ПРИОРИТЕТЫ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ ПОЛИТИКИ

М.В.Шмелева

Аннотация. В статье рассмотрены основные задачи международно-правовой политики в мировой жизни современного общества. В результате проведенного исследования автор приходит к выводу, что международное сотрудничество в быстроизме- няющемся и противоречивом мире требует научно обоснованной и продуманной концепции международно-правовой политики.

Ключевые слова: международно-правовая политика, международное право, приоритеты, субъекты международных правоотношений, задачи.

Современный мир переживает глобальные и динамичные изменения, глубоко затрагивающие интересы не только Российской Федерации, но и других стран. В новом мире международно-правовая политика должна стать одним из важнейших инструментов поступательного развития всего мира. В связи с этим большое значение приобретает разработка приоритетов такой политики в решении глобальных проблем.

В теории права понятие «приоритет» означает задачи, вопросы и проблемы, требующие незамедлительного решения сейчас или в ближайшей перспективе [4, с. 9]. С учетом того факта, что международно-правовая политика, как отмечалось выше, призвана решать множество глобальных и сложных проблем, ее приоритетами следует считать наиболее важные, требующие незамедлительного решения задачи, которые являются едиными для большинства субъектов международных отношений и в максимальной степени способствуют реализации поставленных перед такой политикой целей.

Представляется очевидным, что основные актуальные задачи международно- правовой политики вытекают из потребностей человека, общества и государства, обусловленных современными экономическими условиями.

Потребности человека, в первую очередь, связаны с удовлетворением так называемых «базовых потребностей», в частности, быть здоровым и получать качественную медицинскую помощь, жить в безопасности и т. д. Другими словами, всеми государствами должны не только декларироваться права и свободы, гарантируемые международными договорами, но и практически реализовываться ими.

Потребности общества находят свое отражение в достижении социального согласия, справедливости в распределении общественных благ, росте благосостояния населения, создании органов общественного контроля, сохранении благоприятной окружающей среды.

Интересы государства в первую очередь сосредоточены на развитии плодотворного и взаимовыгодного экономического сотрудничества, укреплении своей позиции на международной арене, защите собственной независимости и территориальной целостности.

На основании вышеизложенного приоритетами международно-правовой политики, на наш взгляд, должны выступать:

Неуклонное соблюдение всеми государствами общепризнанных принципов и норм международного права, положений международных договоров.

Все государства должны добросовестно исполнять международно-правовые обязательства, поскольку только верховенство международного права может выступать гарантом мирного и плодотворного межнационального сотрудничества при соблюдении баланса разнонаправленных интересов государств.

Соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права, положений международных договоров важно не только для обеспечения государственных интересов, но и интересов физических и юридических лиц.

В условиях глобализации и появления новых угроз мировой безопасности международно-правовая политика должна предусматривать положения, позволяющие мировому сообществу бороться с нарушениями международного права со стороны отдельных государств, международных организаций и отдельных лиц, а также положения, противодействующие попыткам отдельных государств или группы государств нивелировать общепризнанные принципы и нормы международного права.

Обеспечение согласованности внутригосударственного и международного права.
Значительной негативной характеристикой действующей международно-правовой политики можно назвать высокий уровень несогласованности внутригосударственных актов и международных договоров.

Взяв в качестве примера Россию, можно отметить, что даже основной закон Российской Федерации — Конституция — не лишен противоречивых друг другу статей. Не говоря уже вообще о том, что в сфере взаимодействия российского права и международного права нет четкого понимания круга принципов и норм международного права, подлежащих обязательному исполнению в Российской Федерации в силу ст. 15 Конституции РФ.

Так, введение в правовую систему России общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров неизбежно породило проблему соотношения юридической силы внутригосударственных и международно-правовых норм.

Действующие законодательные акты России во многом повторяют положение Конституции РФ о соотношении международных и национальных норм, а в отдельных отраслях дополняют, развивают или даже изменяют это положение. При этом они также не дают ответа на вопросы: какие международные договоры, принципы и нормы международного права обладают приоритетом над российскими законами и над законами какой юридической силы? существуют ли границы этого приоритета?

В судебной практике мы можем встретить попытки ответа на указанный вопрос. В п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» [5] разъяснено следующее: правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении законов Российской Федерации. А правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято не в форме федерального закона, имеют приоритет в применении в отношении подзаконных нормативных актов, изданных органом государственной власти или уполномоченной организацией, заключившими данный договор (ч. 4 ст. 15, ст. 90, 113 Конституции РФ).

Как видно, в постановлении речь идет только о ратифицированных международных договорах, в нем не упоминается о приоритете общепризнанных принципов и норм международного права.

В большинстве других судебных решений, как правило, дублируется положение Конституции РФ без какого-либо обоснования.

