Комментарий к статье 2 ФЗ «О карантине растений»

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

Комментарий к статье 2

 

  1. В рассматриваемой статье приводится 40 правовых терминов, расположенных в алфавитном порядке, в отличие от 13 дефиниций ФЗ о карантине растений 2000 г.

Понятие акклиматизации карантинного объекта отсутствовало ранее в нормах ФЗ о карантине растений 2000 г., но обозначено в комментируемом Законе, поскольку схожее определение имеется в ст. 2 МККЗР 1997 г., согласно которой акклиматизацией (вредного организма) установлено обоснование на длительный период времени в обозримом будущем вредного организма в зоне после его проникновения в эту зону. То есть введение указанного термина отражает первую цель принятия Закона, которая заключается в гармонизации законодательства России в области карантина растений с нормами международного права.

Следует добавить, что согласно п. 9 Порядка проведения карантинного фитосанитарного мониторинга на территории РФ (утв. Приказом Минсельхоза России от 9 июля 2009 г. N 269) постоянные пункты наблюдения устанавливаются учреждениями в очагах карантинных объектов и в зонах, благоприятных для их акклиматизации.

  1. В нормах п. 2 комментируемой статьи приводится новое определение акта государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) как документа, который отличается правовыми признаками:

— должен отражать результаты государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинной продукции или подкарантинного объекта;

— должен выдаваться Россельхознадзором.

Основные мероприятия государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) и соответствующие полномочия Россельхознадзора установлены в ст. ст. 7 — 9 Закона. Специальные мероприятия такого контроля (надзора) включают:

— согласно ст. 24 Закона осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) за ввозимой подкарантинной продукцией в Российскую Федерацию;

— в порядке ст. 25 Закона осуществление государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) за вывозом из России подкарантинной продукции;

— в соответствии с требованиями ст. 28 Закона государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор) в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, а также в случае введения карантинного фитосанитарного режима.

Исходя из рассматриваемого понятия, предметом государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) могут быть два элемента:

— подкарантинная продукция, которая согласно п. 29 комментируемой статьи включает: растения, растительную продукцию и пр. организмы или материалы, которые могут быть носителями карантинных объектов (способствовать их распространению) и в отношении которых необходимо принятие карантинных фитосанитарных мер;

— подкарантинные объекты, которые в порядке п. 30 комментируемой статьи Закона представлены земельными участками любого целевого назначения, зданиями и пр. объектами, способными быть источниками проникновения на территорию РФ (распространения по ней) карантинных объектов.

  1. Содержание п. 3 комментируемой статьи включает дефиницию акта карантинного фитосанитарного обеззараживания как документ, подтверждающего проведение карантинного фитосанитарного обеззараживания. Определение карантинного фитосанитарного обеззараживания согласно п. 20 комментируемой статьи устанавливает процедуры уничтожения, удаления, стерилизации (лишения репродуктивной способности) вредных организмов или лишения их жизнеспособности.

Система мероприятий карантинного фитосанитарного обеззараживания обозначена в ст. 27 Закона и включает восемь элементов:

— условие проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения такого обеззараживания, в пяти регламентированных случаях: ввоза в РФ или вывоза из РФ подкарантинной продукции (подкарантинных объектов), оформления карантинного сертификата и т.д.;

— полномочие Правительства РФ устанавливать виды работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию;

— общее правило безвредного проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания;

— компетенция Россельхознадзора устанавливать требования к методам и способам карантинного фитосанитарного обеззараживания;

— условие возмездного выполнения работ по карантинному фитосанитарному обеззараживанию, работ по дегазации лицензиатами, если иное не установлено соответствующим договором;

— требование проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания транспортных средств из иностранного государства или групп иностранных государств, где выявлено распространение карантинных объектов;

— порядок проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания в соответствии с требованиями ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также карантинных фитосанитарных требований;

— условие составления по результатам проведения карантинного фитосанитарного обеззараживания акта карантинного фитосанитарного обеззараживания в форме, установленной Россельхознадзором.

Следует добавить, что в порядке ч. 6 ст. 34 Закона с 1 января 2018 года работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на право проведения соответствующих работ. До этого момента работы по карантинному фитосанитарному обеззараживанию согласно ч. 1 ст. 27 Закона проводятся Россельхознадзором. Значит, и составление акта карантинного фитосанитарного обеззараживания должно осуществляться 1 января 2018 года Россельхознадзором, после — соответствующими лицензиатами, которые проводят обеззараживание.

