Кредитные рейтинговые агентства

ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

РЕГЛАМЕНТ N 1060/2009 ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА ЕС О КРЕДИТНЫХ РЕЙТИНГОВЫХ АГЕНТСТВАХ <2>

(Страсбург, 16 сентября 2009 года)

(действие Регламента распространяется на Европейское экономическое пространство)

(текст в редакции Регламента (ЕС) 513/2011 Европейского Парламента и Совета ЕС от 11 мая 2011 г. <3>, Директивы 2011/61/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 8 июня 2011 г. <4>, Регламента (ЕС) 462/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС от 21 мая 2013 г. <5>, Директивы 2014/51/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 16 апреля 2014 г. <6>)

(исправлено: Корригендум ОЖ N L 350, 29.12.2009, стр. 59 (1060/2009))

———————————

<1> Перевод Проничевой Е.Ю., Дедушевой О.М.

<2> Regulation (EC) No 1060/2009 of the European Parliament and of the Council of 16 September 2009 on credit rating agencies (Text with EEA relevance). Опубликован в Официальном Журнале (далее — ОЖ) N L 302, 17.11.2009, стр. 1.

<3> ОЖ N L 145, 31.5.2011, стр. 30.

<4> ОЖ N L 174, 1.7.2011, стр. 1.

<5> ОЖ N L 146, 31.5.2013, стр. 1.

<6> ОЖ N L 153, 22.5.2014, стр. 1.

 

Европейский парламент и Совет Европейского Союза,

руководствуясь Договором об учреждении Европейского Сообщества, и, в частности, статьей 95 Договора,

на основании предложения Европейской Комиссии,

руководствуясь Заключением Европейского комитета по экономическим и социальным вопросам <*>,

———————————

<*> Заключение от 13 мая 2009 г. (еще не опубликованное в ОЖ).

руководствуясь Заключением Европейского центрального банка <*>,

———————————

<*> ОЖ N C 115, 20.05.2009, стр. 1.

действуя в соответствии с процедурой, установленной в статье 251 Договора <*>,

———————————

<*> Заключение Европейского Парламента от 23 апреля 2009 г. (еще не опубликованное в ОЖ) и Решение Совета ЕС от 27 июля 2009 г.

принимая во внимание, что:

(1) Кредитные рейтинговые агентства играют важную роль на мировом рынке банковских услуг и ценных бумаг, так как их рейтинги кредитоспособности используются инвесторами, заемщиками, эмитентами и правительствами как одно из средств принятия обоснованных инвестиционных и финансовых решений. Кредитные организации, инвестиционные фирмы, страховые компании, компании по страхованию жизни, организации перестрахования, предприятия коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (UCITS) и институты профессионального пенсионного обеспечения могут использовать указанные рейтинги в качестве исходных данных для требований к уставному капиталу в целях подсчета кредитоспособности либо для подсчета рисков своей инвестиционной деятельности. Следовательно, рейтинги кредитоспособности оказывают существенное влияние на функционирование этих рынков и на доверие и уверенность инвесторов и потребителей. Поэтому необходимо, чтобы деятельность по составлению рейтингов кредитоспособности осуществлялась в соответствии с принципами единообразия, прозрачности, ответственности и добросовестного управления в целях обеспечения независимости, объективности и качества рейтингов кредитоспособности, используемых на территории Сообщества.

(2) В настоящее время большинство кредитных рейтинговых агентств имеют центральные офисы за пределами Сообщества. Большинство государств-членов ЕС не регулируют деятельность кредитных рейтинговых агентств либо правила составления рейтингов кредитоспособности. Несмотря на их большое значение для функционирования финансовых рынков, кредитные рейтинговые агентства подпадают под действие законодательства Сообщества только в некоторых сферах, в частности, они подпадают под действие Директивы 2003/6/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 28 января 2003 г. об использовании инсайдерской информации в процессе торгов и манипулировании рынком (рыночных махинациях) <*>. Кроме того, Директива 2006/48/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 14 июня 2006 г. относительно становления и дальнейшего развития бизнеса кредитных организаций <**> и Директива 2006/49/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 14 июня 2006 г. о достаточности капитала инвестиционных фирм и кредитных институтов <***> также относятся к кредитным рейтинговым агентствам. Поэтому важно разработать правила, гарантирующие, что все рейтинги кредитоспособности, составляемые кредитными рейтинговыми агентствами, зарегистрированными на территории Сообщества, имеют надлежащее качество и составляются кредитными рейтинговыми агентствами в соответствии с жесткими требованиями. В целях обеспечения сближения правил, применяемых к кредитным рейтинговым агентствам, Европейская Комиссия продолжит работу с иностранными партнерами. Возможно исключение отдельных центральных банков, составляющих рейтинги кредитоспособности, из сферы действия настоящего Регламента при условии, что они будут отвечать соответствующим применимым к ним требованиям, обеспечивающим независимость и единообразие их деятельности по составлению рейтингов кредитоспособности, настолько же строгим как требования, предусмотренные настоящим Регламентом.

