Комментарий к статье 2 ФЗ «О карантине растений» (3часть)

  1. В п. 20 комментируемой статьи установлено, что карантинным фитосанитарным обеззараживанием является процедура по уничтожению, удалению, стерилизации (лишению репродуктивной способности) вредных организмов или лишению их жизнеспособности.

По данному поводу следует отметить, что согласно Протоколу о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.) правила, процедуры, инструкции, методики обеззараживания входят в состав единых правил и норм обеспечения карантина растений. При этом в п. «г» параграфа 2 ст. 4 МККЗР 1997 г. установлена ответственность официальной национальной организации по карантину и защите растений за проведение обеззараживания или дезинфекции грузов растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов, перевозимых при международном сообщении, с тем, чтобы они отвечали фитосанитарным требованиям.

  1. Следующим термином согласно п. 21 комментируемой статьи обозначено содержание карантинного фитосанитарного обследования как процедуры, проводимой должностным лицом Россельхознадзора в целях определения популяций карантинных объектов и обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности в установленный период. Правила проведения карантинных фитосанитарных обследований утверждены Приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2009 г. N 160, согласно п. п. 4 — 6 которого карантинные фитосанитарные обследования подразделяются на контрольные карантинные фитосанитарные обследования (далее — контрольные обследования) и систематические карантинные фитосанитарные обследования (далее — систематические обследования).

Контрольные обследования проводятся территориальными управлениями Россельхознадзора в целях установления (уточнения) границ карантинной фитосанитарной зоны или зоны, свободной от карантинных объектов, а также осуществления контроля за соблюдением владельцами подкарантинных объектов требований законодательства РФ и международных актов в области карантина растений. При осуществлении контрольного карантинного фитосанитарного обследования применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Систематические обследования проводятся владельцами подкарантинных объектов в целях своевременного выявления карантинных объектов, определения границ их очагов, оптимизации карантинных фитосанитарных режимов, направленных на локализацию и ликвидацию очагов карантинных организмов. При обнаружении карантинных объектов или признаков, указывающих на их наличие, владельцы, пользователи подкарантинных объектов (далее — владельцы) информируют об этом территориальное управление Россельхознадзора. Экспертизу образцов (проб), отобранных при контрольном обследовании, проводят федеральные государственные учреждения, подведомственные Россельхознадзору.

  1. В нормах п. 22 комментируемой статьи приводится определение карантинного фитосанитарного состояния территории, подкарантинной продукции, подкарантинного объекта, основным признаком которого указано наличие либо отсутствие карантинных объектов на территории, в подкарантинной продукции, на подкарантинном объекте. Следует отметить, что согласно п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона полномочия Россельхознадзора включают установление карантинного фитосанитарного состояния территории РФ. В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 6 Закона ежегодная информация о карантинном фитосанитарном состоянии территории РФ относится к обязательной общедоступной информации в области карантина растений.

Для оценки фитосанитарного состояния территории РФ Россельхознадзором согласно ст. ст. 10 и 11 Закона проводится мониторинг карантинного фитосанитарного состояния территории РФ посредством системы наблюдений, анализа, оценки и прогноза распространения карантинных объектов по территории России.

Вместе с этим в порядке ч. 1 ст. 12 Закона ежегодно до 15 мая на основании данных мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории РФ Россельхознадзор подготавливает и опубликовывает национальный доклад о карантинном фитосанитарном состоянии территории России.

  1. Содержание п. 23 комментируемой статьи включает дефиницию карантинных фитосанитарных требований, которые обусловлены требованиями к подкарантинной продукции и к подкарантинным объектам.

В Правилах обеспечения карантина растений при ввозе подкарантинной продукции на территорию РФ, а также при ее хранении, перевозке, транспортировке, переработке и использовании (утв. Приказом Минсельхоза России от 29 декабря 2010 г. N 456) установлены две основные категории:

1) карантинные фитосанитарные требования РФ, предъявляемые к ввозимой на территорию России подкарантинной продукции;

2) карантинные фитосанитарные требования РФ к процессам ввоза, перевозки, транспортировки, хранения, использования импортной подкарантинной продукции, состоящие из:

— карантинных фитосанитарных требований при ввозе подкарантинной продукции высокого фитосанитарного риска;

— карантинных фитосанитарных требований при ввозе зерна и продуктов его переработки, а также к процессам их ввоза, перевозки, транспортировки, хранения, использования;

— карантинных фитосанитарных требований при ввозе семян и посадочного материала, а также к процессам их ввоза, перевозки, транспортировки, хранения, использования;

— карантинные фитосанитарных требований при ввозе плодов и овощей, картофеля на продовольственные и технические цели, а также к процессам их ввоза, перевозки, транспортировки, хранения, использования;

— карантинных фитосанитарных требований при ввозе срезов живых цветов, а также к процессам их ввоза, перевозки, транспортировки, хранения, использования;

— карантинных фитосанитарных требований при ввозе древесных упаковочных и крепежных материалов, а также к процессам их ввоза, перевозки, транспортировки, хранения, использования;

— фитосанитарных требований при ввозе подкарантинной продукции низкого фитосанитарного риска.