  1. Положения п. 4 рассматриваемой статьи устанавливают организационно-правовой механизм анализа фитосанитарного риска, который отличается признаками:

— цель анализа в определении способности (неспособности) объекта быть карантинным объектом, а также необходимости регулирования распространения карантинного объекта (принятия в отношении его) карантинных фитосанитарных мер;

— средства анализа в оценке биологических или других научных данных, экономических данных;

— субъект анализа в лице Россельхознадзора;

— регламент анализа правительственным порядком.

Определение фитосанитарного риска согласно п. 39 комментируемой статьи включает вероятность проникновения в РФ и распространения карантинных объектов, а также масштаб связанных с этим возможных последствий.

Общая система мероприятий анализа фитосанитарного риска согласно ст. 13 Закона включает 4 основных элемента:

— принципы анализа объективности, адекватности и эффективности мер по минимизации этого риска в порядке, установленном Правительством РФ;

— расширенный перечень пяти условий учета результатов анализа фитосанитарного риска;

— полномочие Минсельхоза России утверждать методику осуществления анализа фитосанитарного риска;

— условие формирования и пересмотра перечня карантинных объектов на основании анализа фитосанитарного риска с утверждением Минсельхозом России.

То есть анализ обладает федеральным статусом и является основным правовым основанием действия перечня карантинных объектов.

Как определено в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении порядка осуществления анализа фитосанитарного риска» <1>, в плане осуществления анализа фитосанитарного риска указывается перечень организмов, в отношении которых будет осуществляться анализ фитосанитарного риска, а также срок его осуществления индивидуально для каждого организма, включенного в указанный перечень. Срок осуществления анализа фитосанитарного риска для каждого организма устанавливается ответственным исполнителем в зависимости от биологических особенностей организма, в том числе продолжительность жизненного цикла организма.

———————————

<1> См.: проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка осуществления анализа фитосанитарного риска» (ID: 00/03-16980/07-14/2-4-3) // URL: http://regulation.gov.ru/get.php?view_id=3&doc_id=59669.

 

При этом результаты анализа фитосанитарного риска в отношении вредных для лесного хозяйства организмов оформляются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений.

  1. В п. 5 комментируемой статьи установлено, что борьба с карантинным объектом включает три категории мероприятий:

— подавление численности карантинных объектов;

— локализация очага карантинного объекта;

— ликвидация популяции карантинного объекта.

Согласно п. 17 рассматриваемой статьи борьба с карантинным объектом является вторым признаком карантинной фитосанитарной зоны. Вместе с этим в соответствии с требованиями п. 4 ст. 11 Закона содержание мероприятий борьбы с карантинным объектом может определяться по результатам осуществления мониторинга карантинного фитосанитарного состояния территории РФ.

Следует добавить, что положения п. 24 рассматриваемой статьи устанавливают понятие ликвидации популяции карантинного объекта. При этом в ст. 20 Закона обозначены элементы программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта.

  1. Следующим термином комментируемого Закона согласно п. 6 комментируемой статьи обозначен вредный организм, правовыми критериями которого установлены:

— три категории вредного организма (жизнеспособные растения, животное и болезнетворный организм);

— субъективное свойство указанных трех категорий возможного нанесения вреда растениям или продукции растительного происхождения.

Следует отметить, что в терминологии ФЗ о карантине растений 2000 г. вредным организмом определялось растение любого вида, сорта или биологического типа, животное или болезнетворный организм любого вида, расы, биологического типа, способные нанести вред растениям или продукции растительного происхождения. Как видно, законодателем изъят признак расы вредного организма. Однако в ст. 2 МККЗР 1997 г. вредным организмом определен любой вид, раса или биотип растений, животных или патогенных агентов, способный вредить растениям или растительным продуктам.