———————————

<*> ОЖ N L 96, 12.4.2003, стр. 16.

<**> ОЖ N L 177, 30.6.2006, стр. 1.

<***> ОЖ N L 177, 30.6.2006, стр. 201.

 

(3) Целью настоящего Регламента не является установление общеобязательной оценки финансовых инструментов или финансовых обязательств в соответствии с настоящим Регламентом. В частности, от предприятий коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (UCITS), как они определены в Директиве 85/611/ЕЭС Совета ЕС от 20 декабря 1985 г. о координации законодательных, регламентарных и административных положений в отношении предприятий коллективного инвестирования в обращаемые ценные бумаги (UCITS) <*>, и от институтов профессионального пенсионного обеспечения, как они определены в Директиве 2003/41/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 3 июня 2003 г. о деятельности учреждений по профессиональному пенсионному обеспечению и контроле за ними <**>, нельзя требовать инвестирования только в те финансовые инструменты, которые подверглись оценке в соответствии с настоящим Регламентом.

———————————

<*> ОЖ N L 375, 31.12.1985, стр. 3.

<**> ОЖ N L 235, 23.9.2003, стр. 10.

 

(4) Настоящий Регламент не обязывает финансовые организации и инвесторов инвестировать только в те ценные бумаги, проспекты <1> эмиссии которых были опубликованы в соответствии с Директивой 2003/71/ЕС Европейского Парламента и Совета ЕС от 4 ноября 2003 г. о публикации проспекта при размещении ценных бумаг среди публичных инвесторов или при допуске ценных бумаг к торгам <2> и Регламентом (ЕС) Европейской Комиссии 809/2004/ЕС от 29 апреля 2004 г. об имплементации Директивы 2003/71/ЕС применительно к информации, содержащейся в проспектах, их форме, инкорпорации путем отсылки <3> и публикации таких проспектов, а также к распространению объявлений <4>; и которые подверглись оценке в соответствии с настоящим Регламентом. Кроме того, настоящий Регламент не обязывает эмитентов, лиц, направивших оферту, лиц, запрашивающих допуск к торгам на регулируемом рынке, заказывать оценку кредитоспособности ценных бумаг, для которых требуется публикация проспекта в соответствии с Директивой 2003/71/ЕС и Регламентом (ЕС) 809/2004.

———————————

<1> Публикация об организации акционерного общества с целью привлечения подписчиков на акции — прим. перев.

<2> ОЖ N L 345, 31.12.2003, стр. 64.

<3> Без приведения текста инкорпорируемого документа — прим. перев.

<4> ОЖ N L 149, 30.4.2004, стр. 1.

 

(5) Проспект, опубликованный в соответствии с Директивой 2003/71/ЕС и Регламентом (ЕС) 809/2004, должен содержать ясную и заметную информацию о наличии оценки кредитоспособности соответствующих ценных бумаг, произведенной кредитным рейтинговым агентством, учрежденным на территории Сообщества и зарегистрированным в соответствии с настоящим Регламентом. Однако никакие положения настоящего Регламента не должны препятствовать лицам, ответственным за публикацию проспекта в соответствии с Директивой 2003/71/ЕС и Регламентом (ЕС) 809/2004, включать в проспект любую существенную информацию, в том числе рейтинги кредитоспособности, составленные в третьих странах, и иную имеющую значение информацию.

