4.3. Плательщик транспортного налога в отношении арендуемого воздушного судна

Описание ситуации: Авиакомпания заключила договор аренды воздушного судна (вертолета) с целью осуществления грузовых и пассажирских перевозок. Во исполнение требования действующего законодательства на данное ВС была получена эксплуатационная спецификация, являющаяся неотъемлемой частью свидетельства эксплуатанта. В указанной спецификации эксплуатантом числится авиакомпания.

В то же время в свидетельстве о государственной регистрации права на ВС содержится информация о собственнике-арендодателе.

 

Вопрос: Кто будет являться плательщиком транспортного налога в отношении воздушного судна: собственник-арендодатель или эксплуатант-арендатор (авиакомпания)?

 

Ответ: В соответствии со ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Вертолеты, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесены к объектам налогообложения п. 1 ст. 358 НК РФ.

Согласно п. 9 ст. 33 Воздушного кодекса РФ государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со ст. 131 ГК РФ.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре.

В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Вместе с тем исключение из данного правила в отношении договоров аренды транспортного средства без экипажа предусмотрено в ст. 643 ГК РФ, согласно которой к таким договорам не применяются положения о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК РФ.

Таким образом, по нашему мнению, государственная регистрация аренды воздушного судна не производится.

Данный вывод подтверждается Постановлением Президиума ВАС РФ от 03.07.2012 N 1218/12 по делу N А40-11161/11-127-91 по спору о государственной регистрации договора аренды воздушного судна, в котором указано следующее:

«В силу п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Исключение из данного правила в отношении договоров аренды транспортного средства без экипажа предусмотрено ст. 643 ГК РФ, согласно которой к таким договорам не применяются положения о регистрации договоров аренды, предусмотренные п. 2 ст. 609 ГК РФ.

Статьей 33 Воздушного кодекса РФ, в том числе п. 9 этой статьи, во взаимосвязи со ст. 131 ГК РФ также не предусмотрена обязательная регистрация ни договоров аренды воздушного судна без экипажа, ни порождаемых подобными договорами обременений».

Кроме того, в п. 1 ст. 1 Федерального закона от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» указано, что государственная регистрация прав на воздушные суда и сделок с ними — юридический акт признания и подтверждения государством наличия, возникновения, перехода, прекращения, ограничения (обременения) права собственности и других вещных прав на воздушные суда в соответствии с ГК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 216 ГК РФ вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268);

сервитуты (ст. ст. 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294);

право оперативного управления имуществом (ст. 296).

Следовательно, право аренды воздушного судна, как не относящееся к вещным правам, не подлежит государственной регистрации.

Относительно того, что арендатор указан эксплуатантом в свидетельстве эксплуатанта, можно отметить следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 61 Воздушного кодекса РФ эксплуатант — гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта.

То есть, эксплуатант — лицо, использующее воздушное судно для полетов, при наличии у него законного права на это и свидетельства эксплуатанта.

Свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения — документ, подтверждающий регистрацию заявителя в качестве эксплуатанта (п. 1 Федеральных авиационных правил «Эксплуатанты авиации общего назначения. Требования к эксплуатанту авиации общего назначения, процедуры регистрации и контроля деятельности эксплуатантов авиации общего назначения» (утв. Приказом Минтранса России от 18.06.2003 N 147)).

Однако регистрация лица в качестве эксплуатанта не может быть приравнена к государственной регистрации его права на воздушное судно в порядке п. 9 ст. 33 Воздушного кодекса РФ.

Следовательно, регистрация арендатора в качестве эксплуатанта не свидетельствует о том, что на него зарегистрировано воздушное судно в смысле ст. 357 НК РФ.

Также полагаем необходимым отметить следующее.

В п. 6 Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации (утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177) установлено, что в отношении воздушных судов плательщиками транспортного налога являются именно эксплуатанты.

Вместе с тем указанные положения Методических рекомендаций были определены в соответствии с п. п. 2.2, 7.1 и 7.2 Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации (утв. Приказом Минтранса России от 12.10.1995 N ДВ-110 (далее — Правила)), в соответствии с которыми воздушные суда подлежали государственной регистрации на эксплуатанта. Данные Правила утратили силу в связи с изданием Приказа Минтранса России от 14.12.2004 N 44 «Об отмене актов Министерства транспорта Российской Федерации».

Поэтому в настоящее время при отсутствии в действующих нормативных актах положений о том, что плательщиками транспортного налога являются эксплуатанты воздушных судов, п. 6 Методических указаний применяться не может.

Минфин России в Письме от 10.12.2007 N 03-05-05-04/07 указал, что:

«налогоплательщиками в отношении воздушных судов должны признаваться лица, обладающие вещными правами (правами собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения) на воздушные суда.

Вместе с тем, поскольку налоговые органы и налогоплательщики начиная с 2003 г. руководствовались Методическими рекомендациями по применению главы 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса, утвержденными Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, а также другими разъяснениями (письмами, методическими указаниями) Минфина России и ФНС России, считаем целесообразным изложенный выше порядок налогообложения воздушных судов применять с 1 января 2008 г. со следующего налогового периода».

Таким образом, по нашему мнению, плательщиком транспортного налога в отношении воздушного судна является его собственник-арендодатель.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code