Статья 4. Полномочия Российской Федерации в области карантина растений

Комментарий к статье 4 ФЗ «О карантине растений»

 

  1. Правительство РФ является высшим федеральным органом исполнительной власти, наделенным компетенцией в различных сферах деятельности. Правовое положение Правительства РФ наряду с нормами Конституции РФ регламентируется Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Деятельность Правительства РФ ориентирована на исполнение законов, их воплощение в жизнь. Другим направлением выступает нормотворческая деятельность Правительства РФ, реализуемая им в процессе принятия подзаконных нормативных актов, дополняющих и конкретизирующих нормы законов.

Применительно к предмету правового регулирования рассматриваемых норм Закона деятельность Правительства РФ носит общий характер и реализуется им в рамках полномочий, определенных Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Положения комментируемой статьи призваны детализировать общие полномочия Правительства РФ применительно к сфере действия Закона.

Исполнительные функции Правительства РФ требуют от него разработки и реализации единой государственной политики. Приоритетные направления политики регламентируются действующим законодательством. К ним, в частности, относится и обеспечение карантина растений. Разработка и реализация единой политики в области карантина растений по своей сути представляют два этапа единого процесса — реализации норм Закона. Разработка представляет собой первый этап, направленный на определение основных способов достижения поставленной Законом цели — обеспечение режима карантина растений, локализация потенциально опасных объектов и т.п. Правительство РФ, являясь органом общей компетенции в сфере карантина растений, реализует данную функцию на основании предложений специально уполномоченного органа, трансформирует такие предложения в общую концепцию государственной политики. Реализация единой государственной политики (второй этап) предполагает практическое применение результатов первого этапа, т.е. основных направлений, разработанных Правительством РФ в соответствующей сфере деятельности. При этом ключевым понятием выступает принцип единства политики. Статус федерального органа исполнительной власти свидетельствует о том, что принятые им решения подлежат применению на всей территории РФ в равной степени. Реализация единой политики направлена на всестороннее и полное применение выработанных мер обеспечения карантина растений. Согласованность и единство в их реализации выступают предпосылками достижения наиболее эффективного результата в рассматриваемой сфере.

Немаловажное значение в реализации единой государственной политики приобретает разграничение компетенции между федеральными органами исполнительной власти, определение специально уполномоченных органов в той или иной сфере. Положения Закона относят это направление к компетенции Правительства РФ. Однако в данном случае закономерно говорить о совместной компетенции Президента РФ и Правительства РФ, т.к. именно указами Президента РФ формируется система федеральных органов исполнительной власти, а Правительство РФ наделяет каждый из таких органов компетенцией в рамках соответствующего постановления. Так, в настоящее время структура органов регламентирована Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Нормотворческая функция Правительства РФ в данном случае реализована в рамках Постановления от 30 июня 2004 г. N 327 «Об утверждении Положения о Россельхознадзоре», которым не только определен сам специально уполномоченный орган в области карантина растений, но и детализирована его компетенция в данной сфере.

Наряду с указанными полномочиями Правительство РФ реализует и иные направления деятельности, при этом его полномочия не ограничиваются только соблюдением требований комментируемого Закона.

  1. Наряду с органами общей компетенции полномочия в области карантина растений осуществляют и специально уполномоченные органы. В ч. 2 комментируемой статьи речь идет о Минсельхозе России, который осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации». Минсельхоз России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере карантина растений.

Комментируемый Закон определяет полномочия Минсельхоза России лишь в самом общем виде, относя к ним нормотворческую деятельность Минсельхоза России и предоставляя ему возможность осуществлять иные полномочия в области карантина растений.

Нормотворческая функция Минсельхоза России реализуется посредством разработки и принятия подзаконных нормативных актов по следующим направлениям:

— определение перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), особенности карантина растений в отдельных отраслях деятельности;

— установление порядка проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории РФ;

— утверждение перечня карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков));

— разработка и утверждение правил и норм обеспечения защиты и карантина растений (до принятия соответствующих технических регламентов).

Минсельхоз России принимает решения об установлении ограничительных мероприятий (карантина), а также реализует ряд иных функций в области карантина растений.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code