(6) Помимо составления рейтингов кредитоспособности и осуществления деятельности по оценке кредитоспособности, кредитные рейтинговые агентства также должны быть способны на профессиональной основе осуществлять вспомогательные виды деятельности. Осуществление вспомогательных видов деятельности не должно умалять независимость и единообразие деятельности кредитных рейтинговых агентств по оценке кредитоспособности.

(7) Настоящий Регламент применяется к рейтингам кредитоспособности, составляемым кредитными рейтинговыми агентствами, зарегистрированными на территории Сообщества. Основная цель настоящего Регламента — обеспечение стабильности финансовых рынков и инвесторов. Кредитные оценки заемщиков, системы оценки потенциальных заемщиков, подобные оценки, связанные с правоотношениями с участием потребителя, а также коммерческие либо производственные отношения не входят в сферу действия настоящего Регламента.

(8) Кредитные рейтинговые агентства вправе на добровольной основе применять Кодекс основополагающих принципов деятельности кредитных рейтинговых агентств, изданный Международной организацией комиссий по ценным бумагам (Кодекс IOSCO). В 2006 г. в Сообщении Комиссии по кредитным рейтинговым агентствам <*> содержалось предложение Комитету Европейских регуляторов рынков ценных бумаг (CESR), поддержанное Решением 2009/77/ЕС <**> Европейской Комиссии, контролировать соответствие Кодексу IOSCO и представлять Европейской Комиссии ежегодный отчет.

———————————

<*> ОЖ N C 59, 11.3.2006, стр. 2.

<**> ОЖ N L 25, 29.1.2009, стр. 18.

 

(9) Европейский Совет, состоявшийся 13 — 14 марта 2008 г., одобрил ряд мер, направленных на преодоление слабостей, выявленных в финансовой системе. Одной из его целей являлось совершенствование функционирования рынка и структур стимулирования, в том числе, роли кредитных рейтинговых агентств.

(10) Считается, что кредитные рейтинговые агентства не смогли, во-первых, вовремя отразить в своих рейтингах кредитоспособности ухудшение рыночных условий, и, во-вторых, вовремя адаптировать свои рейтинги кредитоспособности вслед за углублением кризиса на рынке. Наиболее подходящим способом исправления этих ошибок являются меры, связанные с конфликтами интересов, качеством рейтингов кредитоспособности, прозрачностью и внутренним контролем кредитных рейтинговых агентств, а также с надзором за деятельностью кредитных рейтинговых агентств. Пользователи рейтингов кредитоспособности не должны слепо полагаться на рейтинги кредитоспособности, а использовать все возможные усилия, чтобы провести свой собственный анализ, и во всех случаях проявлять должную осмотрительность относительно доверия таким рейтингам кредитоспособности.

(11) Необходимо установить общие стандарты правил относительно повышения качества рейтингов кредитоспособности, в частности, рейтингов кредитоспособности, предназначенных для использования на территории Сообщества финансовыми организациями и лицами, подпадающими под действие согласованных правил. В отсутствие таких общих стандартов существует риск того, что государства-члены ЕС будут на национальном уровне принимать различные меры, оказывающие прямое негативное воздействие на функционирование внутреннего рынка и создающие препятствия его правильному функционированию, так как кредитные рейтинговые агентства, составляющие рейтинги кредитоспособности, предназначенные для использования финансовыми организациями в Сообществе, будут подпадать под действие разных правил разных государств-членов ЕС. Кроме того, отличающиеся требования к качеству рейтингов кредитоспособности могут привести к различной степени защиты инвесторов и потребителей. Поэтому пользователи должны иметь возможность сравнить рейтинги кредитоспособности, составленные в Сообществе, с рейтингами кредитоспособности, составленными в третьих странах.

(12) Настоящий Регламент не должен затрагивать использование рейтингов кредитоспособности лицами, не указанными в настоящем Регламенте.

