Комментарий к статье 2 ФЗ «О карантине растений» (4 часть)

  1. В п. 30 комментируемой статьи установлено, что подкарантинные объекты должны удовлетворять двум условиям (способность быть источником проникновения карантинных объектов на территорию РФ, способность к распространению в России карантинных объектов) и они обозначены расширенным перечнем 10 категорий:

— земельные участки любого целевого назначения;

— здания;

— строения;

— сооружения;

— резервуары;

— места складирования (помещения);

— оборудование;

— транспортные средства;

— контейнеры;

— иные объекты.

Рассматриваемое определение в целом равнозначно определению подкарантинных объектов в ст. 2 ФЗ о карантине растений 2000 г. с одним отличием — законодателем из состава подкарантинных объектов исключены подкарантинная продукция (подкарантинный материал, подкарантинный груз).

В свою очередь, рассматриваемый термин в Протоколе о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.)) отличается только территориальными границами: «подкарантинные объекты — земли любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, резервуары, места складирования, оборудование, транспортные средства, контейнеры и иные объекты, которые могут быть источниками проникновения на таможенную территорию Союза и (или) распространения на ней карантинных объектов».

Необходимо добавить, что в п. п. 7 и 8 Порядка организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации (утв. Приказом Минсельхоза России от 29 августа 2008 г. N 414) определено, что перед транспортировкой подкарантинной продукции транспортные средства подлежат профилактическому обеззараживанию в местах ее отгрузки или в пунктах пропуска через Государственную границу РФ при обнаружении в них карантинных вредителей растений (кроме морских, речных и воздушных судов). Предписание о проведении обеззараживания подкарантинных объектов методом газации выдается должностным лицом Россельхознадзора или его территориального органа по результатам федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора с соответствующей записью в акте федерального государственного карантинного фитосанитарного надзора.

  1. Следующим термином согласно п. 31 комментируемой статьи обозначены 2 основные категории посадочного материала:

— не являющиеся семенным материалом плоды, соплодия, части сложных плодов;

— употребляемые для размножения вегетативным путем растения или их части.

В устаревшем ФЗ о карантине растений 2000 г. конструкция посадочного материала вообще не применялась, значит, выделение особого статуса посадочного материала обусловлено его ценностью для воспроизводства, развития растениеводства, лесоводства и в целом экологической системы России. Кроме обозначенного определения, правовой статус посадочного материала включает:

— формирование согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона реестра зон, участков выращивания для РФ посадочного материала, семян (семенного материала), свободных от карантинных объектов и расположенных в иностранных государствах, группах иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов;

— запрет оборота подкарантинной продукции, использованной в качестве семян (семенного материала) или посадочного материала (см. ч. 2 ст. 15 Закона);

— запрет согласно п. 1 ч. 7 ст. 22 Закона на перемещение посадочного материала как подкарантинной продукции в почтовых отправлениях, в ручной клади и багаже пассажиров, членов экипажей морских судов, речных судов, воздушных судов, транспортных средств, поездных бригад.

  1. В нормах п. 32 комментируемой статьи приводится определение почвы, являющейся согласно п. 29 рассматриваемой статьи элементом подкарантинной продукции. Приведенная конструкция почвы включает 4 элемента:

— критерий природного происхождения и наличия почвы в природной среде;

— состав почвы из минеральных и органических частей;

— назначение почвы в обеспечении жизнедеятельность растений;

— исключение из понятия «почва» торфа, песка, грунта глубокого залегания, компоста, а также искусственно созданной среды обитания растений.

Помимо указанных двух определений (п. п. 29 и 32 комментируемой статьи) термин «почва» в Законе упоминается только 1 раз — в связи с разрешением согласно ч. 10 ст. 22 Закона ввоза в Российскую Федерацию почвы только в научных целях в порядке, установленном Правительством РФ.

Следует добавить, что в параграфе 4 ст. 1 МККЗР 1997 г. установлено, что в случае необходимости положения Конвенции могут распространяться, помимо растений и растительных продуктов, на хранилища, упаковку, транспортные средства, контейнеры, почву и на любой другой организм, объект или материал, могущий служить местом укрытия вредных организмов или способствовать их распространению, особенно в тех случаях, когда дело касается международных перевозок. То есть международными нормами подтверждается подкарантинный статус почвы.

  1. Содержание п. 33 комментируемой статьи включает дефиницию растений как растений и их частей, включая семена (семенной материал) и генетический материал.