  1. В нормах п. 7 комментируемой статьи приводятся основы конструкции государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора), которые определяются деятельностью Россельхознадзора по 5 видам:

— выявление карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах посредством досмотра, осмотра, мониторинга, лабораторных исследований (см. п. п. 9, 26 комментируемой статьи, ст. 11, ст. 26 Закона);

— обеспечение соблюдения карантинных фитосанитарных требований с использованием правил 4 главы Закона;

— предупреждение и пресечение нарушений требований Закона с применением мер контроля (надзора) согласно ст. ст. 7 — 9 Закона, ст. ст. 24, 25, 28 и 29 Закона;

— выполнение международных обязательств согласно ст. 30 Закона и соответствующих международных договоров РФ;

— соблюдение законодательства государств-импортеров, государств — членов Таможенного союза в области карантина растений согласно ст. 30 Закона и соответствующих международных договоров РФ.

То есть система государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) обладает поисковыми, обеспечительными, профилактическими, международными и специальными таможенными организационно-правовыми механизмами.

В отношении международной деятельности Россельхознадзора в рамках государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) следует указать на такие документы, как:

— МККЗР 1997 г.;

— решение Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 318 «Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе»;

— решение Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 721 «О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств»;

— Протокол о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.).

В частности, решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 721 определено, что в случае отсутствия документов Таможенного союза или документов национального законодательства, действующих на территории Таможенного союза, устанавливающих обязательные ветеринарные (ветеринарно-санитарные) требования к живым животным и продуктам животного происхождения; обязательные фитосанитарные требования к растениям и растительной продукции; обязательные санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продуктам животного и растительного происхождения, следует применять стандарты, рекомендации и руководства Международного эпизоотического бюро, Международной конвенции по карантину и защите растений, Комиссии «Кодекс Алиментариус».

В случае если ветеринарные, фитосанитарные и санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, действующие на территории Таможенного союза, являются более ограничительными, чем соответствующие международные стандарты, при отсутствии научного обоснования риска жизни или здоровью человека, животных или растений в соответствующей части применяются международные стандарты.

Согласно Протоколу о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.) под карантинным фитосанитарным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов по карантину растений, направленная на выявление карантинных объектов, установление карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), выполнение международных обязательств и соблюдение законодательства государств-членов в области карантина растений.

  1. Содержание п. 8 комментируемой статьи включает термин дегазации как мероприятия-этапа карантинного фитосанитарного обеззараживания, включающего соответствующие виды целевых работ.

По данному поводу Порядок организации проведения работ по обеззараживанию подкарантинных объектов методом газации и работ по их дегазации (утв. Приказом Минсельхоза России от 29 августа 2008 г. N 414) определяет, что подкарантинная продукция подлежит обеззараживанию методом газации при ввозе на территорию РФ в пунктах пропуска через Государственную границу России или в местах назначения в двух случаях:

1) при обнаружении в подкарантинной продукции (подкарантинном материале, подкарантинном грузе) карантинных вредителей растений согласно Перечню карантинных объектов (см. Приказ Минсельхоза России от 15 декабря 2014 г. N 501 «Об утверждении Перечня карантинных объектов»), а также вредных организмов, отсутствующих на территории РФ;

2) для предупреждения проникновения на территорию РФ карантинных вредителей растений из стран распространения карантинных объектов (профилактическое обеззараживание).

Вместе с этим подкарантинная продукция подлежит обеззараживанию методом газации при вывозе с территории РФ в пунктах пропуска через Государственную границу РФ или в местах отгрузки в трех случаях:

— проведение обеззараживания оговорено в контракте;

— по заявке грузовладельца;

— по требованию официальной национальной организации по карантину и защите растений.

  1. Положения п. 9 рассматриваемой статьи устанавливают организационно-правовой механизм досмотра, который включает признаки:

— субъект досмотра — должностное лицо Россельхознадзора;

— предмет досмотра — подкарантинная продукция и подкарантинные объекты;

— три цели досмотра — выявление наличия или отсутствия в продукции (на объектах) карантинных объектов; проверка соблюдения карантинных фитосанитарных требований; отбор проб (образцов).

Следует добавить, что согласно п. 7 комментируемой статьи досмотр служит выявлению карантинных объектов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах в рамках системы государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора).

  1. В п. 10 комментируемой статьи установлено содержание временных ограничений как карантинных фитосанитарных мер, которые:

— вводят запрет ввоза в РФ подкарантинной продукции;

— вводят запрет вывоза из России подкарантинной продукции;

— вводят запрет на перемещение по территории РФ подкарантинной продукции.

