КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСАХ ЮРИСТА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

А.О.Иншакова, А.Я.Рыженков, Т.Л.Цыцылина

Современные тенденции модернизации и реформирования сферы высшего образования предопределили новые методологические подходы к реализации научно-педагогической деятельности. Среди них компетентностный подход к образовательному процессу.

Компетентностный подход к подготовке современных специалистов, в том числе и в области юриспруденции, предполагает комплексный сбалансированный набор получаемых студентами знаний, в котором теоретическим и практическим навыкам отдается одинаковое предпочтение.

Федеральные государственные образовательные стандарты — это не формальное переименование предшествующих документов, имевших аналогичное функциональное значение в системе высшего образования. Новый стандарт имеет другую структуру, которая не имеет градации на федеральный, региональный и вузовский компоненты. Остается только федеральный уровень при наличии в каждом цикле базовой и вариативной части. Новый стандарт позволяет оперативно реагировать на социально-экономические потребности общества и уделяет больше внимания практической подготовке студентов. Таким образом, новые образовательные стандарты предоставляют вузам возможность использования более либеральных подходов в реализации учебных программ при параллельном увеличении роли самостоятельной подготовки, ориентированной на региональный рынок труда с учетом его специфики и спроса.

Реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги). Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и иные формы и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций.

C учетом компетентностного подхода к обучению преподавателями обновляются учебно-методические материалы структурных подразделений высших учебных заведений. Среди них, в первую очередь, актуализации подверглись учебно-методические комплексы, рабочие программы и методические рекомендации по написанию и оформлению выпускных квалификационных работ в соответствии с их новой дифференциацией, предполагающей все уровни обучения по Болонс- кой образовательной системе.
Не осталась в стороне от процессов обновления своей учебно-методической базы и кафедра гражданского и международного частного права Волгоградского государственного университета, базовая кафедра ЮНЦ РАН. Среди прочих вновь подготовленных и актуализированных учебно-методических материалов авторским коллективом кафедры был подготовлен «Практикум по дисциплинам гражданско-правовой специализации»1 и «Рекомендательные стандарты оформления результатов научно-исследовательских работ и научно-педагогической практики»2.

Практикум содержит весь набор необходимых материалов для практических занятий со студентами-бакалаврами по основным темам дисциплин, составляющих основу гражданско-правовой специализации и номенклатуру специальности 12.00.03 Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право. Практикум состоит из пяти разделов, каждый раздел начинается с определения цели и задач изучения той или иной дисциплины, а также включает в себя авторскую программную аннотацию осваиваемой темы, список вопросов, подлежащих рассмотрению на семинарском занятии; задания для студентов, задачи, образцы тестовых заданий, список тем курсовых и выпускных квалификационных работ; вопросы для подготовки к зачету и экзамену; списки специальной и учебной литературы, нормативных актов и материалов судебной практики.

Семинарские занятия способствуют уяснению буквы и духа закона, формируют у студентов необходимые практические навыки применения правовых норм к конкретной жизненной ситуации. Систематизация необходимого для изучения курса материала, осуществленная в практикуме, призвана обеспечить качественную подготовку студента к занятию.

Теоретическая подготовка в соответствии с логикой практикума должна базироваться на изучении не только учебной, но и научной, в том числе новейшей, литературы. Студент должен быть готов как к устной дискуссии по вопросам темы, так и к письменному ответу. Особое внимание должно уделяться решению задач и выполнению заданий.

Представленные в практикуме задачи также систематизированы по темам и охватывают наиболее сложные вопросы. Подготовка студента к практическому занятию должна начинаться с изучения нормативных актов по теме, учебной и специальной литературы. Завершается подготовка к практическому занятию решением задач. Решение должно быть подробно обоснованным, то есть помимо итогового вывода содержать умозаключения, приведшие к нему. Все задачи требуют письменного решения.
Авторский коллектив полагает, что постоянное решение задач и тестовых заданий поможет студенту научиться правильно применять нормы права и теоретические положения к конкретным случаям, понять практическое значение основных институтов гражданского, предпринимательского, семейного и международного частного права, а также проверить, насколько эти нормы и положения усвоены.