Рассматриваемая дефиниция в целом аналогична устаревшему термину, регламентированному в ст. 2 ФЗ о карантине растений 2000 г. и определяющему, что растениями следует считать растения и части растений, в том числе семена и генетический материал растений. То есть в обновленном варианте рассматриваемого определения законодатель расширил критерии растений:

— теперь к растениям формально относятся не только семена и генетический материал растений, поскольку фраза «в том числе» заменена на «включая»;

— категория «семена» дополнена «семенным материалом».

Однако в Протоколе о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.) понятие «растение» не отражено, а в терминологии МККЗР 1997 г. в рассматриваемой дефиниции добавлен признак «живого растения» и отсутствует фраза «семенной материал».

  1. Положения п. 34 рассматриваемой статьи устанавливают элементы организационно-правовой конструкции реэкспортного фитосанитарного сертификата:

— категория документа международного образца;

— право выдачи национальной организацией по карантину и защите растений страны-реэкспортера;

— общее правило сопровождения партии подкарантинной продукции, которая импортируется в страну в целях ее последующего экспорта;

— условие хранения, разделения на части, переупаковки указанной партии подкарантинной продукции, смешивания ее с другими партиями подкарантинной продукции (при отсутствии таковых реэкспортный фитосанитарный сертификат не выдается);

— цель удостоверения соответствия подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения.

В положениях Закона используются три категории сертификата: карантинного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата и фитосанитарного сертификата (см. п. п. 15, 34 и 37 комментируемой статьи). Выдача двух последних означает согласно п. 10 ч. 1 ст. 5 Закона не только соответствие установленным фитосанитарным требованиям, но и начало государственной защиты подкарантинной продукции, подкарантинных объектов в отношении их состава, замены и возможности повторного заражения и (или) засорения начиная с момента выдачи сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата до начала осуществления экспорта.

Вместе с этим порядок вывода из РФ подкарантинной продукции согласно ч. 2 ст. 25 Закона предполагает сопровождение подкарантинной продукции, ввоз которой в Россию осуществлен в целях последующего вывоза такой подкарантинной продукции, реэкспортным фитосанитарным сертификатом, если при хранении, разделении, переупаковке партия такой подкарантинной продукции не подвергалась заражению и (или) засорению карантинным объектом и соответствует карантинным фитосанитарным требованиям страны-импортера.

  1. В п. 35 комментируемой статьи установлено, что семенами (семенным материалом) как элементами растений (см. п. 33 комментируемой статьи) двух категорий (в области сельского хозяйства и в сфере лесных отношений) являются 6 видов из расширенного перечня частей растений:

— клубней;

— луковиц;

— собственно семян;

— соплодий;

— частей сложных плодов;

— других частей растений.

Кроме обозначенного определения правовой статус семян (семенного материала) включает:

— формирование согласно п. 6 ч. 1 ст. 6 Закона реестра зон, участков выращивания для РФ посадочного материала, семян (семенного материала), свободных от карантинных объектов и расположенных в иностранных государствах, группах иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов;

— запрет оборота подкарантинной продукции, использованной в качестве семян (семенного материала) или посадочного материала (см. ч. 2 ст. 15 Закона);

— запрет согласно п. 1 ч. 7 ст. 22 Закона на перемещение семян (семенного материала) как подкарантинной продукции в почтовых отправлениях, в ручной клади и багаже пассажиров, членов экипажей морских судов, речных судов, воздушных судов, транспортных средств, поездных бригад.

  1. Следующим термином согласно п. 36 комментируемой статьи обозначен собственник подкарантинной продукции как лицо, владеющее подкарантинной продукцией на праве собственности. Важность этого субъекта фитосанитарных отношений подчеркивается многократным упоминанием его прав и обязанностей, например:

— согласно ч. 4 ст. 15 Закона собственник подкарантинной продукции при обнаружении признаков заражения и (или) засорения подкарантинной продукции карантинными объектами обязан разместить подкарантинную продукцию, зараженную (засоренную) карантинными объектами, изолированно от подкарантинной продукции, свободной от карантинных объектов, незамедлительно уведомить об этом Россельхознадзор;

— в порядке ч. 5 ст. 15 Закона собственник в отношении подкарантинной продукции, зараженной (засоренной) карантинными объектами, может выбрать одну из трех карантинных фитосанитарных мер;

