Статья 3. Правовое регулирование в области карантина растений (2 часть)

К региональным стандартам в силу ст. 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» относятся стандарты, принятые региональными организациями по стандартизации. При этом под региональной организацией по стандартизации понимается организация, членами (участниками) которой являются национальные органы (организации) по стандартизации государств, входящих в один географический регион мира и (или) группу стран, находящихся в соответствии с международными договорами в процессе экономической интеграции.

Стороны Соглашения о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в этих областях деятельности (Москва, 13 марта 1992 г.), обладая полной самостоятельностью в вопросах формирования и реализации систем гармонизации технических регламентов, стандартизации, метрологии и оценки (подтверждения) соответствия и организации работ в этой области, договорились:

— признавать действующие стандарты ГОСТ в качестве межгосударственных;

— сохранять аббревиатуру «ГОСТ» за вновь вводимыми межгосударственными стандартами, предусматривая гармонизацию их требований с международными, региональными и передовыми национальными стандартами;

В силу ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» (принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации 7 октября 1992 г.) межгосударственный стандарт (ГОСТ) — стандарт, принятый Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (Межгосударственный совет) или Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (МНТКС).

Учитывая изложенное, понятия «региональный стандарт» и «межгосударственный стандарт» могут трактоваться как тождественные.

В качестве межгосударственных стандартов, принятых в области карантина растений, отметим:

1) ГОСТ 20562-2013 «Карантин растений. Термины и определения» (принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации; протокол от 14 ноября 2013 г. N 44-2013). Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 9 апреля 2014 г. N 332-ст ГОСТ 20562-2013 введен в действие (взамен ГОСТ 20562-75) в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2015 г.

ГОСТ 20562-2013 устанавливает термины и определения понятий в области карантина растений. В сферу применения настоящего стандарта попадают растения и продукция растительного происхождения, процессы ее производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнение работ или оказание услуг в секторах: сельское, лесное, садово-парковое хозяйство, заповедные зоны, лесозаготовительная и лесопильно-деревообрабатывающая промышленность. Данный стандарт разработан в целях:

— соответствия применяемых терминов и определений понятий требованиям нормативных правовых документов в области карантина растений;

— возможности реализации выбранных терминов и определений понятий в науке, технике и производстве;

— приоритетности использования терминов и определений понятий, гармонизированных с применяемыми в международной практике.

Термины, установленные данным стандартом, рекомендуются для применения во всех видах документации и литературы в области карантина растений, входящих в сферу действия работ по стандартизации и (или) использующих результаты этих работ. Указанный стандарт должен применяться совместно с ГОСТ 21507-2013;

2) ГОСТ 21507-2013 «Защита растений. Термины и определения» (принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации; протокол от 27 декабря 2013 г. N 63-П). Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 мая 2014 г. N 454-ст ГОСТ 21507-2013 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

ГОСТ 21507-2013 устанавливает термины и определения понятий в области защиты растений и фитосанитарии и должен применяться совместно с ГОСТ 20562-2013;

3) ГОСТ 28420-89 «Карантин растений. Методы энтомологической экспертизы продуктов запаса» (утвержден и введен в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 28 декабря 1989 г. N 4206). Данный стандарт распространяется на подкарантинные продукты запаса (зерно и семена зерновых и семена бобовых культур, семена масличных и эфирно-масличных культур, жмых, шрот, крупу, муку, орехи, сухофрукты, бобы какао, зерна кофе и т.п.), предназначенные для посевных продовольственных, кормовых и технических целей, и устанавливает методы энтомологической экспертизы — определение зараженности вредителями (насекомыми и клещами) в явной и скрытой форме.

По состоянию на 25 апреля 2015 г. на стадии разработки (размещено официальное уведомление о разработке проекта межгосударственного стандарта) находятся проекты таких межгосударственных стандартов, как <4>:

———————————

<4> См.: раздел «Уведомления о межгосударственных стандартах (разработчик — Российская Федерация)» на сайте Росстандарта: URL: http://www.gost.ru/wps/portal/pages/directions?WCM_GLOBAL_CONTEXT=/gost/GOSTRU/directions/Standardization/notifications/notificationsinter.