По правильному замечанию С.Ю. Марочкина, «преобладающая пока тенденция — суды «автоматически» приводят те или иные договоры в качестве общепризнанных без какой-либо аргументации, возможно, в силу их известности или частой упоминаемости на разных уровнях и по разным поводам (чаще всего международные пакты о правах человека). Но в этом же ряду и регулярные ссылки, например, Конституционного Суда РФ на Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Данная Конвенция является региональным (европейским) договором, и здесь особенно необходима аргументация отнесения ее норм к общепризнанным» [3, с. 240].

В Рекомендациях Всероссийского совещания [7] в Москве конституционному суду было предложено подготовить и издать систематизированное собрание своих правовых позиций по применению общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров в целях их эффективного использования в работе органов государственной власти, особенно судебных. Возможно, такое собрание правовых позиций помогло бы решить указанную проблему.

Становление справедливых и равных условий международного обмена товарами, работами и услугами.

Указанная задача должна реализовываться в целях ускорения темпов экономического роста государств, повышения уровня жизни населения и создания новых возможностей для предпринимательской активности.

Становление справедливых и равных условий международного обмена, на наш взгляд, станет возможным после разработки единой нормативной основы для заключения договоров купли-продажи, подряда, возмездного оказания услуг между сторонами, коммерческие предприятия которых находятся в разных государствах.

На сегодняшний день основной международной организацией, занятой решением задачи становления справедливых и равных условий международного обмена, выступает Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) [6]. ЮНСИТРАЛ играет важную роль в разработке юридических основ для содействия международной торговле. Структура членского состава этой организации обеспечивает представленность различных правовых традиций и уровней экономического развития. В связи с чем документы, разработанные ЮНСИТРАЛ, получают широкое признание, так как предусматривают положения, подходящие для многих стран, находящихся на различных уровнях экономического развития.

Обеспечение экологической безопасности.

Одним из неблагоприятных последствий глобализации является ухудшение экологической ситуации на планете.

В настоящее время самым крупным в мире экологическим риском является загрязнение воздуха. По официальным данным Всемирной организации здравоохранения, в 2012 г. порядка 7 миллионов человек умерли, каждый восьмой из общего числа умерших в мире — из-за загрязнения воздуха [8].

Так, директор Департамента ВОЗ по общественному здравоохранению, экологическим и социальным детерминантам здоровья отметил, что «сегодня лишь немногие риски оказывают большее воздействие на глобальное здравоохранение, чем загрязнение воздуха; данные говорят о необходимости совместных действий для очистки воздуха, которым мы все дышим» [там же].

Вынуждены констатировать тот факт, что такое состояние окружающей среды во многом является следствием нерациональной государственной политики, особенно в таких отраслях, как промышленность, переработка отходов, транспорт и энергетика.

С учетом сказанного считаем, что выделение экологической безопасности как самостоятельной задачи международно-правовой политики является потребностью современного общества, поскольку такая безопасность влияет на общую мировую безопасность и может быть решена только совместными усилиями государств.

Подводя итоги, можно сказать, что взаимовыгодное и плодотворное сотрудничество в условиях быстроизменяющегося и противоречивого мира между всеми субъектами международных отношений требует научно обоснованной и продуманной юридической формы выражения политических целей и интересов мирового сообщества в виде адекватной и последовательной концепции международно-правовой политики. Концепция должна выступить непосредственным руководством к действию. Именно в данной концепции должны быть логически и четко обозначены цели и приоритеты, стоящие перед мировым сообществом на определенном историческом этапе развития нашей планеты.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Саратовской государственной юридической академии, проект «Проблемы международно- правовой политики и их влияние на национальное законодательство» в рамках задания № 2014/205 на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части государственного задания Минобрнауки России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Казанский, П. Е. Введение в курс международного права / П. Е. Казанский. — Одесса : Экон. тип., 1901. — 80 с.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров // Вестник ВАС РФ. — 1994. — № 1.
3. Марочкин, С. Ю. Действие и реализация норм международного права в правовой системе Российской Федерации / С. Ю. Марочкин. — М. : Норма : Инфра-М, 2011. — 288 с.
4. Матузов, Н. И. Понятие и основные приоритеты российской правовой политики / Н. И. Матузов // Правоведение. — 1997. — № 4. — С. 6-17.
5. Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» от 10 октября 2003 г. № 5 // Бюллетень ВС РФ. — 2003. — № 12.
6. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2205 (XXI) от 17 декабря 1966 г. «Учреждение комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ)» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации : сайт. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/ 901898386. — Загл. с экрана.
7. Рекомендации о применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров : (приняты на Всерос. совещании в г. Москве 24 дек. 2002 г.) // Российская юстиция. — 2003. — № 3. — C. 12.
8. 7 миллионов смертей ежегодно связаны с загрязнением воздуха // Сайт Всемирной организации здравоохранения. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://www.who.int/mediacentre/news/ releases/2014/air-pollution/ru. — Загл. с экрана.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5, Юриспруденция 2014. № 4 (25)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code