Комментарий к статье 2 ФЗ «О карантине растений» (2 часть)

  1. Положения п. 14 рассматриваемой статьи устанавливают понятие карантинного объекта, включающее три взаимообусловленных правовых признака:

— соответствие критериям вредного организма (см. п. 6 комментируемой статьи);

— признак отсутствия или ограниченного распространения на территории России;

— условие внесения в единый Перечень карантинных объектов (утв. Приказом Минсельхоза России от 15 декабря 2014 г. N 501 «Об утверждении Перечня карантинных объектов»).

То есть отсутствие хотя бы одного из указанных критериев не позволяет установить статус карантинного объекта.

Рассматриваемая дефиниция в целом аналогична термину, регламентированному в ст. 2 ФЗ о карантине растений 2000 г. и определяющему, что карантинные объекты — это «вредные организмы, отсутствующие или ограниченно распространенные на территории РФ, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в области карантина растений».

Перечень карантинных объектов утв. Приказом Минсельхоза России от 15 декабря 2014 г. N 501 «Об утверждении Перечня карантинных объектов».

По данному поводу Порядок организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации (утв. Приказом Минсельхоза России от 29 августа 2008 г. N 414) определяет, что подкарантинные объекты, которые способны являться источниками распространения на территории РФ карантинных объектов, подлежат обеззараживанию в трех случаях:

— в профилактических целях не реже одного раза в год в местах их расположения;

— по предписанию должностных лиц Россельхознадзора или его территориальных органов;

— при обнаружении в подкарантинных объектах карантинных организмов.

Следует добавить, что согласно п. 4 комментируемой статьи и ч. 4 ст. 13 Закона основным правовым основанием формирования и пересмотра Перечня карантинных объектов является анализ фитосанитарного риска, утвержденный Минсельхозом России.

  1. В п. 15 комментируемой статьи установлено, что карантинный сертификат как документ должен отвечать трем условиям:

— должен удостоверять соответствие партии подкарантинной продукции карантинным фитосанитарным требованиям (см. п. п. 18, 29 комментируемой статьи и ст. 14 Закона);

— выдается только подразделением Россельхознадзора;

— имеет силу только в период перемещения подкарантинной продукции по территории РФ.

В соответствии с ч. 8 ст. 21 Закона карантинный сертификат считается погашенным с момента внесения в федеральную государственную информационную систему в области карантина растений собственником подкарантинной продукции или уполномоченным им лицом сведений о завершении перевозки партии подкарантинной продукции.

Перечень подкарантинной продукции согласно п. 29 комментируемой статьи определяется элементами, которые могут быть носителями карантинных объектов (способствовать их распространению) и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер:

— растениями и растительной продукцией;

— тарой и упаковкой;

— упаковочными материалами;

— грузом, почвой;

— организмами или материалами.

  1. Следующим термином согласно п. 16 комментируемой статьи обозначена карантинная фитосанитарная безопасность как состояние защищенности территории РФ от рисков, которые возникают при проникновении на нее (распространении по ней) карантинных объектов. То есть обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности является одним из элементов системы национальной безопасности России, и, значит, одной из главных целей рассматриваемого Закона.

По данному поводу следует отметить, что в соответствии с положениями Федерального закона от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ «О безопасности» общее обеспечение безопасности достигается:

— соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина;

— законностью;

— системностью и комплексностью использования политических, социально-экономических, организационных, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

— приоритетом предупредительных (превентивных) мер в целях обеспечения безопасности;

— взаимодействием всех субъектов хозяйственной деятельности и граждан в целях обеспечения безопасности.

В свою очередь, деятельность по обеспечению безопасности включает в себя общие системы, механизмы и конструкции:

— прогнозирования, выявления, анализа и оценки угроз безопасности;

— правового регулирования в сфере обеспечения безопасности;

— определения основных направлений государственной политики и стратегического планирования в сфере обеспечения безопасности;

— разработки и применения комплекса оперативных (срочных) и долговременных (стратегических) мер для выявления, предупреждения и устранения угроз безопасности, нейтрализации и локализации последствий их вредных проявлений;

— применения специальных экономических мер для обеспечения безопасности;

— международного сотрудничества в целях обеспечения безопасности (что играет существенную роль в системе защиты экологических интересов России) и т.п.