Правовая конструкция введения временных ограничений на ввоз в РФ подкарантинной продукции обозначена в ст. 23 Закона и регламентирует пять элементов:

— порядок введения временных ограничений на ввоз в Россию подкарантинной продукции и установления карантинных фитосанитарных требований к такой продукции, если она произведена или сформирована в определенных территориях;

— запрет на ввоз в РФ партии вышеуказанной подкарантинной продукции, если принято решение о введении временных ограничений и фитосанитарный сертификат на такую партию получен в период действия данного решения;

— два основания принятия решения о введении временных ограничений на ввоз в РФ подкарантинной продукции: наличие информации о возникновении на определенной территории очагов карантинных объектов, систематическое обнаружение карантинных объектов в партиях подкарантинной продукции в ходе осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) за подкарантинной продукцией, ввозимой из определенных территорий;

— правила установления сроков временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию (срок действия таких ограничений, срок вступления соответствующего решения в силу, неопределенный срок до устранения причин введения временных ограничений);

— полномочие Минсельхоза России на установление порядка введения временных ограничений на ввоз в РФ подкарантинной продукции.

  1. Следующим термином согласно п. 11 комментируемой статьи обозначена организационно-правовая конструкция заражения, которая отличается 3 признаками:

— среда выявления (подкарантинная продукция, подкарантинные объекты);

— объект выявления (жизнеспособный вредный организм);

— критерии объекта выявления, характерные для определенного вида подкарантинной продукции (подкарантинных объектов).

С учетом п. 12 комментируемой статьи можно говорить, что заражение является наиболее опасным результатом наличия в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах вредных организмов.

  1. В нормах п. 12 комментируемой статьи приводится определение засорения в виде наличия в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах вредных организмов, которое не является заражением.

Таким образом, законодателем введены две категории наличия вредных организмов в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах:

— наиболее опасный результат наличия в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах вредных организмов (заражение);

— менее опасный результат наличия в подкарантинной продукции, на подкарантинных объектах вредных организмов (засорение).

Вместе с этим, согласно Приказу Минсельхоза России от 13 февраля 2008 г. N 43 «Об установлении и упразднении карантинной фитосанитарной зоны, установлении и отмене карантинного фитосанитарного режима, о наложении и снятии карантина», в случае выявления при карантинном фитосанитарном обследовании заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами должностное лицо территориального управления Россельхознадзора отбирает образцы выявленных насекомых, растений с симптомами заболеваний, растений-сорняков или семян сорных растений.

Отобранные образцы и информация, содержащая сведения об образце, направляются территориальным управлением Россельхознадзора в федеральное государственное учреждение «Всероссийский центр карантина растений» или иные организации и органы Государственной службы карантина растений РФ для проведения экспертизы или лабораторного анализа отобранных образцов. Энтомологическая, гербологическая и фитогельминтологическая экспертиза или лабораторный анализ образцов проводится в течение 3 дней. Бактериологическая, микологическая, вирусологическая экспертиза или лабораторный анализ образцов проводится в течение 21 дня.

  1. Содержание п. 13 комментируемой статьи включает дефиницию карантина растений как правового режима, предусматривающего систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории РФ, которая равнозначна определению карантина растений, регламентированному ранее в ст. 2 ФЗ о карантине растений 2000 г.

Основы правового регулирования карантина растений определены в ст. ст. 18 — 21 Закона, например, система карантинного фитосанитарного режима в порядке ст. 18 Закона состоит из 5 элементов:

— двух территорий введения карантина растений и соответствующего уровня решений по карантину (в зависимости от охваченной площади);

— перечня зон и объектов, в отношении которых вводится карантинный фитосанитарный режим;

— перечня пяти запретов (ограничений) на период действия карантинного фитосанитарного режима;

— дополнительной обязанности ответственных лиц по проведению карантинного фитосанитарного обеззараживания подкарантинных объектов, расположенных в буферной зоне очага карантинного объекта;

— условия исполнения программы локализации очага карантинного объекта и ликвидации популяции карантинного объекта согласно ст. 20 Закона на период действия карантинного фитосанитарного режима.

Согласно Протоколу о применении санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер (приложение N 12 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.) под карантином растений понимается правовой режим, предусматривающий систему мер по охране растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на таможенной территории Союза.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code