(13) Желательно предусмотреть использование в Сообществе рейтингов кредитоспособности, составленных в третьих странах, в регулятивных целях при условии, что такие рейтинги соответствуют требованиям, настолько же жестким, как требования настоящего Регламента. Настоящий Регламент вводит режим одобрения, позволяющий кредитным рейтинговым агентствам, учрежденным на территории Сообщества и зарегистрированным в соответствии с положениями настоящего Регламента, одобрять кредитные рейтинги, составленные в третьих странах. При одобрении кредитных рейтингов, составленных в третьих странах, кредитные рейтинговые агентства определить и постоянно контролировать соответствие кредитной рейтинговой деятельности, выражающейся в выпуске указанных кредитных рейтингов, требованиям к составлению кредитных рейтингов, настолько же жестких, как требования, предусмотренные настоящим Регламентом, а также достижение тех же целей и результатов на практике.

(14) В качестве реакции на опасения в том, что недостаток учреждений в Сообществе может являться серьезным препятствием к эффективному контролю в интересах финансовых рынков Сообщества, указанный режим одобрения должен быть предоставлен только кредитным рейтинговым агентствам, аффилированным либо тесно сотрудничающим с кредитными рейтинговыми агентствами, учрежденными в Сообществе. Несмотря на это, возможно в отдельных случаях понадобится приспособить требование о физическом присутствии на территории Сообщества, в частности применительно к небольшим кредитным рейтинговым агентствам из третьих стран, не имеющим филиалов и представительств либо аффилированных лиц на территории Сообщества. В связи с этим для указанных кредитных рейтинговых агентств должен быть установлен специальный режим сертификации постольку, поскольку они систематически не влияют на финансовую стабильность и целостность финансовых рынков одного или нескольких государств-членов ЕС.

(15) Сертификация должна быть возможна после того, как Европейская Комиссия установит эквивалентность правовой и административной системы третьей страны требованиям настоящего Регламента. Рассматриваемый механизм определения эквивалентности не должен предоставлять автоматический допуск на рынок Сообщества, а должен предоставлять возможность отвечающим требованиям кредитным рейтинговым агентствам из третьих стран быть оцененными в каждом конкретном случае, а также получить освобождение от некоторых организационных требований к кредитным рейтинговым агентствам, действующим на территории Сообщества, в том числе от требования физического присутствия на территории Сообщества.

(16) Настоящий Регламент также должен предъявлять к иностранным кредитным рейтинговым агентствам требование о соответствии критериям, являющимся общими предпосылками целостности их кредитной рейтинговой деятельности, чтобы препятствовать вмешательству в содержание кредитных рейтингов уполномоченных органов и других публичных органов этой третьей страны, а также предусмотреть надлежащую систему разрешения конфликтов интересов, ротацию рейтинговых аналитиков и периодическое и постоянное раскрытие информации.

(17) Еще одной важной предпосылкой для эффективности режима одобрения и системы признания эквивалентности является существование прочного сотрудничества между уполномоченными органами государств-членов ЕС и соответствующими уполномоченными органами третьих стран, контролирующими кредитные рейтинговые агентства.

(18) Кредитное рейтинговое агентство, одобрившее кредитные рейтинги, составленные в третьей стране, должно быть полностью и безусловно ответственно за такие рейтинги, а также за исполнение соответствующих условий, предусмотренных настоящим Регламентом.

(19) Настоящий Регламент не должен применяться к кредитным рейтингам, которые составляются кредитным рейтинговым агентством по индивидуальному заказу и предоставляются исключительно заказчику и которые не предназначены для обнародования либо распространения по подписке.

(20) Финансовый анализ, финансовые рекомендации и иные мнения о стоимости либо цене финансового инструмента или финансового обязательства не рассматриваются в качестве кредитных рейтингов.

(21) Кредитный рейтинг, составленный добровольно, в частности, кредитный рейтинг, инициированный не по запросу составителя или оцениваемого лица, должен содержать ясное указание на свой добровольный характер и должен отличаться от запрашиваемого кредитного рейтинга соответствующими признаками.

(22) Чтобы избежать возможных конфликтов интересов, кредитные рейтинговые агентства уделяют основное внимание в своей профессиональной деятельности составлению кредитных рейтингов. Кредитному рейтинговому агентству должно быть запрещено предоставлять консультативные услуги и давать профессиональные советы. В частности, кредитное рейтинговое агентство не должно делать предложения либо давать рекомендации относительно проекта структурированного финансового инструмента. Однако кредитным рейтинговым агентствам должно быть разрешено оказывать вспомогательные услуги, если это не создает потенциального конфликта интересов с составлением кредитных рейтингов.

