ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДЕЛАМ ОБ ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

К.А.Краснова, П.В.Агапов

Статья посвящена определению потенциала психологического воздействия в практике борьбы с организованной преступностью. Авторы делают вывод, что технологии правомерного психологического воздействия и способы психологической самозащиты позволяют решать задачи оперативно-розыскной деятельности и обеспечивать собственную безопасность сотрудников полиции.

Ключевые слова: оперативно-розыскная деятельность, психологическое воздействие, организованная преступность.

 

Организованная преступность продолжает оказывать дестабилизирующее влияние на политическую, экономическую и социальную стабильность в стране. В связи с этим возрастает роль психологических знаний в деятельности оперативных сотрудников органов внутренних дел по противодействию организованной преступности, которым в своей повседневной профессиональной и частной жизни приходится сталкиваться со все более широким спектром усложняющихся коммуникативных задач . Это связано с формированием поликультурного общества, размыванием границ различных социальных групп, интенсификацией информационного обмена.
———————————
См. подробнее: Простяков В.В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел // Юридическая психология. 2012. N 1. С. 2 — 7.

В конце прошлого века в психологической науке оформилась концепция психологического потенциала правоохранительных органов, основу которой составляют идеи гуманистической психологии о человеке, его жизненном потенциале, необходимости и возможностях его актуализации . Несомненно, данный подход актуален и в современных условиях. Внедрение психологических знаний в оперативную практику открывает новые возможности для совершенствования деятельности как отдельных сотрудников, так и органов внутренних дел в целом. Во-первых, владение психологическими приемами обеспечивает эффективность общения с гражданами. Во-вторых, результативность работы оперативного сотрудника значительно возрастает, если он «учитывает психологические особенности гражданина или группы, с которыми работает, психологически оценивает обстановку, создает благоприятные условия, понимает и контролирует психологическое влияние на ситуацию своей личности и поведения» . В-третьих, психологические знания (включая технологии правомерного психологического воздействия) можно применять для раскрытия любых видов преступлений.
———————————
См., напр.: Черненилов В.И., Юстицкий В.В. Применение методов психолого-педагогического воздействия при решении оперативно-служебных задач. Минск, 1989.
Самовичев Е.Г. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 285.

Таким образом, потребность в использовании и учете психологических знаний в практике борьбы с организованной преступностью предопределяется, на наш взгляд, тем, что основные законы общения универсальны, и, как показывает практика, во многом не зависят от специфики выявленного преступления.

В настоящее время отмечаются недостаточная коммуникативная компетентность отдельных оперативных сотрудников в процессе получения ими информации о лицах, представляющих оперативный интерес, слабое внедрение научных, в том числе психологических, знаний в их деятельность, что оказывает влияние на общие результаты деятельности полиции. Обратимся к результатам авторского эмпирического исследования, проведенного среди оперативных сотрудников уголовного розыска органов внутренних дел УМВД России по Ульяновской области в 2011 — 2013 гг. (объем выборки составил 57 сотрудников). В результате обобщения результатов опроса были определены факторы, снижающие эффективность получения оперативной информации о факте преступления и личности преступника, совершившего преступления в составе организованного преступного формирования: отсутствие достаточной практики (52,63%); отсутствие методических рекомендаций по использованию отдельных технологий правомерного психологического воздействия (43,86%); отсутствие правовой базы по вопросу использования технологий правомерного психологического воздействия (42,11%); незнание сотрудником оперативного подразделения основ психологии общения (38,60%); низкая общепрофессиональная подготовка оперативного сотрудника (31,58%); незнание сотрудником оперативного подразделения тактических аспектов оперативно-розыскных мероприятий, основанных на использовании технологий правомерного психологического воздействия (22,81%).

В теоретическом плане разработка проблем психологического воздействия обусловлена в первую очередь тем, что данная предметная область раскрывает конкретные механизмы, способы и методы управления психическими и социальными явлениями. В качестве научной проблемы категория «психологическое воздействие» аккумулирует в себе важнейшие проблемы психологии, начиная от вопросов о сущности, структуре и механизмах функционирования психики человека и заканчивая общеметодологическими и мировоззренческими проблемами. Данная категория объединяет основные абстракции психологической науки, такие как «личность» (сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль), «деятельность» (динамическая система взаимодействия субъекта с миром, социумом, объективной реальностью), «общение» (процесс формирования, развития и проявления системы взаимоотношений, которые складываются между отдельными индивидами и группами людей). Личность человека при взаимодействии с другими реализуется в виде «объекта» либо «субъекта» психологического воздействия посредством процессов деятельности, общения, поведения и т.п.

Анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что психологическое воздействие является результатом различных видов человеческой активности и выражает психологическую эффективность и результативность этих процессов, характеризуя их потенциал (личностно преобразующий, воспитывающий, развивающий) .
———————————
См. подробнее: Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Автореф. дис. … д.ю.н. М., 1991.

Исследование проблем психологического воздействия становится особенно актуальным, если оценивать перспективы внедрения полученных результатов в практику борьбы с организованной преступностью. Востребованность психологических разработок подтверждает и мнение практиков. В частности, технологии правомерного психологического воздействия целесообразно использовать: для установления доверительных отношений с объектом с целью вовлечения его в конфиденциальное сотрудничество (59,65%); получения оперативно значимой информации по конкретному делу оперативной разработки (50,88%); проверки имеющейся оперативной информации по оперативному делу (42,11%); привлечения к негласному содействию оперативным подразделениям (22,81%).

Начиная рассмотрение теоретических и методологических аспектов использования технологий правомерного психологического воздействия в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, следует определиться в содержании понятия «психологическое воздействие», отличающегося разнообразием его трактовок. На уровне бытового сознания психологическое воздействие понимается как воздействие чего-то нематериального, например, слова на поведение человека, его мысли и чувства. Толковый словарь русского языка под воздействием подразумевает «действие, направленное на кого-либо, что-нибудь, с целью добиться чего-нибудь» . В философии психологическое воздействие рассматривается через призму категории «взаимодействие», которая отражает процессы воздействия разнообразных «объектов» друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, взаимопереход, а также порождение одним объектом другого .
———————————
Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1975. С. 85.
См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 81.

Теперь обратимся непосредственно к складывающемуся в психологии понятию «психологическое воздействие». Проанализировав предлагаемые в литературе определения, следует отметить, что общей чертой большинства из них является рассмотрение психологического воздействия как процесса. Так, под воздействием в широком смысле понимается «процесс… который реализуется в ходе взаимодействия двух или более равноупорядоченных систем и результатом которого является изменение в структуре (пространственно-временных характеристиках), состоянии хотя бы одной из этих систем» .
———————————
Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия (к определению понятия) // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сборник научных трудов: АПН СССР. НИИ общей и педагогической психологии. М., 1989. С. 4 — 5.

Наиболее развернутым нам представляется определение психологического воздействия, предложенное Т.С. Кабаченко. Данный автор считает воздействие психологическим, когда «оно имеет внешнее по отношению к адресату (реципиенту) происхождение и, будучи отраженным им, приводит к изменению психологических регуляторов конкретной активности человека. При этом речь может идти как о внешне, так и о внутренне ориентированной активности. Результатом этого может быть изменение степени выраженности, направленности, значимости для субъекта различных проявлений активности. Психологическое воздействие может рассматриваться и как процесс, приводящий к изменению психологического базиса конкретной активности, и как результат (собственно изменения)» .
———————————
Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 23.

Осознавая многосторонность понятия «психологическое воздействие», мы считаем необходимым уточнить те его признаки, которые соответствуют особенностям общения в оперативно-розыскной деятельности. Для того чтобы рассмотреть психологическое воздействие, применительно к решению задач оперативно-розыскной деятельности в сфере борьбы с организованной преступностью во всем многообразии его проявлений, целесообразно, прежде всего, обратиться к традиционным способам его классификации.
В психологической литературе в качестве оснований для классификации психологического воздействия используются общие признаки взаимодействия. Среди них: тип взаимодействующих сторон; стратегия взаимодействия; конечный результат; наличие непосредственного контакта между взаимодействующими сторонами или использование каких-либо каналов передачи информации; степень сокрытия факта воздействия от реципиента (того, на кого оказывается воздействие); прямое воздействие на реципиента или ориентация на изменение внешних условий его жизнедеятельности .
———————————
См. подробнее: Кабаченко Т.С. Указ. соч.

