3.4. Уплата земельного налога при разделении земельного участка на временные участки

Описание ситуации: В 2003 г. ОАО выкупило земельный участок под промышленной площадкой, зарегистрировало право собственности под единым кадастровым номером.

В 2012 г. ОАО в соответствии с решением Совета директоров выполнило межевание участка под промплощадкой и осуществило постановку 16 частей промплощадки на кадастровый учет. До настоящего времени раздел земельного участка под промплощадкой не осуществлен, а 16 вновь сформированных участков носят так называемый временный характер до 2017 г.

В июле 2013 г. по решению арбитражного суда кадастровая стоимость земельного участка под промплощадкой была признана равной его рыночной стоимости, о чем в августе 2013 г. была внесена соответствующая запись в земельный кадастр.

В 2014 г. нами были получены кадастровые справки, согласно которым общая стоимость временных участков соответствует стоимости основного (единого) участка под промплощадкой.

 

Вопрос: Если в 2015 г. осуществить раздел промплощадки путем регистрации права собственности завода на временные участки, возможны ли претензии со стороны налоговых органов относительно кадастровой стоимости земельных участков, учитывая, что межевание и постановка на кадастровый учет временных участков были проведены в 2012 г.?

 

Ответ: Вопросы определения кадастровой стоимости вновь образованных земельных участков рассмотрены в Методических указаниях по определению кадастровой стоимости вновь образуемых участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка (утв. Приказом Минэкономразвития России от 12.08.2006 N 222; далее — Методические указания).

Так, согласно п. 2.1.17 Методических указаний в случае образования новых земельных участков путем разделения существующего земельного участка (преобразуемого земельного участка) кадастровая стоимость образуемых земельных участков определяется путем умножения площади указанных земельных участков на удельный показатель кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка.

Таким образом, по правилам кадастрового учета размер кадастровой стоимости преобразуемого земельного участка (удельный показатель) влияет на определение кадастровой стоимости образуемых из него земельных участков.

В вашем случае решение о разделении и межевании участка было принято в 2012 г., т.е. еще до того, как кадастровая стоимость единого участка была пересмотрена и установлена судом в размере его рыночной стоимости (2013 г.).

На наш взгляд, даже в этом случае факт снижения кадастровой стоимости преобразуемого участка должен отразиться на размере кадастровой стоимости вновь образованных участков, что в целом подтверждается данными о кадастровой стоимости вновь образованных участков, полученными вами из органов кадастрового учета.

Так, согласно представленным кадастровым справкам о кадастровой стоимости 16 земельных участков от 11.12.2014 общая сумма кадастровых стоимостей этих участков составляет порядка 1 725 912 053 руб.

Решением арбитражного суда от 18.07.2013 кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 66:59:0000000:146 была признана равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 в размере 1 725 710 339 руб. 80 коп., исходя из стоимости одного квадратного метра 391 руб. 70 коп.

Таким образом, в рассматриваемом случае органом кадастрового учета при определении кадастровой стоимости 16 земельных участков, образованных в результате разделения основного участка с кадастровым номером 66:59:0000000:146, были учтены результаты судебного спора по пересмотру кадастровой стоимости преобразуемого участка независимо от даты его межевания.

Как указано в п. 3 ст. 391 НК РФ, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.

Согласно п. 4.1 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Таким образом, для налогоплательщика документом, подтверждающим кадастровую стоимость земельного участка, исходя из которой определяется сумма земельного налога к уплате по декларации, является кадастровая справка о кадастровой стоимости, полученная от органа кадастрового учета.

Аналогичным образом налоговый орган при проверке налоговой декларации налогоплательщика по земельному налогу будет руководствоваться данными государственного кадастра недвижимости, полученными им от органов кадастрового учета в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ по состоянию на 1 января текущего года.

Отметим, что самостоятельное определение кадастровой стоимости не входит в компетенцию налогового органа. Иными словами, налоговый орган не вправе не согласиться с информацией, содержащейся в кадастровых справках, и самостоятельно установить кадастровую стоимость, а затем использовать ее в целях налогообложения и доначислить налогоплательщику земельный налог.

Таким образом, только данные о кадастровой стоимости, полученные обществом и налоговым органом от органов кадастрового учета на начало налогового периода, будут являться основанием для расчета налоговых обязательств общества по земельному налогу в отношении 16 вновь образованных земельных участков.

В этой связи считаем, что у налогового органа не будет оснований для предъявления к обществу претензий, основанных на том, что межевание участка произошло ранее даты пересмотра судом его кадастровой стоимости, если за 2015 г. налог в отношении вновь образованных 16-ти земельных участков будет исчислен обществом на основании кадастровых стоимостей, указанных в кадастровых справках органа кадастрового учета по состоянию на начало 2015 г.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code