Система национальной безопасности, в которую входит карантинная фитосанитарная безопасность, представляется защищенностью от внутренних и внешних угроз интересов нации, которые определяются жизненно важными интересами личности, государства и общества в разных сферах жизнедеятельности. С учетом основных разделов Конституции РФ, интересы нации обусловлены:

— основами конституционного строя;

— правами и свободами человека (гражданина);

— вопросами федеративного устройства;

— аспектами трех ветвей власти (Президента РФ; Федерального Собрания РФ; Правительства РФ; судебной власти);

— вопросами местного самоуправления.

При этом защищенность национальных интересов обусловлена способностью сохранить свою качественную определенность и возможность исполнения своих функций отдельным объектом либо системой (природой, человеком, обществом, государством и др.) в условиях воздействия потенциальных угроз (негативных факторов).

В содержании п. 7 комментируемой статьи основного программного документа рассматриваемой сферы, Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г. (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537), основными категориями обеспечения национальной безопасности установлены 11 сфер безопасности: внутриполитическая; экономическая; социальная; сфера науки и образования; международная; духовная; информационная, военная, оборонно-промышленная, экологическая сфера, сфера общественной безопасности.

Рассматривая виды национальной безопасности России, следует указать, что в зависимости от местонахождения угроз национальным интересам она подразделяется на две основные категории — внутреннюю и внешнюю безопасность, что в полной мере относится и к интересам России в сфере карантинной фитосанитарной безопасности. Внутренние вопросы обеспечения национальной безопасности России обозначены в содержании Стратегии национальной безопасности РФ, согласно которой они обусловлены состоянием 9 факторов;

— национальной обороны;

— государственной и общественной безопасности;

— повышения качества жизни российских граждан;

— экономического роста;

— экологии живых систем и рационального природопользования;

— здравоохранения;

— культуры;

— стратегической стабильности и равноправного стратегического партнерства;

— науки, технологий и образования.

В данной связи первоочередной задачей системы государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) согласно п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона установлено обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности территории РФ. Значит, основной силой обеспечение карантинной фитосанитарной безопасности является система государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора). Основные организационно-правовые конструкции системы обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности согласно положениям гл. 4 Закона (ст. ст. 13 — 29) определяются:

— мероприятиями анализа фитосанитарного риска;

— перечнем карантинных фитосанитарных требований;

— условиями карантинных фитосанитарных требований к подкарантинной продукции и условиями, связанными с данными требованиями к такой продукции, процессам и способам ее производства (в том числе переработки), хранения, перевозки, реализации, уничтожения;

— перечнем карантинных фитосанитарных требований к использованию подкарантинных объектов при производстве (в том числе переработке), хранении, перевозке, реализации, уничтожении подкарантинной продукции и т.д.

  1. В нормах п. 17 комментируемой статьи приводится определение карантинной фитосанитарной зоны, включающее 3 правовых признака:

— территориальный признак определенных границ карантинного фитосанитарного режима (см. п. 19 комментируемой статьи);

— объективный признак выявления карантинных объектов на определенной территории (см. п. 14 комментируемой статьи);

— осуществление мероприятий по борьбе с карантинными объектами, которые согласно п. 5 комментируемой статьи включают меры подавления численности карантинных объектов, меры локализации очага карантинного объекта (ликвидации популяции) карантинного объекта.

Рассматриваемый термин отличается от устаревшего определения карантинной фитосанитарной зоны, регламентированной в ст. 2 ФЗ о карантине растений 2000 г., как территории, на которой установлен карантинный фитосанитарный режим вследствие выявления карантинных объектов. То есть ранее статус карантинной фитосанитарной зоны зависел только от введения на ней одноименного режима.

В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 13 февраля 2008 г. N 43 «Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина» карантинная фитосанитарная зона (с указанием ее площади) может быть установлена в границах субъекта РФ, административного района, населенного пункта, земельного участка земель любого целевого назначения, здания, строения, сооружения, мест складирования и иных объектов. При установлении карантинного фитосанитарного режима территориальное управление Россельхознадзора:

— разрабатывает и утверждает план мероприятий по борьбе с карантинными объектами, локализации и ликвидации их очагов с указанием карантинных фитосанитарных мер;

— вводит запрет на использование определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);

— вводит запрет на вывоз с территории карантинной фитосанитарной зоны определенной подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза);

— вводит иные запреты и ограничения;

— осуществляет контроль и надзор за их исполнением.

