Действия налоговых органов в части реализации своего права на осмотр помещения

Вопрос: Организация, применяющая общую систему налогообложения, приобрела дорогостоящее оборудование в III квартале 2015 г. и представила налоговую декларацию с возмещением НДС. Камеральная налоговая проверка представленной декларации была проведена с выездом налогового инспектора по адресу налогоплательщика, причем в этот момент офис был закрыт, работников в нем не было, так как бухгалтер болел, а директор был в командировке. По итогам налоговой проверки организация получила акт, в котором указано, что налогоплательщику в вычете отказано, так как местонахождение налогоплательщика не установлено. Правомерны ли действия налоговых органов, ведь оборудование приобретено для перепродажи, оплачено и оприходовано, счет-фактура в наличии, товар стоит на арендованном складе до момента его продажи?

 

Ответ: Действия налоговых органов в части реализации своего права на осмотр помещения правомерны. Организация, которая в момент осуществления процедуры осмотра не смогла подтвердить свое местонахождение по юридическому адресу, но существует документальное подтверждение реальности сделки и права на возмещение НДС, имеет право на заявленный в налоговой декларации по НДС вычет. Однако не исключено, что организации будет необходимо доказывать это право в судебном порядке.

 

Обоснование: Налоговые органы вправе в порядке, предусмотренном ст. 92 Налогового кодекса РФ, осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (пп. 6 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Доступ на территорию или в помещение проверяемого лица должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки этого лица либо при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную налоговую проверку на основе налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных п. п. 8 и 8.1 ст. 88 НК РФ. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (п. 1 ст. 91 НК РФ).

Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ.

В силу ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), и документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, после принятия этих товаров на учет при наличии соответствующих первичных документов.

По смыслу ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету, является надлежащим образом составленный счет-фактура.

Пунктом 5 ст. 169 НК РФ установлено, что в счете-фактуре должны быть указаны в том числе наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Согласно п. 6 ст. 169 НК РФ счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации либо иными лицами, уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации.

На основании п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного п. п. 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению.

Таким образом, в силу вышеуказанных норм законодательства о налогах и сборах право налогоплательщика на налоговый вычет сумм НДС, уплаченных своим контрагентам при приобретении товаров (работ, услуг), возникает при одновременном выполнении следующих условий: обязательное представление счетов-фактур поставщиков товаров (работ, услуг), оформление которых должно соответствовать требованиям ст. 169 НК РФ, товары (работы, услуги) должны быть приняты налогоплательщиком к учету; приобретаемые товары (работы, услуги) предназначаются для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектом налогообложения, или для перепродажи.

При соблюдении названных требований НК РФ налогоплательщик вправе претендовать на получение налогового вычета при исчислении НДС.

Как указывается в Постановлении ФАС Поволжского округа от 04.08.2011 по делу N А12-19990/2010, доводы относительно того, что поставщик не находится по юридическому адресу, не представляет отчетов, не имеет транспортных средств и имущества, обоснованно не приняты судами во внимание, так как исходя из совокупности установленных обстоятельств судами установлено наличие реальности хозяйственных операций между заявителем и контрагентом.

Таким образом, право налогоплательщика на налоговые вычеты обусловлено приобретением им товаров (работ, услуг), используемых для осуществления деятельности, являющейся объектом обложения налогом на добавленную стоимость, принятием данных товаров (работ, услуг) на учет и наличием счетов-фактур и соответствующих первичных документов, достоверно подтверждающих факт совершения хозяйственной операции.

Пленум ВАС РФ в п. 1 Постановления от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» разъяснил, что представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

Налоговая выгода не может быть признана обоснованной, если получена налогоплательщиком вне связи с осуществлением реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ N 53).

Постановление ФАС Московского округа от 14.02.2011 N КА-А40/189-11 по делу N А40-173806/09-112-1417 также подтверждает высказанное выше мнение, а именно согласно ст. 171 НК РФ при исчислении НДС налогоплательщик вправе применить налоговые вычеты в виде сумм налога, уплаченного поставщикам при приобретении на территории РФ товаров (работ, услуг).

Уменьшение доходов на расходы, как и применение вычетов, представляет собой налоговую выгоду. Обоснованность получения налогоплательщиком такой выгоды оценивается судами в каждом конкретном случае в зависимости от совокупности установленных в ходе налоговой проверки обстоятельств.

Критерии оценки обоснованности налоговой выгоды даны в Постановлении Пленума ВАС РФ N 53 и выработаны судебной практикой (Постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 18162/09, от 09.03.2010 N 15574/09). Выгода признается необоснованной, когда выявляются обстоятельства, которые свидетельствуют о том, что реально хозяйственная операция поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг) не выполнялась. Такими обстоятельствами являются, в частности, невозможность осуществления хозяйственной операции с учетом времени, места нахождения имущества или объема материальных ресурсов, экономически необходимых для производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, отсутствие управленческого, технического персонала, основных средств, складских помещений, транспортных средств.

Отсутствие контрагентов по юридическому адресу, неуплата ими налогов, наличие в счетах-фактурах и иных документах подписей лиц, которые отрицают факт подписания документов, не могут подтверждать получение необоснованной выгоды при отсутствии доказательств нереальности хозяйственных операций.

Таким образом, организация, которая в момент осуществления процедуры осмотра не смогла подтвердить свое местонахождение по юридическому адресу, но существует документальное подтверждение реальности сделки и права на возмещение НДС, имеет право на заявленный в налоговой декларации по НДС вычет. Однако не исключено, что организации будет необходимо доказывать это право в судебном порядке.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code