Также следует указать, что согласно ст. 7 МККЗР 1997 г. требованиями при импорте обозначены:

1) предписывание и принятие фитосанитарных мер в отношении завоза растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов, включая, например, досмотр, запрет на импорт или проведение обработки;

2) отказ во ввозе, или задержание, или требование проведения обработок, уничтожения или изъятия с территории Договаривающейся Стороны растений, растительных продуктов и других подкарантинных материалов или грузов с ними, которые не отвечают установленным или принятым фитосанитарным мерам;

3) запрет или ограничение проникновения регулируемых вредных организмов на их территорию;

4) запрет или ограничение завоза на свою территорию агентов биологической борьбы и других предполагаемых полезных организмов, имеющих фитосанитарное значение для их территории.

  1. Положения п. 24 рассматриваемой статьи устанавливают понятие ликвидации популяции карантинного объекта как принятие карантинных фитосанитарных мер для уничтожения популяции карантинного объекта. По данному поводу в ст. 20 Закона обозначены элементы программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта:

— условия подготовки Россельхознадзором программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта на основе результатов анализа фитосанитарного риска, биологических особенностей карантинного объекта и обстоятельств его выявления, географических особенностей, факторов сезонного характера;

— исчерпывающий перечень 6 видов обязательной информации в программе локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта должен содержать: сведения о границах карантинной фитосанитарной зоны; наименование карантинного объекта, в связи с выявлением которого вводится карантинный фитосанитарный режим, и т.д.;

— запрет установления ограничений осуществления деятельности, связанной с производством (в том числе переработкой), хранением, перевозкой, реализацией, уничтожением подкарантинной продукции, и (или) установление в отношении граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, дополнительных обязанностей, которые не предусмотрены ч. 3 ст. 18 Закона и не включены в программу локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта;

— условие возмездного проведения в карантинной фитосанитарной зоне мероприятий по осуществлению локализации очага карантинного объекта (ликвидации популяции карантинного объекта) за счет средств граждан, юридических лиц, которые имеют в собственности, во владении, в пользовании, в аренде подкарантинные объекты, собственников подкарантинной продукции.

  1. В п. 25 комментируемой статьи установлены правовое содержание локализации очага карантинного объекта в виде двух категорий карантинных фитосанитарных мероприятий:

— внутренних территориальных мер для предотвращения распространения карантинного объекта;

— внешних территориальных мер для предотвращения распространения такого объекта.

Исходя из содержания Закона мероприятия локализации очага карантинного объекта:

1) являются согласно п. 5 комментируемой статьи элементом борьбы с карантинным объектом;

2) входят в порядке п. 19 комментируемой статьи в комплекс мер карантинного фитосанитарного режима;

3) в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 5 Закона входят в полномочия Россельхознадзора в части их организации;

4) составляют согласно ст. 20 Закона основное содержание программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта, которая в порядке ч. 5 ст. 18 Закона должна быть реализована в период действия карантинного фитосанитарного режима;

5) входят в исчерпывающий перечень 6 видов обязательной информации в программе локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта, который включает сведения:

— о границах карантинной фитосанитарной зоны;

— о наименовании карантинного объекта, в связи с выявлением которого вводится карантинный фитосанитарный режим;

— о перечне установленных ограничений осуществления деятельности, связанной с производством (в том числе переработкой), хранением, перевозкой, реализацией, уничтожением подкарантинной продукции, и (или) дополнительных обязанностей в отношении лиц, использующих для осуществления указанной деятельности подкарантинные объекты;

— о перечне мероприятий по осуществлению локализации очага (ликвидации популяции) карантинного объекта;

— о плане проведения проверок расположенных в границах карантинной фитосанитарной зоны подкарантинных объектов, включая перечень этих подкарантинных объектов, дату и срок проведения каждой проверки;

— критерии ликвидации популяции карантинного объекта и критерии отмены карантинного фитосанитарного режима.

  1. Следующим термином согласно п. 26 комментируемой статьи обозначен осмотр, основными признаками которого установлены:

— визуальный характер;

— условие обследования должностным лицом Россельхознадзора;

— предмет обследования: подкарантинная продукция, подкарантинный объект;

— цель осмотра в выявлении карантинных объектов без отбора проб (образцов).

