1.2. Об учете в составе расчетной стоимости добываемых полезных ископаемых разовых платежей за пользование недрами

Описание ситуации: Общество осуществляет добычу общераспространенных полезных ископаемых. При этом разработка осуществляется:

— или на основании лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых;

— или на основании договора на пользование недрами с целью добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных производственных и технологических нужд пользователем недр, осуществляющим разведку и добычу или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу иных видов полезных ископаемых в границах предоставленного ему горного и (или) геологического отвода.

Лицензией устанавливается обязанность уплатить разовый платеж за пользование недрами, договором — единовременный платеж (взнос) в связи с нарушением целостности природной среды при осуществлении добычи общераспространенных полезных ископаемых.

Согласно письменному разъяснению Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса, для определения размера платежа в связи с нарушением целостности природной среды на территории округа используется механизм, аналогичный определению НДПИ. Расчет производится как процент от экономически обоснованной стоимости общераспространенных полезных ископаемых и зависит от заявленного недропользователем объема добычи полезного ископаемого.

 

Вопросы: 1. Учитываются ли разовые платежи за пользование недрами при определении расчетной стоимости добытых общераспространенных полезных ископаемых?

  1. Учитываются ли единовременные платежи (взносы) в связи с нарушением целостности природной среды при определении расчетной стоимости добытых общераспространенных полезных ископаемых?

 

Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 340 НК РФ оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:

1) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации без учета субсидий;

2) исходя из сложившихся у налогоплательщика за соответствующий налоговый период цен реализации добытого полезного ископаемого;

3) исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.

При этом в п. 4 ст. 340 НК РФ закреплено, что расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно на основании данных налогового учета. В этом случае налогоплательщик применяет тот порядок признания доходов и расходов, который он применяет для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

В п. 4 ст. 340 НК РФ указано, что при определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются расходы, произведенные налогоплательщиком в налоговом периоде, в том числе прочие расходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 263, 264 и 269 настоящего Кодекса, за исключением прочих расходов, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Таким образом, прочие расходы, связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат включению в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых.

При этом в отношении разовых (лицензионных) платежей за пользование недрами следует учитывать, что согласно ст. 40 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (далее — Закон о недрах) пользователи недр, получившие право на пользование недрами, уплачивают разовые платежи за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии.

Из дополнения к лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых следует, что общество обязуется уплатить разовый платеж за пользование недрами в связи с необходимостью увеличить объем добычи.

Согласно ст. 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов РФ, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

При этом в п. 6 ч. 1 ст. 12 Закона о недрах указано, что в лицензии и ее неотъемлемых частях должно быть указано условие, при котором взимается платеж за пользование в т.ч. недрами.

Согласно п. 2 ст. 8 НК РФ обязательный взнос, взимаемый с организации, уплата которого является одним из условий совершения в отношении организации государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), является сбором.

Таким образом, по нашему мнению, разовый платеж за пользование недрами, взимаемый на основании лицензии, фактически является платой (сбором) за право недропользователя производить разработку недр.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, относятся к прочим расходам при исчислении налога на прибыль.

Позицию о том, что затраты на выплату разового платежа за пользование недрами являются прочими косвенными расходами, связанными с производством и реализацией, можно встретить как в судебной практике, так и в разъяснениях контролирующих органов.

Так, ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 17.05.2010 по делу N А27-17423/2009 указал следующее:

«…разовый платеж за пользование недрами отвечает критерию обязательного платежа, начисленного в установленном законодательством Российской Федерации порядке, поскольку данный платеж установлен нормативным правовым актом; при наличии определенных лицензионных условий возникает безусловная обязанность по его уплате; указанный платеж формирует доходную часть бюджета.

Расходы в виде разового платежа за пользование недрами на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, и входят в состав косвенных расходов».

ФАС Поволжского округа в Постановлении от 28.07.2009 по делу N А55-82/2009 пришел к выводу, что, поскольку разовый платеж не входит в расходы, связанные с процедурой участия в конкурсе, которые формируют стоимость лицензионного соглашения (лицензии), следовательно, он в целях налогообложения подлежит включению в расходы единовременно.

Минфин России в Письме от 23.07.2013 N 03-03-06/1/28990 приводит аналогичные доводы:

«Поскольку уплата разовых платежей является лицензионным требованием и условием, то есть является обязательством лицензиата по уже имеющейся лицензии, уплата таких разовых платежей не может рассматриваться как расход, осуществленный в целях приобретения лицензии.

Таким образом, расходы в виде разового платежа за пользование недрами не включаются в первоначальную стоимость нематериального актива (лицензии), определяемую в порядке, установленном п. 1 ст. 325 Кодекса, а учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса».

При этом, как следует из дополнения N 6 к лицензии, рассматриваемый разовый платеж связан с увеличением ранее разрешенного объема добычи песчаного грунта на 150 тыс. куб. м.

Таким образом, по нашему мнению, является бесспорным тот факт, что разовый платеж за пользование недрами, подлежащий уплате на основании заключенного дополнения к лицензии в связи с увеличением объемов добычи, непосредственно связан с добычей полезных ископаемых.

Что касается единовременного платежа (взноса), уплачиваемого в связи с нарушением целостности природной среды, то в отличие от единовременного платежа в рамках лицензии на право пользования недрами он установлен в договоре на пользование недрами и является договорной выплатой.

Согласно ст. 11 Закона о недрах между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Рассматриваемый вид расходов прямо не регламентируется правилами гл. 25 НК РФ, однако, поскольку он связан с деятельностью организации, направленной на получение дохода, документально подтвержден и экономически обоснован, полагаем, что сумма единовременного платежа (взноса), уплачиваемого в связи с нарушением целостности природной среды по договору N 72/15, подлежит учету в составе прочих расходов на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.

В данном случае предметом договора и основанием для уплаты единовременного платежа является определение условий пользования недрами с целью добычи песка.

Следовательно, по нашему мнению, также является несомненным тот факт, что единовременный платеж, уплачиваемый в связи с нарушением целостности природной среды, непосредственно связан с добычей полезных ископаемых.

Как было указано выше, в силу п. 4 ст. 340 НК РФ при определении расчетной стоимости полезных ископаемых учитываются связанные с добычей полезных ископаемых расходы, произведенные налогоплательщиком в налоговом периоде, в том числе прочие расходы, порядок определения которых аналогичен порядку, установленному гл. 25 НК РФ.

При этом в п. 4 ст. 340 НК РФ закреплено, что прямые расходы, произведенные налогоплательщиком в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.

При определении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого учитываются также косвенные расходы, определяемые в соответствии с гл. 25 НК РФ. При этом косвенные расходы, произведенные налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Общая сумма расходов, произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми пропорционально доле каждого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых в этом налоговом периоде. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым в налоговом периоде полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Согласно п. 1 ст. 318 НК РФ налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг). При этом все суммы расходов, не отнесенные в состав прямых, являются косвенными расходами и в полном объеме относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода.

С учетом изложенного считаем, что разовый лицензионный платеж за пользование недрами и единовременный платеж, уплачиваемый в связи с нарушением целостности природной среды, подлежат учету при исчислении расчетной стоимости добытого полезного ископаемого.

При этом порядок такого учета зависит от положений учетной политики организации, определяющих состав прямых и косвенных расходов.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code