4.2. Определение категории транспортного средства для целей налогообложения

Описание ситуации: Общество приобрело автомобиль скорой медицинской помощи на базе ГАЗ 322173 для оказания медицинской помощи работникам в вахтовом поселке.

 

Вопрос: К какой категории следует относить данную машину при исчислении транспортного налога, если согласно свидетельству о регистрации ТС указанная автомашина по категории транспортного средства B относится к легковым автомобилям, а по модели (вторая цифра модели ТС указывает на его тип (вид автомобиля)) — к автобусам?

 

Ответ: Действительно, ст. 361 НК РФ предусмотрены различные ставки транспортного налога для легковых автомобилей и автобусов.

При этом понятия «автобус» и «легковой автомобиль» для целей налогообложения в НК РФ отсутствуют, поэтому в силу ст. 11 НК РФ следует руководствоваться общими понятиями, используемыми в других отраслях законодательства.

Так, согласно п. 16 Методических рекомендаций по применению главы 28 Налогового кодекса, утвержденных Приказом МНС России от 9 апреля 2003 г. N БГ-3-21/177, при определении видов автомототранспортных средств нужно руководствоваться:

— Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 359;

— Конвенцией о дорожном движении (Вена, 8 ноября 1968 г.), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 апреля 1974 г. N 5938-VIII (далее — Конвенция).

Однако необходимо отметить, что в тексте Конвенции и в Приложениях к ней также нет определения понятий «автобус», «легковой автомобиль», «грузовой автомобиль».

Что касается ОКОФ, то данный документ также не содержит критериев, по которым можно было бы разграничить легковой автомобиль и автобус, поскольку для легковых автомобилей в Классификаторе в качестве определяющего критерия приведены рабочий объем двигателя и функциональное назначение, а для автобусов — размер и функциональное назначение. Руководствуясь ОКОФ, рассматриваемый «Автомобиль скорой медицинской помощи» можно в равной степени отнести и к автобусам, и к легковым автомобилям.

Так, еще в Письме от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 Минфин России отметил, что ОКОФ не подходит для целей определения типа транспортного средства, поскольку он не является нормативным документом и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем ТС к категориям, предусмотренным Налоговым кодексом.

Аналогичным образом Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.07.2007 N 2965/07 пришел к выводу о том, что ОКОФ предназначен для целей учета и статистики основных средств и не может применяться при расчете транспортного налога.

При этом в рассматриваемой ситуации в ПТС на транспортное средство ГАЗ 322173 в качестве наименования (типа ТС) указано лишь «Автомобиль скорой медицинской помощи» и не определена его принадлежность к легковым автомобилям или автобусам.

Указание же на категорию транспортного средства — B — само по себе не дает оснований с уверенностью говорить именно о его «легковом» типе.

Так, в строке 4 ПТС указывается категория автомобиля:

— A — мотоциклы, мотороллеры и другие мототранспортные средства;

B — автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми;

— C — автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг;

— D — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя;

— прицеп — ТС, предназначенное для движения в составе с основным транспортным средством.

При этом перечисленные категории ТС соответствуют классификации автомобилей, установленной Конвенцией.

И в этом смысле утверждение о том, что B — это всегда легковые автомобили, C — грузовые, а D — автобусы, весьма условно и не вполне корректно. В частности, к категории B в том числе относятся «механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонн». Это следует из Приложения N 3 к Приказу МВД России N 496, Минпромэнерго России N 192, Минэкономразвития России N 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» (далее по тексту — Положение).

Таким образом, категория автомобиля B сама по себе не свидетельствует о том, что автомобиль легковой.

По нашему мнению, в такой ситуации организация имеет право руководствоваться иными нормативно-правовыми актами, которые, хоть и не были рекомендованы ФНС России и Минфином России для решения данного вопроса, однако содержат вполне определенное понятие легкового автомобиля.

В частности, согласно Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301) к легковым автомобилям относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 мест для сидения.

Аналогично, согласно Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единого таможенного тарифа Таможенного союза» в группу 8702 входят «автомобили, предназначенные для перевозки 10 человек или более, включая водителя», а в группу 8703 — автомобили легковые и прочие моторные транспортные средства, предназначенные для перевозки людей (кроме автомобилей товарной позиции 8702). Иными словами, «по версии» ТН ВЭД к легковым автомобилям также относятся транспортные средства, которые могут перевозить, включая водителя, до 9 человек (без водителя — 8 и менее).

Таким образом, определяющим критерием легкового автомобиля является то, что он предназначен для перевозки людей, и максимальное количество пассажиров — 8 человек.

При этом, как было указано выше, рассматриваемому транспортному средству присвоена категория B. На основании п. 28 Положения и п. 5 Приложения N 6 к Конвенции данный факт свидетельствует о том, что данное транспортное средство относится к автомобилям, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Таким образом, комплексный анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод о том, что при исчислении транспортного налога на автомобиль скорой медицинской помощи на базе ГАЗ 322173 данное транспортное средство следует относить к категории легковых автомобилей.

Что касается второй цифры в обозначении модели ТС, то действительно, в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения в строке 2 паспорта ТС отражается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля): «1» — легковой автомобиль, «2» — автобус, «3» — грузовой (бортовой), «7» — фургон, «9» — специальный транспорт.

Однако, как следует из представленного нам паспорта ТС, вторая цифра «2» содержится в строке 6 паспорта, то есть в обозначении модели двигателя ТС, а не в индексе самого автомобиля, указанном по строке 2 паспорта (код автомобиля, указанный в строке 2, — 384065). Соответственно, это не та «двойка», которая свидетельствует о том, что автомобиль относится к автобусам.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code