4.2. Определение категории транспортного средства для целей налогообложения

Описание ситуации: Общество приобрело автомобиль скорой медицинской помощи на базе ГАЗ 322173 для оказания медицинской помощи работникам в вахтовом поселке.

 

Вопрос: К какой категории следует относить данную машину при исчислении транспортного налога, если согласно свидетельству о регистрации ТС указанная автомашина по категории транспортного средства B относится к легковым автомобилям, а по модели (вторая цифра модели ТС указывает на его тип (вид автомобиля)) – к автобусам?

 

Ответ: Действительно, ст. 361 НК РФ предусмотрены различные ставки транспортного налога для легковых автомобилей и автобусов.

При этом понятия “автобус” и “легковой автомобиль” для целей налогообложения в НК РФ отсутствуют, поэтому в силу ст. 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства.

Так, согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств нужно руководствоваться:

– Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359;

– Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII (далее – Конвенция).

Однако необходимо отметить, что в тексте Конвенции и в Приложениях к ней также нет определения понятий “автобус”, “легковой автомобиль”, “грузовой автомобиль”.

Что касается ОКОФ, то данный документ также не содержит критериев, по которым можно было бы разграничить легковой автомобиль и автобус, поскольку для легковых автомобилей в Классификаторе в качестве определяющего критерия приведены рабочий объем двигателя и функциональное назначение, а для автобусов – размер и функциональное назначение. Руководствуясь ОКОФ, рассматриваемый “Автомобиль скорой медицинской помощи” можно в равной степени отнести и к автобусам, и к легковым автомобилям.

Так, еще в Письме от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 Минфин России отметил, что ОКОФ не подходит для целей определения типа транспортного средства, поскольку он не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем ТС к категориям, предусмотренным Налоговым кодексом.

Аналогичным образом Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.07.2007 N 2965/07 пришел к выводу о том, что ОКОФ предназначен для целей учета и статистики основных средств и не может применяться при расчете транспортного налога.

При этом в рассматриваемой ситуации в ПТС на транспортное средство ГАЗ 322173 в качестве наименования (типа ТС) указано лишь “Автомобиль скорой медицинской помощи” и не определена его принадлежность к легковым автомобилям или автобусам.

Указание же на категорию транспортного средства – B – само по себе не дает оснований с уверенностью говорить именно о его “легковом” типе.

Так, в строке 4 ПТС указывается категория автомобиля:

– A – мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;

B – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

– C – автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

– D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

– прицеп – ТС, предназначенное для движения в составе с основным транспортным средством.

При этом перечисленные категории ТС соответствуют классификации автомобилей, установленной Конвенцией.

И в этом смысле утверждение о том, что B – это всегда легковые автомобили, C – грузовые, а D – автобусы, весьма условно и не вполне корректно. В частности, к категории B в том числе относятся “механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн”. Это следует из Приложения N 3 к Приказу МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 “Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств” (далее по тексту – Положение).

Таким образом, категория автомобиля B сама по себе не свидетельствует о том, что автомобиль легковой.

По нашему мнению, в такой ситуации организация имеет право руководствоваться иными нормативно-правовыми актами, которые, хоть и не были рекомендованы ФНС России и Минфином России для решения данного вопроса, однако содержат вполне определенное понятие легкового автомобиля.

В частности, согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301) к легковым автомобилям относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения.

Аналогично, согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 “Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза” в группу 8702 входят “автомобили, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя”, а в группу 8703 – автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (кроме автомобилей товарной позиции 8702). Иными словами, “по версии” ТН ВЭД к легковым автомобилям также относятся транспортные средства, которые могут перевозить, включая водителя, до 9 человек (без водителя – 8 и менее).

Таким образом, определяющим критерием легкового автомобиля является то, что он предназначен для перевозки людей, и максимальное количество пассажиров – 8 человек.

При этом, как было указано выше, рассматриваемому транспортному средству присвоена категория B. На основании п. 28 Положения и п. 5 Приложения N 6 к Конвенции данный факт свидетельствует о том, что данное транспортное средство относится к автомобилям, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Таким образом, комплексный анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что при исчислении транспортного налога на автомобиль скорой медицинской помощи на базе ГАЗ 322173 данное транспортное средство следует относить к категории легковых автомобилей.

Что касается второй цифры в обозначении модели ТС, то действительно, в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 “Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями” и п. 26 Положения в строке 2 паспорта ТС отражается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): “1” – легковой автомобиль, “2” – автобус, “3” – грузовой (бортовой), “7” – фургон, “9” – специальный транспорт.

Однако, как следует из представленного нам паспорта ТС, вторая цифра “2” содержится в строке 6 паспорта, то есть в обозначении модели двигателя ТС, а не в индексе самого автомобиля, указанном по строке 2 паспорта (код автомобиля, указанный в строке 2, – 384065). Соответственно, это не та “двойка”, которая свидетельствует о том, что автомобиль относится к автобусам.

Содержание

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 505

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code