в области карантина растений должны отвечать следующим требованиям:

1) обеспечение размещения информации на государственном языке Российской Федерации;

2) обеспечение бесперебойной работы по ведению баз данных, защите информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечение доступа участников информационного взаимодействия, в том числе уполномоченных лиц, прошедших идентификацию, аутентификацию и авторизацию в федеральных информационных системах;

3) обеспечение возможности интеграции федеральных информационных систем с другими информационными системами посредством использования инфраструктуры электронного правительства;

4) обеспечение возможности получения информации из федеральных информационных системах в виде файлов, электронных сообщений или на бумажных носителях.

  1. На Минсельхоз России и Россельхознадзор возлагается обязанность поддерживать сведения в области карантина растений, указанные в ч. 1 комментируемой статьи, в актуальном состоянии. Актуальное состояние предполагает, в свою очередь, обновление этих сведений в целях обеспечения их соответствия действительности.

В целях поддержания указанных сведений в актуальном состоянии Министерству сельского хозяйства РФ и Россельхознадзору необходимо принимать меры по постоянному (непрерывному) изучению фитосанитарного состояния территории РФ, получению информации о наличии или отсутствии карантинных и подкарантинных объектов и иные меры по получению информации в области карантина растений.

Отмечаем, что необходимость актуализации указанных сведений следует непосредственно из п. п. 7 и 9 ч. 1 комментируемой статьи, предусматривающих, что указанная в них информация в области карантина растений, размещаемая на официальных сайтах вышеуказанных федеральных органов исполнительной власти, является ежегодной, то есть подлежит ежегодному обновлению.

При этом в ч. 3 комментируемой статьи не установлены конкретные сроки актуализации указанных сведений. Считаем, что актуализация может осуществляться по мере обновления сведений на практике либо конкретные сроки актуализации могут быть предусмотрены затем в порядке, указанном в ч. 2 комментируемой статьи.

  1. В ч. 4 комментируемой статьи закреплен принцип бесплатного доступа к информации в области карантина растений. Этот принцип следует, в свою очередь, из общего положения комментируемой статьи об открытом доступе к данным в области карантина растений, что, на наш взгляд, является правомерным и обоснованным, так как ст. 42 Конституции РФ предусматривает, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code