Выполнение представленных в пособии заданий способствует развитию логического мышления, умения анализировать текст нормативного акта, материалов судебной практики. Многие задания направлены на формирование навыков составления договора, а также иных документов, сопровождающих договорную работу.

Что касается учебно-методического пособия «Рекомендательные стандарты оформления результатов научно-исследовательских работ и научно-педагогической практики», то оно представляет собой разработанные в соответствии с требованиями Министерства образования и науки РФ рекомендации по написанию выпускных учебных и научных работ.

Пособие состоит из пяти разделов, каждый из которых посвящен правилам оформления учебных, научно-исследовательских работ студента и выпускных квалификационных работ, научных работ — магистерских и кандидатских диссертаций. Отдельный раздел отведен порядку прохождения научно-педагогической практики магистрами. Первые навыки по написанию научных работ студенты приобретают при написании научно-исследовательских работ на начальных этапах образовательного процесса в вузе. Очень часто научно-исследовательские работы студента представляют собой последовательное исследование одной избранной и заинтересовавшей автора научной либо практической проблемы. В процессе обучения в вузе, совершенствуясь в научной сфере, студент может развивать заинтересовавшую его проблему в выпускной квалификационной работе, а также обращаться к научным изысканиям по заданной теме на страницах магистерской и кандидатской диссертаций.

Комплексный подход к изучению одной научной либо практической проблемы с позиции различных отраслей юридической науки, безусловно, будет способствовать выполнению на основе цикла ранее выполненных научно- исследовательских работ выпускной квалификационной работы. Впоследствии, уже на более профессиональном теоретическом уровне, автор может продолжить работу над заинтересовавшей его научной проблемой на страницах магистерской и кандидатской диссертаций.

Вместе с тем научно-исследовательские работы, выполняемые студентом в рамках разных дисциплин, могут быть направлены на исследование различных проблемных аспектов юриспруденции, что способствует научному поиску автора, а также на исследование различных проблемных аспектов юриспруденции, что способствует научному поиску автора и выбору впоследствии наиболее интересной темы исследования для подготовки выпускной квалификационной работы, а затем — магистерской и кандидатской диссертаций.

В методическом пособии рассмотрены все стадии процесса написания научно-исследовательской работы студента, выпускной квалификационной работы, проведена четкая сущностная градация работ бакалавриата и магистратуры, а также магистерской и кандидатской диссертаций, от первоначальных сведений о том, что представляет собой та или иная учебная или научная работа, как сориентироваться в многообразии задач подготовительного периода, как выбрать тему, руководителя, кафедру, как правильно оформить работу, до процедуры защиты.

Желаем комфортного образовательного процесса!

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Практикум по дисциплинам гражданско-правовой специализации : учеб.-метод. пособие / авт. коллектив: И. В. Балтутите, А. О. Иншакова, Н. В. Кагальницкова [и др.] ; под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А. О. Иншаковой ; Федер. гос. авт. обра- зоват. учреждение высш. проф. образования «Вол- гогр. гос. ун-т», Каф. гражд. и междунар. частного права, базовая каф. Юж. науч. центра Рос. акад. наук. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2014. — 441 с.
2 Рекомендательные стандарты оформления результатов научно-исследовательских работ и научно-педагогической практики: специальность «Юриспруденция» : учеб.-метод. пособие / под общ. ред. д-ра юрид. наук, проф. А. О. Иншаковой, канд. юрид. наук, доц. М. Ю. Козловой ; Гос. авт. образоват. учреждение высш. проф. образования «Волгогр. гос. ун-т», Каф. гражд. и междунар. частного права, базовая каф. Юж. науч. центра Рос. акад. наук. — Волгоград : Изд-во ВолГУ, 2014. — 135 с. — Прил.: с. 107-134.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5, Юриспруденция 2014. № 4 (25)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code