— в соответствии с ч. 5 ст. 16 Закона затраты на осуществление карантинных фитосанитарных мер несут собственники подкарантинных объектов;

— согласно ч. 5 ст. 19 Закона собственник подкарантинной продукции, в отношении которой установлена карантинная фитосанитарная зона (наложен карантин), имеет право на проведение повторного анализа отобранных образцов подкарантинной продукции в лабораториях, уполномоченных Россельхознадзора, и на обжалование его решения об установлении карантинной фитосанитарной зоны (о наложении карантина);

— в порядке ч. 4 ст. 20 Закона собственник подкарантинной продукции обязан оплатить мероприятия в карантинной фитосанитарной зоне по осуществлению локализации очага карантинного объекта (ликвидации популяции карантинного объекта);

— в соответствии с ч. 8 ст. 21 Закона собственник подкарантинной продукции (уполномоченное им лицо) обязан осуществить погашение карантинного сертификата в течение одного дня с момента доставки подкарантинной продукции;

— согласно п. 5 ч. 1 ст. 27 Закона собственник подкарантинной продукции может выбрать карантинное фитосанитарное обеззараживание подкарантинной продукции в качестве карантинной фитосанитарной меры, если подкарантинная продукция заражена (засорена) карантинными объектами;

— в нормах ст. 32 Закона установлен исчерпывающий перечень 12 обязанностей граждан, юридических лиц в области карантина растений, включая собственников подкарантинной продукции.

  1. В нормах п. 37 комментируемой статьи приводится определение фитосанитарного сертификата, включающего 4 элемента:

— категория документа международного образца;

— право выдачи национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера;

— общее правило сопровождения партии подкарантинной продукции;

— цель удостоверения соответствия подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям страны назначения.

То есть реэкспортный фитосанитарный сертификат отличается от простого фитосанитарного сертификата двумя признаками:

— общее правило сопровождения партии подкарантинной продукции, которая импортируется в страну в целях ее последующего реэкспорта;

— условие хранения, разделения на части, переупаковки указанной партии подкарантинной продукции, смешивания ее с другими партиями подкарантинной продукции (при отсутствии таковых реэкспортный фитосанитарный сертификат не выдается, достаточно имеющегося в наличии фитосанитарного сертификата).

Важность фитосанитарного сертификата подчеркивается его частым применением в Законе:

1) согласно ч. 6 ст. 22 Закона отсутствие фитосанитарного сертификата, выданного национальной организацией по карантину и защите растений страны-экспортера, на территории которой сформирована партия такой подкарантинной продукции, означает запрет на ввоз в Россию подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска;

2) в порядке ч. 2 ст. 23 Закона ввоз в РФ партии подкарантинной продукции не допускается, если принято решение о введении временных ограничений на ввоз в Россию подкарантинной продукции и фитосанитарный сертификат на партию такой подкарантинной продукции получен в период действия данного решения;

3) в соответствии с ч. 1 ст. 25 Закона вывоз из РФ каждой партии подкарантинной продукции допускается при наличии фитосанитарного сертификата в соответствии с карантинными фитосанитарными требованиями страны-импортера;

4) согласно п. 3 ч. 3 ст. 26 Закона выдача фитосанитарного сертификата является основанием проведения лабораторных исследований в области карантина растений;

5) в порядке п. 3 ч. 1 ст. 27 Закона оформление фитосанитарного сертификата является основанием карантинного фитосанитарного обеззараживания;

6) в нормах ст. 29 Закона установлена подсистема сертификации в сфере карантина растений, включающая 8 элементов:

— два основания выдачи фитосанитарного сертификата на партию подкарантинной продукции, вывоз которой осуществляется из РФ;

— порядок отбора проб (образцов) подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований в целях получения заключения о карантинном фитосанитарном состоянии подкарантинной продукции;

— общее правило безвозмездной выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата;

— полномочие Россельхознадзора на утверждение форм фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата;

— полномочие Минсельхоза России на установление порядка выдачи фитосанитарного сертификата, реэкспортного фитосанитарного сертификата, карантинного сертификата;

— условие трехдневного срока на принятие решения о выдаче фитосанитарного сертификата (об отказе в его выдаче);

— условие выдачи карантинного сертификата на подкарантинную продукцию, Перечень которой утвержден Минсельхозом России (см. Приказ Минсельхоза России от 15 декабря 2014 г. N 501 «Об утверждении Перечня карантинных объектов»);

— обязательный порядок внесения сведений о выданных фитосанитарных сертификатах, реэкспортных фитосанитарных сертификатах, карантинных сертификатах в единую федеральную государственную информационную систему учета выданных фитосанитарных документов в области карантина растений.