Представляется, что при решении задач оперативно-розыскной деятельности оперативный сотрудник реализует два подхода: ориентируется на сознательный выбор и свободную волю тех, с кем он взаимодействует, либо использует некоторый эффект в поведении и деятельности, минуя этап критического осмысления и собственного волеизъявления реципиентов.

В специальной литературе говорится о трех основных стратегиях психологического воздействия: манипулятивная, императивная и развивающая . Манипулирование рассматривается как стимулирование подсознательного в обход внутреннего самоконтроля лица, схожее с психотерапевтическим эффектом. Императивная стратегия поддерживает когнитивные структуры и эффективна в ситуациях экстремального плана. Развивающая стратегия направлена на изменение структуры личности и реализуется в ходе длительного диалога с лицом. Диалоговое психологическое воздействие возможно при длительном общении в процессе обучения, воспитания .
———————————
См.: Психология воздействия. М., 1989.
См.: Решетина С.Ю., Смолян Г.Л. Информационно-психологическая безопасность личности (Контуры проблемы) // Проблемы информационно-психологической безопасности. М., 1996.

Сходные стратегии психологического воздействия сформулированы и в зарубежной психологии . Теоретической основой их выделения послужили три различные реакции на социальное воздействие: подчинение, идентификация и интернализация. Подчинение означает поведение, мотивацией которого является желание получить поощрение или избежать наказания. Соответственно, возможно выделение стратегии, ориентированной на обеспечение подчинения реципиента воздействующей стороне. Идентификация основана на желании походить на воздействующую сторону. Соответственно, стратегия взаимодействия будет направлена на побуждение мотивации идентификации. Интернализация представляет собой глубокое освоение ценностей, взглядов, а также убежденность в чем-либо. В случае ориентации на получение эффекта интернализации психологическое воздействие предполагает возможность осмысленного отношения реципиента к соответствующему содержанию.
———————————
См. подробнее: Аронсон Э. Общественное животное. М.: Аспект-Пресс, 1998.

Таким образом, стратегии психологического воздействия выделяются в связи с теми конечными результатами в изменении регуляторов поведения и активности реципиента, которые при этом наступают.

В научной литературе выделяют типологии психологического воздействия . Для оперативно-розыскной деятельности представляет интерес классификация психологического воздействия на произвольное и непроизвольное. Психологическое воздействие является произвольным, когда действующая сторона предполагает вызвать определенный психологический эффект, или, другими словами, имеет интенцию оказать воздействие на кого-либо (человека, группу, общество в целом). Оперативный сотрудник, как правило, стремится оказать именно произвольное психологическое воздействие. В том случае, когда возможные результаты не планируются, психологическое воздействие оказывается непроизвольным.
———————————
См.: Кабаченко Т.С. Указ. соч.; Школьник П.С., Тарасов В.Ф. Язык улицы. М., 1977.

Психологическое воздействие может быть непосредственным, т.е. контактным, и опосредованным (дистантным). О степени влияния психологического воздействия на объект оперативного интереса можно судить по изменениям в его состоянии, поведении, отношениях.

В зависимости от длительности выделяют длительное и единичное психологическое воздействие. Надо отметить, что возможность оказывать психологическое воздействие длительный период времени является сильным ресурсом воздействующего оперативного сотрудника. Однако единичное воздействие в некоторых случаях бывает эффективнее, чем долгосрочное. Следовательно, при планировании общения с объектом оперативного интереса необходимо обеспечить высокую субъективную значимость единичного или краткосрочного психологического воздействия с использованием соответствующих технологий.