  1. Содержание п. 18 комментируемой статьи включает дефиницию карантинных фитосанитарных мер как обязательных для исполнения требований, правил и процедур в сфере карантина растений, установленных в целях обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности.

Комментируемое определение отличается от устаревшего термина, регламентированного в ст. 2 ФЗ о карантине растений 2000 г. и определяющего, что карантинными фитосанитарными мерами (фитосанитарными мерами) являются меры предотвращения проникновения на территорию РФ (распространения на ней) вредных организмов. То есть практика применения карантинных фитосанитарных мер способствовала унификации и обобщению таких мер в правовом поле обеспечения карантинной фитосанитарной безопасности, а также обеспечению их исполнения.

Однако в Протоколе о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.) установлено, что карантинные фитосанитарные меры — это обязательные для исполнения требования, правила и процедуры, применяемые в целях обеспечения охраны таможенной территории ЕЭС от завоза и распространения карантинных объектов и снижения причиняемых ими потерь, а также устранения препятствий в международной торговле подкарантинной продукцией (подкарантинными грузами, подкарантинными материалами, подкарантинными товарами). Значит, в рамках ЕАЭС применяется конкретизированное определение, отличающееся целями карантинных фитосанитарных мер ЕАЭС:

— в обеспечении охраны таможенной территории ЕЭС от завоза и распространения карантинных объектов;

— в обеспечении снижения потерь, причиняемых карантинными объектами;

— в устранении препятствий в международной торговле подкарантинной продукцией (подкарантинными грузами, подкарантинными материалами, подкарантинными товарами).

При этом в ст. 59 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) определяется, что карантинные фитосанитарные меры применяются в отношении трех категорий:

— продукции, включенной в перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе ЕЭС и на таможенной территории Союза;

— карантинных объектов, включенных в единый перечень карантинных объектов Союза;

— подкарантинных объектов.

Также следует добавить, что перечень подкарантинной продукции, единый перечень карантинных объектов ЕЭС и единые карантинные фитосанитарные требования утверждаются Евразийской экономической комиссией.

Обеспечительные механизмы обязательного исполнения карантинных фитосанитарных мер отражены в полномочиях Россельхознадзора, который согласно ст. 23.15 КоАП РФ уполномочен рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных:

— статьей 7.18 «Нарушение правил хранения, закупки или рационального использования зерна и продуктов его переработки, правил производства продуктов переработки зерна»;

— статьей 8.3 «Нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами»;

— статьей 8.6 «Порча земель»;

— статьей 8.7 «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв»;

— статьей 10.1 «Нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками»;

— статьей 10.2 «Нарушение порядка ввоза и вывоза подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)»;

— статьей 10.3 «Нарушение правил производства, заготовки, перевозки, хранения, переработки, использования и реализации подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза)» и пр.

  1. Положения п. 19 рассматриваемой статьи определяют правовое содержание конструкции карантинного фитосанитарного режима, которая состоит из 4 основных элементов:

— условие комплексного состава карантинного фитосанитарного режима, предполагающего ряд мероприятий;

— направленность (назначение) мероприятий карантинного фитосанитарного режима на создание условий для локализации очага карантинного объекта (ликвидации популяции карантинного объекта) в карантинной фитосанитарной зоне;

— соответствие мероприятий карантинного фитосанитарного режима требованиям Закона и программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта;

— цели мероприятий карантинного фитосанитарного режима в обеспечении карантина растений и в предотвращении дальнейшего распространения карантинных объектов в карантинной фитосанитарной зоне.

Следует отметить, что рассматриваемое определение существенно расширено по сравнению с термином в ст. 2 ФЗ о карантине растений 2000 г., согласно которой карантинным фитосанитарным режимом были обозначены карантинные фитосанитарные меры, установленные в карантинной фитосанитарной зоне.

