3. Земельный налог

3.1. Об уплате земельного налога в случае отсутствия регистрации права собственности на земельный участок

 

Описание ситуации: Просим рассмотреть возможные негативные последствия с точки зрения налогового законодательства по заключаемому между ЗАО и министерством по управлению госимуществом области договору купли-продажи земельного участка.

Земельный участок был получен ЗАО по договору купли-продажи от 31.01.2015, что подтверждается актом приема-передачи земельного участка от 31.01.2015. На текущий момент ЗАО не выплатило полную стоимость за полученный участок, соответственно, документы на регистрацию права собственности на данный участок не поданы в регистрирующие органы.

 

Вопрос: Просим пояснить, с какого момента ЗАО является плательщиком земельного налога?

 

Ответ: Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Более подробно смысл п. 1 ст. 388 НК РФ был разъяснен в Постановлении Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ N 54).

Пленум ВАС разъяснил, что в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ указанные в п. 1 ст. 388 НК РФ права на земельный участок подлежат государственной регистрации, которая в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

В этой связи ВАС делает вывод, что плательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок (за исключениями, оговоренными в п. п. 4 и 5 настоящего Постановления).

Поэтому, как указал ВАС РФ, обязанность уплачивать земельный налог возникает у такого лица с момента регистрации за ним одного из названных прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Таким образом, в силу прямого указания закона владение участком на одном из перечисленных в п. 1 ст. 388 НК РФ прав является определяющим признаком плательщика земельного налога. При этом право на земельный участок должно быть зарегистрировано в установленном порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Данный подход к толкованию п. 1 ст. 388 НК РФ был в полной мере воспринят судами при решении вопроса о надлежащем плательщике земельного налога.

Так, в Постановлении Президиума ВАС РФ от 12.03.2013 N 12992/12 указано, что обязанность уплачивать земельный налог возникла у общества с момента регистрации за ним прав на земельный участок, то есть внесения записи в реестр, и прекратилась со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на данный земельный участок (рассматривалась ситуация, при которой, несмотря на то что сделка была признана недействительной, обязанность по уплате земельного налога нес покупатель, на которого в спорный период было зарегистрировано право собственности. При этом земельным участком в данный период продолжал пользоваться продавец).

Следовательно, учитывая положения норм гл. 31 НК РФ, Постановления Пленума ВАС N 54, а также правоприменительной практики, общество не является плательщиком земельного налога, несмотря на наличие заключенного договора купли-продажи, поскольку право собственности на земельный участок еще не зарегистрировано за ним в установленном порядке. По смыслу п. 1 ст. 388 НК РФ общество станет плательщиком земельного налога только после регистрации права собственности на земельный участок в установленном порядке.

Вместе с тем, как указано в запросе, между обществом и министерством по управлению госимуществом области имеются акты приема-передачи участка, т.е. участок фактически находится в распоряжении общества, несмотря на отсутствие государственной регистрации права.

В данной ситуации необходимо иметь в виду, что издержки собственника земельного участка (формального владельца) возмещаются фактическим пользователем земельного участка путем уплаты неосновательного обогащения в порядке ст. 1102 ГК РФ.

Так, согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело либо сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 8251/11 также отмечалось, что фактическое пользование земельным участком, который не принадлежит пользователю на каком-либо праве, является основанием для взыскания не земельного налога, а неосновательного обогащения по требованию собственника земельного участка.

Аналогичная позиция отражена в многочисленной судебной практике по данному вопросу. Так, в Постановлении АС Уральского округа от 10.04.2015 N Ф09-1241/15 по делу N А60-23312/2014 суд удовлетворил требования администрации муниципального образования по взысканию неосновательного обогащения, указав, что общество пользовалось участком в отсутствие правовых оснований (на участке находились принадлежащие обществу объекты) и сберегло плату за пользование земельным участком. Аналогичный вывод сделан в Постановлениях АС Уральского округа от 04.06.2014 N Ф09-2591/14, от 09.08.2013 N Ф09-6899/13.

Таким образом, как мы отметили выше, общество не несет налоговых обязательств в отношении земельного участка, на который не зарегистрировано его право собственности.

Вместе с тем если общество фактически использует земельный участок до регистрации права собственности на него, то министерство по управлению госимуществом области имеет право потребовать взыскания с общества неосновательного обогащения, например в размере сэкономленной последним платы за пользование земельным участком (арендной платы).

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code