 

— Карантин растений. Методы выявления и идентификации потивируса шарки слив;

— Карантин растений. Методы выявления и идентификации вируса Т картофеля;

— Карантин растений. Методы выявления и идентификации калифорнийской щитовки;

— Карантин растений. Методы выявления и идентификации тутовой щитовки;

— Карантин растений. Методы выявления и идентификации кадрового жука;

— Карантин растений. Методы выявления и идентификации восточной плодожорки;

— Карантин растений. Методы выявления и идентификации возбудителя ожога плодовых деревьев;

— Карантин растений. Методы выявления и идентификации картофельных цистообразующих нематод;

— Карантин растений. Методы выявления и идентификации сосновой стволовой нематоды.

С уведомлениями о разработке проектов межгосударственных стандартов <5>, текстами проектов данных стандартов <6> и пояснительными записками <7> к ним можно ознакомиться на сайте Федерального государственного учреждения «Всероссийский центр карантина растений» (ФГУ «ВНИИКР»).

———————————

<5> URL: http://vniikr.ru/techn/razrab-mezhgos-stand/uv-razrab-pr-mg-st.

<6> URL: http://vniikr.ru/techn/razrab-mezhgos-stand/pr-mg-st.

<7> URL: http://vniikr.ru/techn/razrab-mezhgos-stand/poyasn-zap-pr-mg-st.

 

Ученые ФГУ «ВНИИКР» разрабатывают в соответствии с действующими международными диагностическими протоколами современные методики по выявлению и идентификации вредных организмов. По итогам 2014 г. подготовлено 112 методических рекомендаций по выявлению и идентификации вредных организмов, гармонизированных с диагностическими протоколами ЕОКЗР, 42 из них переведены в стандарты организации.

В 2014 г. подготовлено 34 методические рекомендации по выявлению идентификации вредных организмов (23 из них подготовлены в соответствии с государственным заданием на проведение прикладных научных исследований, 4 — вне плана), 4 межгосударственных стандарта по выявлению и идентификации вредных организмов, 5 стандартов организации по выявлению и идентификации вредных организмов. В частности, можно отметить следующие рекомендации:

— Методические рекомендации по выявлению и идентификации зерновок рода Callosobruchus;

— Методические рекомендации по выявлению и идентификации американского табачного трипса Frankliniella fusca Hinds (работа подготовлена в соответствии с государственным заданием);

— Методические рекомендации по выявлению и идентификации шестизубчатого короеда Ips calligraphus (работа подготовлена в соответствии с государственным заданием);

— Методические рекомендации по выявлению и идентификации восточного пятизубчатого короеда Ips grandicollis (работа подготовлена в соответствии с государственным заданием);

— Методические рекомендации по выявлению и идентификации большого елового лубоеда Dendroctonus micans (работа подготовлена в соответствии с государственным заданием) и др. <8>.

———————————

<8> См.: Результаты научно-методической и производственной деятельности ФГБУ «ВНИИКР» в 2014 году // URL: http://vniikr.ru/files/Reports/work-report2014.pdf.

 

  1. Деятельность государства реализуется посредством формирования системы его органов, обеспечивающих реализацию нормативных предписаний, в том числе и в отношении карантина растений. Конституции РФ, как основному закону государства, делегированы полномочия по формированию такой системы на федеральном уровне, а также по определению компетенции входящих в эту систему органов, которая конкретизируется в рамках специальных нормативных актов о таких органах. Так, например, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» применительно к рассматриваемой сфере Правительство РФ:

— обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

— принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

— организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы РФ (см. подробнее об этом комментарий к ч. 1 ст. 4 Закона).

В рамках указанной компетенции Правительством РФ, например, утверждены Правила осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (см. Постановление Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 502).

