Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О КАРАНТИНЕ РАСТЕНИЙ

 

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Цели и предмет регулирования настоящего Федерального закона

Комментарий к статье 1

  1. Формирование нормативно-правовой базы государства направлено на урегулирование, упорядочение общественных отношений в той или иной сфере жизнедеятельности человека. Придание нормативному акту статуса федерального закона свидетельствует о том, что он носит комплексный характер и указывает на значимость предмета его правового регулирования.

Цели федерального закона в большинстве своем призваны обосновать необходимость принятия данного нормативного акта. С момента приобретения им юридической силы они трансформируются в предмет его правового регулирования, т.е. круг общественных отношений, подпадающий под действие правовых норм конкретного федерального закона.

Комментируемый Закон призван обеспечить охрану растений и территории РФ от проникновения на нее и распространения карантинных объектов, предотвращение ущерба от их распространения. Данная цель формируется в качестве общего направления реализации нормативного акта. Однако на практике она дополняется рядом факультативных целей, значение и значимость которых для государства и общества в целом являются наиболее приоритетными, например обеспечение безопасности населения, минимизация причиняемого человеку и его здоровью вреда, обеспечение продовольственной безопасности. Поскольку продовольственный вопрос является наиболее важным с точки зрения жизнеобеспечения населения любой страны, то в конечном итоге реализация мероприятий в области карантина растений способствует обеспечению политической и экономической стабильности государства, т.к. продовольственный кризис нередко в мировой истории выступал отправной точкой экономического и политического кризиса, политических переворотов.

Качественное и безопасное сырье растительного происхождения способствует не только обеспечению безопасности населения, но и сохранению его репродуктивной способности, сохранению нации и народностей, что также оказывает непосредственное воздействие на статус самого государства.

Цели принятия комментируемого Закона можно условно разделить на две составляющие, которые представляют собой два этапа обеспечения безопасности:

1) первый этап предполагает локализацию источников заражения или засорения продукции растительного происхождения, недопущение ее дальнейшего распространения на территории РФ, что позволяет сохранить качественные характеристики собственной растительной продукции и ранее ввезенных на территорию России соответствующих требованиям товаров. Данный этап указывает в большинстве случаев на его превентивный характер, поскольку мероприятия ориентированы на своевременное выявление и локализацию потенциально опасных растений и продукции растительного происхождения;

2) второй этап реализуется в случае выявления угрозы и ее распространения на территорию РФ. В данном случае акцент делается на минимизацию ущерба от распространения вредоносных объектов, обеспечение безопасности человека, своевременное введение карантина растений, их обеззараживание и реализация иных нормативно установленных мер.

  1. Комментируемый Закон направлен на совершенствование правового регулирования в области карантина растений, оптимизацию функций и процедур, связанных с обеспечением карантина растений и карантинного фитосанитарного контроля при ввозе на территорию РФ подкарантинной продукции, а также оптимизацию процедур, связанных с соблюдением Российской Федерацией международных обязательств по обеспечению безопасного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции при экспорте.

Целями комментируемого Закона являются:

— гармонизация российского законодательства в области карантина растений с нормами международного права, в первую очередь трансформация в национальное законодательство положений МККЗР 1997 г.;

— приведение законодательства РФ в соответствие действующей системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, распределение компетенции между ними, а в отдельных случаях наделение органов дополнительными правами и обязанностями в области карантина растений;

— наделение физических и юридических лиц правом оказания услуг в области обеззараживания подкарантинной продукции, подкарантинных объектов и проведения лабораторных исследований в области карантина растений.

Наряду с общими целями принятия нормативного правового акта можно выделить и собственно цели правового регулирования, которые формируются применительно к тем аспектам, которые отражены в таком нормативном правовом акте. В данном случае следует заметить, что комментируемый Закон не является принципиально новым, хотя его содержание в значительной степени отличается от положений ФЗ о карантине растений 2000 г. В большинстве своем юридические цели принятия Закона обусловлены необходимостью трансформации международных требований в области карантина растений в национальное законодательство, а также внесения изменений в отдельных сферах применения нормативных актов о карантине растений.

Комментируемый Закон выступает в качестве специального комплексного акта, призванного обеспечить безопасность растений и продукции растительного происхождения, а в случае необходимости определить механизм ее восстановления. В этой связи он является основным элементом правового регулирования, формируя собственную подсистему в рамках системы российского законодательства. В соответствии с требованиями Закона уполномоченными органами разрабатываются и принимаются подзаконные акты. В соответствии с предписаниями Закона необходимо принятие более десяти постановлений Правительства РФ, более двадцати приказов Минсельхоза России. Указанные аспекты свидетельствуют о том, что Закон формирует правовые основы регулирования в области карантина растений.

Комментируемый Закон не только учитывает в рамках своих предписаний действующую систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, но и наряду с предписаниями законов общего характера наделяет их рядом специальных полномочий, определяя тем самым их юрисдикцию. При этом не следует забывать о необходимости создания единой комплексной непротиворечивой системы российского законодательства, в которой подзаконные акты конкретизируют и дополняют нормы законов, а не противоречат им. Комментируемый Закон в части разграничения предметной компетенции органов государственной власти не только учитывает положения действующих нормативных актов, но и руководствуется ими при распределении обязанностей этих органов в рамках предмета его правового регулирования.

Немаловажное значение в рамках предписаний Закона имеет и активное вовлечение в деятельность в области карантина растений юридических и физических лиц, что свидетельствует о применении диспозитивного метода регулирования наряду с императивным. Вовлечение указанных субъектов в осуществление отдельных юридически значимых действий в области карантина растений указывает на перераспределение бремени ответственности в рассматриваемой сфере и формирование персональной ответственности каждого субъекта. Таким образом, спектр применения Закона достаточно широк (с учетом введения им качественно новой системы обеспечения безопасности растений, а также минимизации ущерба от распространения карантинных объектов).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code