Вместе с этим осмотр согласно п. 7 комментируемой статьи служит выявлению карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах в рамках системы государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

Следует акцентировать внимание на том, что в МККЗР 1997 г. используется схожая конструкция досмотра, который согласно параграфа 1 ст. 4 МККЗР 1997 г. входит в ответственность официальной национальной организации по карантину и защите растений и отличается:

— осуществлением досмотра грузов растений и растительных продуктов, перевозимых при международном сообщении, и в случаях, когда это целесообразно, досмотра других подкарантинных материалов с целью предотвращения интродукции и/или распространения вредных организмов (п. «в» параграфа 2 ст. 4 МККЗР 1997 г.);

— обязательным проведением досмотра и других мероприятий, связанных с выдачей фитосанитарных сертификатов, только официальной национальной организацией по карантину и защите растений или под ее руководством (п. «а» параграфа 2 ст. 5 МККЗР 1997 г.);

— проведением досмотра с целью предотвращения интродукции и/или распространения регулируемых вредных организмов согласно соответствующим международным соглашениям в рамках реализации импорта (п. «а» параграфа 1 ст. 7 МККЗР 1997 г.);

— проведением любого досмотра или других фитосанитарных процедур в отношении грузов растений, растительных продуктов или других подкарантинных материалов, предлагаемых к импорту, по возможности незамедлительно, принимая во внимание возможность их порчи (п. «д» параграфа 2 ст. 7 МККЗР 1997 г.).

  1. В нормах п. 27 комментируемой статьи приводится определение очага карантинного объекта, который как часть российской или зарубежной территории должен отвечать одному из признаков:

— выявление популяции карантинного объекта;

— выявление резкого увеличения численности популяций карантинных объектов.

В соответствии с п. 3 ст. 58 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) взаимодействие государств-членов при профилактике, диагностике, локализации и ликвидации очагов особо опасных, карантинных и зоонозных болезней животных осуществляется в порядке, устанавливаемом Европейской экономической комиссией.

Следует отметить, что конструкция очага карантинного объекта используется в нормах лесного законодательства. Согласно ст. 54 ЛК РФ локализация и ликвидация очагов вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам, входят в систему защиты лесов и осуществляются в соответствии с правилами Закона. При этом подсистема государственного лесопатологического мониторинга в порядке ст. 56 ЛК РФ включает сбор, анализ и использование информации об очагах вредных организмов, отнесенных к карантинным объектам в целях охраны и защиты лесов, — мероприятия государственного лесопатологического мониторинга, который является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Также целесообразно указать на Постановление Верховного Суда РФ от 14 ноября 2014 г. N 47-АД14-5, в котором отражено, что согласно ст. 11 Закона мероприятия по выявлению карантинных объектов и борьбе с ними, локализации, ликвидации их очагов осуществляются за счет средств владельцев, пользователей подкарантинных объектов; досмотр, обеззараживание, задержание, уничтожение и возврат подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) осуществляются за счет средств ее собственников, владельцев, пользователей, грузополучателей или экспедиторских организаций.

  1. Содержание п. 28 комментируемой статьи включает дефиницию партии подкарантинной продукции, которая отличается 4 признаками:

— признак однородности подкарантинной продукции;

— признак назначения подкарантинной продукции для отправки одним транспортным средством;

— признак направления подкарантинной продукции в один пункт назначения;

— признак направления подкарантинной продукции одному получателю.

Рассматриваемый термин отличается от устаревшего определения, регламентированного в ст. 2 ФЗ о карантине растений 2000 г., согласно которой партией подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза) было установлено количество однородной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза), находящейся в одном месте или находящейся в одном месте и предназначенной для отправки одним транспортным средством в один пункт назначения одному получателю. То есть законодатель расширил пределы этого понятия, исключив из него критерии количества, материала, груза, а также места нахождения подкарантинной продукции.

  1. Положения п. 29 рассматриваемой статьи устанавливают понятие подкарантинной продукции в виде перечня 5 категорий предметов и трех условий фитосанитарного характера:

— возможность быть носителем карантинных объектов;

— возможность способствования распространению карантинных объектов;

— необходимость принятия карантинных мер в их отношении.

Указанная дефиниция отличается от термина, ранее регламентированного в ст. 2 ФЗ о карантине растений 2000 г. и определяющего, что подкарантинной продукцией (подкарантинным материалом, подкарантинным грузом) являются: растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие организм, объект или материал, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов. Значит, законодатель конкретизировал этот термин, дополнив условием необходимости принятия карантинных мер и исключив из него элементы:

— продукция растительного происхождения;

— объект или материал;

— вредный организм (с заменой на карантинный объект).

Однако стоит заметить, что в правовом поле ЕАЭС используется более объемное определение. В Протоколе о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.) по данному поводу отмечено, что подкарантинной продукцией (подкарантинным грузом, подкарантинными материалами, подкарантинным товаром) являются 8 категорий:

— растения;

— продукция растительного происхождения;

— груз;

— почва;

— организм;

— материал;

— тара;

— упаковка.

Для признания подкарантинными эти категории должны удовлетворять условиям:

— включения в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза;

— перемещения через таможенную границу Союза и по таможенной территории Союза;

— возможность быть носителями карантинных объектов;

— возможность способствования распространению карантинных объектов;

— необходимость принятия карантинных фитосанитарных мер в их отношении.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code