Следует отметить, что психологическое воздействие может осуществляться явно, когда этот факт не маскируется, более того, на нем может фиксироваться внимание. Вместе с тем кроме явных форм принуждения используются разнообразные способы и приемы скрытого для человека психологического воздействия, принуждающего его к определенным действиям и поведению. Иными словами, факт воздействия, его источник маскируются, например, в случае использования манипулятивных технологий.
Необходимость психологической безопасности оперативного сотрудника ставит перед ним задачу обеспечения собственной психологической самозащиты. Известно, что в практической деятельности познание обстоятельств совершенного преступления осуществляется ретроспективно и, как правило, при интенсивном противодействии заинтересованных лиц. Нередко в процессе оперативной разработки участников организованных преступных формирований, выявлении лидера, межличностных связей между ними и т.п. оперативный сотрудник может столкнуться с ситуацией явного или скрытого психологического воздействия в форме угроз, шантажа, запугивания, подкупа, провокации, дискредитации, демонстрации связей с преступными лидерами и иного негативного влияния на его сознание со стороны взаимодействующих с ним лиц. Прежде всего, имеется в виду отрицательный информационно-эмоциональный фон, возникающий в ходе противодействия преступного элемента оперативно-розыскному процессу и уголовному судопроизводству, а также отрицательное информационно-психологическое воздействие, генерируемое на социально-бытовом уровне .
———————————
См.: Яковец Е.Н. Актуальные проблемы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сборник статей межвузовского научно-практического семинара. М.: Академия управления МВД России, 2011. С. 28 — 29.

В этой связи обратимся к оценке психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к пресечению противоправных действий . Необходимо отметить, что основой развития психологической самозащиты оперативного сотрудника выступают алгоритмы информационного взаимодействия и поведения человека, содержащие следующие компоненты: общая установка; ориентирование по ситуации; определение потенциала психологического воздействия; выявление источников угроз психологической безопасности лица; организация защиты . Как справедливо отмечает Г.В. Грачев, в структуре названных алгоритмов самозащиты оперативного сотрудника важнейшим компонентом является «общая установка», включающая три составляющие: мотивационная (ориентация на обеспечение личной психологической безопасности и формирование навыков психологической самозащиты); когнитивная (знания о технологиях психологического воздействия, угрозах психологической безопасности личности, а также о средствах и способах защиты); операциональная (экспресс-оценка ситуации и контроль за ходом психологического воздействия) .
———————————
См.: Хрусталева Т.А., Рожков А.А. Формирование психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к пресечению противоправных действий // Юридическая психология. 2013. N 4. С. 36 — 40.
См.: Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: Теория и технология психологической защиты: Автореф. дис. … д.псих.н. М., 2000. С. 10.
См.: Грачев Г.В. Указ. соч. С. 10.

Таким образом, ориентируясь на возможности технологий правомерного психологического воздействия и способы психологической самозащиты, оперативный сотрудник не только находит решение задач оперативно-розыскной деятельности, но и обеспечивает собственную безопасность. Эти обстоятельства нередко имеют определяющее значение в практике борьбы с организованной преступностью.

Литература

1. Актуальные проблемы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел // Актуальные проблемы информационно-аналитического обеспечения оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: Сборник статей межвузовского научно-практического семинара. М.: Академия управления МВД России, 2011. С. 28 — 29.
2. Аронсон Э. Общественное животное. М.: Аспект-Пресс, 1998.
3. Грачев Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Автореф. дис. … д.псих.н. М., 2000. С. 10.
4. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М.: Педагогическое общество России, 2000. С. 23.
5. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия (к определению понятия) // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сборник научных трудов: АПН СССР. НИИ общей и педагогической психологии. М., 1989. С. 4 — 5.
6. Ковалев Г.А. Психологическое воздействие: теория, методология, практика: Автореф. дис. … д.ю.н. М., 1991.
7. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Советская энциклопедия, 1975. С. 85.
8. Простяков В.В. Психологические требования к личности и профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел // Юридическая психология. 2012. N 1. С. 2 — 7.
9. Психология воздействия. М., 1989.
10. Решетина С.Ю., Смолян Г.Л. Информационно-психологическая безопасность личности (Контуры проблемы) // Проблемы информационно-психологической безопасности. М., 1996.
11. Самовичев Е.Г. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. С. 285.
12. Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 81.
13. Хрусталева Т.А., Рожков А.А. Формирование психологической готовности сотрудников органов внутренних дел к пресечению противоправных действий // Юридическая психология. 2013. N 4. С. 36 — 40.
14. Черненилов В.И., Юстицкий В.В. Применение методов психолого-педагогического воздействия при решении оперативно-служебных задач. Минск, 1989.
15. Школьник П.С., Тарасов В.Ф. Язык улицы. М., 1977.

Юридическая психология. 2014. N 2.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code