(23) Кредитные рейтинговые агентства должны пользоваться при составлении рейтингов методологией, которая является строгой, системной, непрерывной и поддающейся проверке, в том числе на основе соответствующего исторического опыта и бэк-тестинга <*>. Указанное требование, однако, не должно являться основанием для вмешательства уполномоченных органов и государств-членов ЕС в содержание кредитных рейтингов и в методологию их составления. Аналогично, требование о том, чтобы кредитные рейтинговые агентства пересматривали кредитные рейтинги как минимум раз в год, не должно возлагать на кредитные рейтинговые агентства обязанность на постоянной основе контролировать кредитные рейтинги и при необходимости пересматривать их. Указанные требования не должны применяться таким образом, чтобы препятствовать вхождению на рынок новых кредитных рейтинговых агентств.

———————————

<*> Проверка и модификация внутренних моделей оценки риска с учетом уже произошедших событий — прим. перев.

 

(24) Кредитные рейтинги должны быть хорошо обоснованы и достаточно аргументированы, чтобы избежать рейтинговых компромиссов.

(25) Кредитные рейтинговые агентства должны обнародовать информацию о методах, моделях и ключевых рейтинговых предположениях, которые они используют в процессе деятельности по составлению кредитных рейтингов. Уровень детализации при раскрытии информации о моделях должен быть таковым, чтобы предоставить пользователям кредитных рейтингов достаточную информацию для того, чтобы осуществить свою собственную комплексную оценку для принятия решения относительно того, можно ли полагаться на указанные кредитные рейтинги или нет. Обнародование информации о моделях не должно, однако, раскрывать конфиденциальную коммерческую информацию либо значительно сдерживать инновации.

(26) Кредитные рейтинговые агентства должны установить соответствующие внутренние правила и процедуры для сотрудников и иных лиц, вовлеченных в процесс составления кредитных рейтингов, призванные препятствовать возникновению любых конфликтов интересов, способствовать их выявлению, устранению либо управлению ими и обнародованию информации о них, а также призванные постоянно обеспечивать качество, целостность и основательность процесса составления и пересмотра кредитных рейтингов. Такие правила и процедуры должны, в частности, включать в себя внутренние механизмы контроля и обеспечение нормативно-правового соответствия.

(27) Кредитные рейтинговые агентства должны избегать ситуаций конфликта интересов и соответствующим образом справляться с такими конфликтами, если они неизбежны, чтобы обеспечивать свою независимость. Кредитные рейтинговые агентства должны своевременно обнародовать информацию о конфликтах интересов. Они также должны сохранять записи обо всех существенных угрозах независимости кредитного рейтингового агентства, а также угрозах независимости своих сотрудников и иных лиц, вовлеченных в процесс составления кредитных рейтингов, а также о мерах защиты, примененных для уменьшения этих угроз.

(28) Кредитное рейтинговое агентство либо группа кредитных рейтинговых агентств должны поддерживать структуру эффективного корпоративного управления. При разработке своей структуры корпоративного управления кредитное рейтинговое агентство либо группа таких агентств должны учитывать необходимость обеспечения независимости, объективности и надлежащего качества составляемых ими рейтингов.

(29) Чтобы обеспечить независимость кредитного рейтингового процесса от коммерческого интереса кредитного рейтингового агентства как компании, кредитные рейтинговые агентства должны гарантировать, что как минимум одна треть, но не менее двух членов правления либо совета директоров независимы с точки зрения соответствия пункту 13 раздела III Рекомендаций Европейской Комиссии от 15 февраля 2005 г. 2005/162/ЕС относительно роли членов правления либо членов совета директоров компаний, прошедших процедуру листинга, и относительно комитетов в совете директоров <*>. Кроме того, необходимо, чтобы большинство высшего руководства, в том числе, всех независимых членов правления либо совета директоров, имели достаточные специальные знания в соответствующих сферах финансовых операций. Специалист по внутреннему контролю должен регулярно докладывать об исполнении своих обязанностей высшему руководству и независимым членам правления или совета директоров.

———————————

<*> ОЖ N L 52, 25.2.2005, стр. 51.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code