4. Транспортный налог

4.1. Транспортный налог в отношении моторной лодки

 

Описание ситуации: В октябре 2013 г. обществом было приобретено маломерное судно — лодка моторная. Судовой билет маломерного судна был получен 16 июня 2014 г. В Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС МЧС России) моторная лодка в настоящее время не зарегистрирована.

 

Вопрос 1: С какого момента необходимо начислять транспортный налог на моторную лодку (с момента получения судового билета либо с момента регистрации в ГИМС МЧС России)?

 

Ответ: Во-первых, согласно п. 15 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (утв. Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 500 в ред. Приказов МЧС России от 30.03.2009 N 189, от 21.07.2009 N 424) (далее по тексту — Правила) судно и право собственности на него регистрируются на имя собственника (собственников) судна.

После государственной регистрации судна и права собственности на него выдается судовой билет маломерного судна (далее по тексту — судовой билет), который удостоверяет право плавания под Государственным флагом Российской Федерации и устанавливает принадлежность судна на праве собственности указанному в нем судовладельцу (судовладельцам).

Судовой билет хранится у судовладельца. На судне должна находиться копия судового билета, заверенная в установленном порядке.

Таким образом, на основании указанной нормы право собственности на судно зарегистрировано в ГИМС МЧС России 16 июня 2014 г.

Во-вторых, согласно п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, на основании ст. 358 НК РФ транспортный налог организацией должен исчисляться по зарегистрированным транспортным средствам.

В Письме Минфина от 05.07.2011 N 03-05-05-01/51 также указано, что если транспортные средства, находящиеся на балансе плательщика, не зарегистрированы, то оснований для уплаты транспортного налога в их отношении не имеется.

Следует отметить, что если налогоплательщик не регистрирует транспортное средство непосредственно после приобретения, то налоговые органы зачастую доначисляют транспортный налог, мотивируя это уклонением от государственной регистрации.

Арбитражная практика по данному вопросу ранее складывалась как в пользу налоговых органов (Постановления ФАС Уральского округа от 04.05.2012 N Ф09-2951/12, ФАС Дальневосточного округа от 18.01.2011 N Ф03-9228/2010), так и в пользу налогоплательщиков (Постановления ФАС Московского округа от 25.06.2009 N КА-А41/5763-09, ФАС ПО от 16.10.2008 N А57-2039/08).

Окончательная правовая позиция по данному вопросу сформирована в Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11, согласно которому уклонение от постановки на учет ТС не освобождает собственников от уплаты транспортного налога.

В результате важно обратить внимание на то, что в соответствии с п. 12 Правил юридические лица представляют в органы, осуществляющие государственную регистрацию маломерных судов, — государственные инспекции по маломерным судам — документы для государственной регистрации принадлежащих им маломерных судов, независимо от их технического состояния, в течение месяца со дня приобретения ранее незарегистрированных судов, таможенного оформления приобретенных за пределами Российской Федерации судов, первичного технического освидетельствования судов индивидуальной постройки, а для повторной государственной регистрации судов — в течение двух недель со дня возникновения обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Из вышеуказанного можно сделать вывод: несмотря на то что обязанность по уплате транспортного налога у организации возникает с момента государственной регистрации транспортного средства, на основании Постановления Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11, существует значительный риск доначисления налоговым органом сумм транспортного налога с ноября 2013 г. по причине того, что организация пропустила срок, установленный для регистрации. При этом отмечаем, что при возникновении разногласий суды будут руководствоваться обозначенной позицией ВАС.

 

Вопрос 2: Поскольку моторная лодка приобретена с двумя двигателями мощностью 300 и 30 л. с., поясните, каков порядок определения налоговой базы по транспортному налогу

 

Ответ: Согласно абз. 5 п. 5.7 разд. V Приложения N 3 «Порядок заполнения налоговой декларации по транспортному налогу» к Приказу ФНС России от 20.02.2012 N ММВ-7-11/99@ (ред. от 14.11.2013) если транспортное средство имеет несколько двигателей, то налоговая база в отношении данного транспортного средства определяется как сумма мощностей этих двигателей в лошадиных силах.

Следовательно, налоговой базой по транспортному налогу для моторной лодки будет величина в 330 л. с.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code