  1. Содержание п. 38 комментируемой статьи включает дефиницию фитосанитарного контрольного поста, основными критериями которой обозначены:

— оборудование фитосанитарного контрольного поста как пункта карантина растений в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;

— оборудование фитосанитарного контрольного поста как пункта карантина растений в иных местах, в которых в соответствии с законодательством РФ оборудуются пункты карантина растений.

Перечень 4 основных особенностей осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу РФ приведен в ст. 28 Закона и определяет:

— порядок государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу РФ согласно правилам ст. ст. 8, 9, 22 — 25 Закона и других федеральных законов в соответствии с постановлением Правительством РФ;

— осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу РФ уполномоченными федеральными органами исполнительной власти согласно их функциям, установленным Правительством РФ;

— исчерпывающий перечень 4 мероприятий государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу РФ (документарная проверка; досмотр (осмотр) подкарантинной продукции; осмотр транспортных средств и других подкарантинных объектов; отбор проб (образцов) подкарантинной продукции для проведения лабораторных исследований в области карантина растений;

— полномочия Россельхознадзора осуществлять контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных ч. 3 ст. 18 комментируемого Закона (в отношении запретов и ограничений, устанавливаемых на период действия карантинного фитосанитарного режима).

Основы регламентации оборудования пунктов карантина растений обозначены в:

— Законе РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»;

— Постановлении Правительства РФ от 21 февраля 2008 г. N 109 «Об определении перечней пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, специально оборудованных и предназначенных для ввоза на территорию РФ животных, продуктов животноводства и кормов, кормовых добавок и лекарственных средств для животных, подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)»;

— Постановлении Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 482 «Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации»;

— Постановлении Правительства РФ от 20 ноября 2008 г. N 872 «Об утверждении Правил осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации»;

— Постановлении Правительства РФ от 29 июня 2011 г. N 502 «Об утверждении Правил осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации».

Среди указанных норм следует отметить правительственные Правила установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через госграницу РФ, согласно которым:

1) пункт пропуска через госграницу РФ предназначен для осуществления процедур пропуска через границу России транспорта, товара, грузов и животных;

2) пункты пропуска определяются согласно законодательству РФ на автомобильных, железнодорожных станциях или вокзалах, в морских, речных (озерных) портах, аэропортах (аэродромах), военных аэродромах, которые открыты для международного сообщения (международных полетов), а также на других участках местности, специально выделенных в непосредственной близости от российской госграницы;

3) стадии проектирования, строительства (реконструкции) и оборудования зданий, сооружений и помещений, необходимых для организации пограничного, таможенного и других видов контроля в пункте пропуска, осуществляются за счет федерального бюджета и других источников финансирования, установленных в законодательстве РФ (при условии безвозмездной передачи зданий, сооружений и помещений для организации пограничного контроля в пункте пропуска);

4) в пунктах пропуска в установленном порядке создаются подразделения органов пограничного контроля с целью осуществления пропуска через российскую госграницу лиц, транспорта, груза, товара и животных;

5) система пунктов пропуска состоит из:

— морских, речных (озерных), воздушных, автомобильных, железнодорожных, пешеходных, смешанных пунктов пропуска — согласно видам международного сообщения;

— пассажирских, грузовых, грузопассажирских пунктов — согласно характеру международного сообщения;

— постоянных, временных, сезонных пунктов пропуска, работающих нерегулярно — согласно режиму работы;

— многосторонних — для пересечения госграницы РФ лицами без гражданства и транспортом независимо от государственной принадлежности, а также для перемещения через границу груза, товара и животных независимо от их государственной принадлежности;

— двусторонних — для пересечения российской госграницы гражданами в упрощенном порядке и российским транспортом и сопредельного государства, а также для перемещения через границу груза, товара и животных только РФ и сопредельного государства;

— специализированных пунктов, которые согласно международным договорам РФ и федеральным законам могут пропускать определенные виды перемещаемого груза, товара и животных.

Пункты пропуска могут создаваться согласно международным договорам РФ или актам Правительства РФ, если такое создание инициировано федеральным органом исполнительной власти или высшим исполнительным органом региональной власти.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code