3.10. Земельный налог при изменении кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости

Описание ситуации: Одним из филиалов общества 1 декабря 2014 г. подано заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости одного из земельных участков, принадлежащих обществу на праве собственности (далее — земельный участок), в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (далее — комиссия); заявление составлено на основании установления рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 01.01.2012 в отчете об оценке от 01.09.2014. Кроме того, в комиссию представлено положительное экспертное заключение от 05.11.2014 о соответствии отчета об оценке требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности.

Комиссией в решении от 18.12.2014 кадастровая стоимость земельного участка определена в размере рыночной стоимости земельного участка, установленной в отчете об оценке от 01.09.2014.

По земельному участку получен кадастровый паспорт от 15.01.2015, в котором кадастровая стоимость отражена в размере рыночной стоимости. Иной документально подтвержденной информации о дате внесения изменения кадастровой стоимости по данному участку в государственный кадастр не имеется. По данным публичной кадастровой карты изменения по стоимости участка внесены в систему 27.12.2014.

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ (в ред. с 01.01.2015), в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

 

Вопрос: Может ли общество путем подачи уточненной налоговой декларации за 2014 г. исчислить земельный налог по земельному участку за 2014 г. исходя из налоговой базы по кадастровой стоимости, отраженной в размере рыночной стоимости согласно решению комиссии от 18.12.2014?

Существуют ли в таком случае риски доначисления налоговыми органами земельного налога к уплате за 2014 г.?

 

Ответ: Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога являются в т.ч. юридические лица (организации), обладающие земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

При этом, как указано в п. 1 ст. 390 НК РФ, налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В рассматриваемой ситуации, согласно условиям запроса, обществом была оспорена кадастровая стоимость земельного участка, которая была приравнена к рыночной стоимости. В конце декабря 2014 г. решение комиссии, которым стоимость была приравнена к рыночной стоимости, вступило в силу, при этом сама стоимость оспаривалась по состоянию на 01.01.2012.

Прежде всего хотим обратить ваше внимание на новую редакцию ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 135-ФЗ), абз. 5 которой звучит следующим образом:

«В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания«.

Данные изменения были внесены Федеральным законом от 21.07.2014 N 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон N 225-ФЗ), согласно п. 8 ст. 3 которого положения ст. 24.20 Закона N 135-ФЗ (в новой редакции) подлежат применению к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после дня вступления в силу Закона N 225-ФЗ, а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных комиссией или судом, арбитражным судом на день вступления в силу Закона N 225-ФЗ.

Закон N 225-ФЗ вступил в силу с 22.07.2014.

При этом обращаем ваше внимание на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в ст. 391 НК РФ Федеральным законом от 04.10.2014 N 284-ФЗ в отношении земельного налога:

«Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 391.

Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки, допущенной органом, осуществляющим государственный кадастровый учет, при ведении государственного кадастра недвижимости, учитывается при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором была допущена такая техническая ошибка.

В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания».

Указанные изменения действуют с 2015 г.

По нашему мнению, несмотря на то что изменения, внесенные в НК РФ, начинают действовать только с 2015 г., учитывая действие Закона N 225-ФЗ, изложенные правила следует применять к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 г., а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных на указанную дату, поскольку новые правила предусмотрены для всех законодательно установленных целей.

Указанная позиция, по нашему мнению, подтверждается в Письме Минфина России от 29.09.2014 N 03-05-РЗ/48574:

«Изменения, предусмотренные Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 225-ФЗ, применяются к сведениям о кадастровой стоимости, установленной в результате рассмотрения заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных после 22 июля 2014 г., а также заявлений о пересмотре кадастровой стоимости, поданных, но не рассмотренных на указанную дату».

Также данная позиция согласуется с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.07.2013 N 17-П, в абз. 3 п. 3.1 которого КС РФ указал, что правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и обеспечивается актами как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно осуществляться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующем налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах.

При этом в абз. 2 п. 4 Постановления КС РФ указал, что для федерального законодателя не исключается возможность в рамках совершенствования правового регулирования обложения земельным налогом установить с учетом настоящего Постановления специальные, уточняющие, правила, касающиеся порядка вступления в силу нормативных правовых актов, определяющих налоговую базу по земельному налогу.

Также следует отметить, что, по нашему мнению, введение в НК РФ новой редакции ст. 391 НК РФ, согласно которой налогоплательщик имеет право пересчитать свои налоговые обязательства, является нормой, дополнительно гарантирующей и защищающей права налогоплательщика, и может иметь обратную силу в соответствии с п. 3 ст. 5 НК РФ.

Иными словами, по нашему мнению, поскольку решение о признании кадастровой стоимости вступило в силу после 22.07.2014, обществу можно сделать перерасчет земельного налога исходя из рыночной стоимости начиная с того периода, в котором оно обратилось за пересмотром кадастровой стоимости (в рассматриваемом случае — с 01.01.2014), но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

При этом в силу того, что изменения в НК РФ вступили в силу только с 2015 г., мы полностью не исключаем возможные налоговые риски, заключающиеся в нежелании налоговых органов руководствоваться указанными изменениями в налоговом учете до 2015 г. В силу этого организации следует быть готовой к возможной необходимости защиты своей позиции в судебном порядке.

Сложившаяся на сегодняшний день судебная практика по старой редакции нормативно-правовых актов запрещает «ретроспективное» применение установленной кадастровой стоимости земельных участков. Однако этот подход сформировался в период, когда законодательство вообще не регулировало порядок применения новой кадастровой стоимости земельного участка.

В то же время важно учитывать, что судебная практика по вопросу применения новой кадастровой стоимости, определенной после 22.07.2014, еще не сформировалась. В этой связи нельзя с точностью предугадать исход судебного разбирательства.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code