Обеспечение карантина растений сопряжено с реализацией ряда подзаконных нормативных актов общего характера, например регламентирующих правовой статус специально уполномоченных органов. Так, Указом Президента РФ от 21 мая 2012 г. N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» закреплен статус специального уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области карантина растений, — Россельхознадзора.

Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных. Полномочия Россельхознадзора и порядок осуществления деятельности конкретизированы в Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327 «Об утверждении Положения о Россельхознадзоре». Россельхознадзор находится в ведении Минсельхоза России (см. подробнее о функциях Россельхознадзора комментарий к ст. 5 Закона).

Нормотворческая деятельность Россельхознадзора в большинстве случаев реализуется в рамках приказов и писем, которые в своем большинстве являются актами индивидуального регулирования, не содержащими норм права. Среди них можно отметить: Приказ Россельхознадзора от 18 августа 2011 г. N 365 «О создании Комиссии Россельхознадзора по проверке деятельности территориальных управлений Россельхознадзора и подведомственных Россельхознадзору учреждений и предприятий»; письмо Россельхознадзора от 27 апреля 2009 г. N ФС-ГК-3/3866; письмо Россельхознадзора от 21 июля 2009 г. N ФС-АС-3/7604 и др.

Минсельхоз России в рамках комментируемого Закона выступает в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области карантина растений:

— нормативно-правовое регулирование в области карантина растений;

— иные полномочия в области карантина растений в соответствии с комментируемым Законом (см. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2008 г. N 450 «О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации»).

Нормотворческая деятельность Минсельхоза России направлена, в частности, на урегулирование следующих аспектов:

— утверждение правил рассмотрения заявок на выдачу, а также принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче фитосанитарных сертификатов на вывоз с территории РФ подкарантинной продукции и карантинных сертификатов на ввезенную на территорию РФ подкарантинную продукцию, при перевозках по территории РФ и на подкарантинную продукцию, вывозимую из карантинной фитосанитарной зоны (см. Приказ Минсельхоза России от 14 марта 2007 г. N 163);

— утверждение правил проведения карантинных фитосанитарных обследований подкарантинных объектов на территории РФ (см. Приказ Минсельхоза России от 22 апреля 2009 г. N 160);

— утверждение порядка выдачи разрешений на ввоз в РФ и вывоз из РФ, а также на транзит по ее территории животных, продукции животного происхождения, лекарственных средств, кормов и кормовых добавок для животных, подкарантинной продукции (см. Приказ Минсельхоза России от 7 ноября 2011 г. N 404);

— утверждение порядка установления и упразднения карантинной фитосанитарной зоны, установление и отмена карантинного фитосанитарного режима, наложение и снятие карантина (см. Приказ Минсельхоза России от 13 февраля 2008 г. N 43);

— утверждение правил проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории РФ (см. Приказ Минсельхоза России от 9 июля 2009 г. N 269);

— порядок по организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации (см. Приказ Минсельхоза России от 29 августа 2008 г. N 414);

— утверждение правил обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию РФ, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании (см. Приказ Минсельхоза России от 29 декабря 2010 г. N 456).

Наряду с нормотворческой деятельностью указанных специально уполномоченных органов, регламентация отдельных отношений в области обеспечения карантина растений осуществляется актами иных органов государственной власти, например Приказом МПС РФ от 18 июня 2003 г. N 36 «Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом подкарантинных грузов». Отметим, что деятельность «иных» органов ограничивается исключительно сферой их компетенции, которая в той или иной мере связана с обеспечением защиты от воздействия вредителей на растения и продукты растительного происхождения.

  1. Следует обратить особое внимание, что в отличие от ФЗ о карантине растений 2000 г. (ст. 3) комментируемый Закон не содержит ссылки на возможность правового регулирования вопросов в области карантина растений законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Однако полагаем, это не исключает полностью возможность субъектов РФ в рамках установленной компетенции решать связанные с предметом регулирования комментируемого Закона вопросы, поскольку согласно ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся в том числе:

— природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры (см. п. «д»);

— осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий (см. п. «з»);

— административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды (см. п. «к»).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code