Основы правового регулирования карантина растений определены в ст. ст. 18 — 21 Закона, например, система карантинного фитосанитарного режима в порядке ст. 18 Закона состоит из 5 элементов, а порядок принятия решения о введении или об отмене карантинного фитосанитарного режима согласно ст. 19 Закона включает 13 элементов:

— полномочие Россельхознадзора вводить карантинный фитосанитарный режим при выявлении заражения (засорения) подкарантинной продукции, подкарантинных объектов карантинными объектами;

— механизм проверки Россельхознадзором информации о выявлении объектов животного мира, растительного мира, имеющих сходные с карантинными объектами морфологические признаки или симптомы болезней, в порядке, установленном Минсельхозом России;

— порядок принятия решения Россельхознадзором о введении (нецелесообразности введения) карантинного фитосанитарного режима и об установлении карантинной фитосанитарной зоны;

— механизм выдачи Россельхознадзором гражданам, юридическим лицам, обладающим подкарантинными объектами, предписания об осуществлении карантинных фитосанитарных мер для локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта или подавления численности карантинного объекта и предотвращения его дальнейшего распространения;

— права граждан, юридических лиц, обладающих подкарантинной продукцией, подкарантинными объектами, в отношении которых установлена карантинная фитосанитарная зона (наложен карантин), на проведение повторного анализа отобранных образцов подкарантинной продукции в лабораториях, уполномоченных Россельхознадзором, и на обжалование решения Россельхознадзора об установлении карантинной фитосанитарной зоны (о наложении карантина);

— условия установления карантинной фитосанитарной зоны Россельхознадзором;

— общее правило направления копии решения территориального органа Россельхознадзора об установлении карантинной фитосанитарной зоны (о наложении карантина) в федеральный орган Россельхознадзора в течение одного дня со дня принятия данного решения;

— полномочие Россельхознадзора на формирование и ведение базы открытых данных карантинных фитосанитарных зон в электронной форме;

— обязанность Россельхознадзора вносить в базу открытых данных карантинных фитосанитарных зон в течение одного рабочего дня со дня принятия информацию о решении об установлении карантинной фитосанитарной зоны (наложении карантина);

— порядок принятия решения об отмене карантинного фитосанитарного режима на основании критериев ликвидации популяции карантинного объекта и критериев отмены карантинного фитосанитарного режима;

— механизм информирования Россельхознадзором граждан, юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность в карантинной фитосанитарной зоне, о границах карантинной фитосанитарной зоны, об установленных требованиях, о временных ограничениях, об ответственности за их нарушение и об иных условиях введения карантинного фитосанитарного режима в течение одного рабочего дня со дня принятия решения об установлении карантинной фитосанитарной зоны и о введении карантинного фитосанитарного режима путем размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликования в средствах массовой информации указанной информации;

— порядок информирования Россельхознадзором граждан, юридических лиц, которые осуществляют хозяйственную и (или) иную деятельность в карантинной фитосанитарной зоне, об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима в течение одного рабочего дня со дня принятия решения путем размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликования в средствах массовой информации указанной информации;

— обеспечительный механизм ответственности в соответствии с законодательством РФ при сокрытии, несвоевременном представлении должностными лицами Россельхознадзора информации либо представление заведомо ложной информации о введении или об отмене карантинного фитосанитарного режима, а также об установлении или упразднении карантинной фитосанитарной зоны.

В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 13 февраля 2008 г. N 43 двумя основаниями, необходимыми для снятия карантина, установлены:

1) ликвидация очага карантинного объекта, по которому был наложен карантин, и отсутствие карантинного объекта на данной территории в течение 3 лет подряд (в зависимости от биологических особенностей организма), подтвержденное данными контрольных обследований, проведенных должностными лицами территориального управления Россельхознадзора;

2) исключение карантинного объекта, по которому был наложен карантин, из перечня карантинных объектов (вредителей растений, возбудителей болезней растений и растений (сорняков)), утверждаемого в установленном порядке.

При этом территориальное управление Россельхознадзора при наличии оснований, необходимых для снятия карантина, в течение 5 дней:

— письменно информирует Россельхознадзор о наличии оснований, необходимых для снятия карантина;

— издает приказ об упразднении карантинной фитосанитарной зоны и отмене карантинного фитосанитарного режима;

— делает представление в орган исполнительной власти субъекта РФ о снятии карантина;

— информирует юридических лиц и граждан субъекта РФ об отмене введенных ранее запретов и ограничений через средства массовой информации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code