ОСНОВАНИЯ КЛАССИФИКАЦИИ ОХРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА

С.А.Шаронов

Аннотация. В статье выявляются основания классификации охранных организаций как субъектов правоотношения охранной деятельности. В результате анализа опыта накопленных знаний в исследуемой сфере охранные организации классифицируются по организационно-правовой форме, средствам достижения уставной цели, правовому положению учредителя, правоспособности, а также органам и механизму управления. Доказывается, что выявленные основания носят концептуальный характер, поскольку базируются на предпринимательском содержании охранной деятельности, ее принципах и функциях, на структуре правоотношения, а также на понятии «охранная организация» и ее признаках.
Дается гражданско-правовая характеристика каждому элементу классификации и выявляются проблемы, разрешение которых способствует реализации гражданами своего права на занятие предпринимательской деятельностью.

Ключевые слова: охранная деятельность, классификация, правоотношение, охранные организации, охранные работы и услуги, проблемы.

Актуальность темы публикации обусловлена возросшим значением охранной деятельности в реализации конституционных, гражданских прав и свобод граждан [4, с. 22]. Однако значимость этого вида предпринимательства проявляется через самую устойчивую правовую конструкцию — правоотношение. В этом случае юридическая связь образуется между субъектами, которыми являются участники охранной деятельности.

Вместе с тем степень влияния этих участников на защиту объектов охраны обусловлена наличием того субъекта, который непосредственно выполняет охранные (работы (услуги) и без которого осуществление охранной деятельности становится невозможным. Этим субъектом является охранная организация, под которой понимается коммереская организация, специально учрежденная для выполнения охранных работ и (или) оказания охранных услуг, имеющая лицензию на их выполнение (оказание), зарегистрированная в установленном законом порядке и обладающая правовым положением работодателя.
Подчеркивает актуальность темы и необоснованная, с точки зрения реализации конституционного права на занятие предпринимательством, позиция федеральных органов исполнительной власти. Так, в МВД России считают, что к 2020 г. в стране должно остаться не «25 тысяч», а «сотни» или «десятки охранных предприятий» [2, с. 26]. Однако это положение приведет к монополии организаций государственной охраны, нарушению конституционных основ о равностепенной защите всех форм собственности и будет противоречить основам гражданского законодательства о равенстве участников отношений.

Таким образом, цель настоящей публикации — выявление оснований классификации охранных организаций и их характеристика. Это будет способствовать равенству названных субъектов и позволит определить соотношение охранных организаций с другими субъектами, деятельность которых обусловлена обеспечением безопасности.
Любое научное исследование должно быть основано на анализе опыта накопленных знаний, например на доктринальных исследованиях. Их анализ показывает, что ученые используют различные основания классификации юридических лиц.

Например, О.А. Серова выделяет в классификации четыре уровня, основанных на «функциональном назначении юридического лица», его «организационной структуре», цели деятельности, а также на дополнительных «индивидуализирующих» элементах организации [3, с. 13-14, 29-31].

В.Б. Белоусов классифицирует негосударственные субъекты правоохранительной деятельности по их административно-правовому статусу: общие, специальные индивидуальные [1, с. 26-27].

Бесспорно, указанные основания заслуживают самого пристального внимания. Однако методология нашей классификации будет базироваться на предпринимательском содержании охранной деятельности, ее принципах и функциях, структуре правоотношения охранной деятельности, понятии «охранная организация» и ее признаках.

Проведенный анализ позволяет осуществить классификацию охранных организаций по следующим основаниям: 1) организационно-правовой форме; 2) средствам достижения уставной цели; 3) правовому положению учредителя; 4) правоспособности; 5) органам и механизму управления.

Дадим краткую характеристику вышеперечисленным основаниям и одновременно выявим проблемы, присущие соответствующим элементам классификации.
Первый элемент — организационно- правовая форма коммерческой организации — основан на ч. 2 ст. 50 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ). В сфере охранной деятельности таковыми формами являются общества с ограниченной ответственностью (далее — ООО) и федеральные государственные унитарные предприятия (далее — ФГУП). Например, согласно ст. 1.1 и 15.1 Закона РФ от 11 марта 1992 г. N° 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о частной охране), частные охранные организации могут учреждаться только в форме ООО.
Вместе с тем обратим внимание на две проблемы, существующие в сфере учреждения и осуществления уставных видов деятельности этих организаций.

Первая проблема обусловлена предъявлением особых требований к учредителям и участникам организации. Некоторые из этих требований являются далеко не бесспорными и могут повлечь за собой наличие необоснованных запретов и ограничений в реализации гражданами своего права на занятие предпринимательством. Например, согласно ч. 4 ст. 15.1 Закона о частной охране, для учредителя (участника) охранной организации данный вид деятельности должен быть основным. Суть проблемы заключается в неопределенности понятия «основной вид деятельности». Несмотря на то, что право на свободу предпринимательства имеет конституционную значимость и является содержанием правоспособности граждан (ст. 18 ГК РФ), ни Конституция РФ, ни ГК РФ не раскрывают сущность оспариваемого термина, что приводит к его неоднозначному толкованию в практике выполнения охранных работ (услуг) [4, с. 23-24].

Вторая проблема основана на ограничении в создании филиалов частной охранной организации за пределами того субъекта РФ, на территории которого она зарегистрирована. Указанная норма носит явно дискриминационный характер, поскольку создание филиалов является возможным для других охранных организаций — организаций ведомственной и вневедомственной охраны.

Вторым элементом классификации являются средства достижения уставной цели: 1) охранные работы; 2) охранные услуги; 3) охранные работы и услуги, выполняемые одновременно и (или) последовательно.

В контексте этого основания обратим внимание на следующие аспекты.

Во-первых, уставной целью деятельности охранной организации могут выступать только охранные работы, выполнение которых обусловлено наличием соответствующей лицензии. К таким работам могут относиться: проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранной сигнализации, изготовление, ремонт инженерно-технических средств охраны и систем безопасности и другие.
Во-вторых, в качестве средств достижения цели охранной организации могут выступать только охранные услуги, например защита жизни и здоровья граждан, охрана имущества, обеспечение порядка и другие.

В-третьих, средство достижения целей деятельности охранной организации может носить комплексный характер. Его суть заключается в комплексе действий, направленных как на выполнение работ, так и на оказание услуг. Например охранная организация может выполнять работы по установке средств охранной сигнализации, а при получении сигнала на их срабатывание осуществлять реагирование посредством оказания охранных услуг.

Третьим элементом классификации является правовое положение учредителя охранной организации. В связи с этим организации можно классифицировать как частные охранные (учредителями которых являются граждане и юридические лица) и частно-публичные охранные, учрежденные соответствующими публичными образованиями.
Детализируем эти положения по отношению к охранным организациям, имеющим частно-публичный характер. Суть этого характера проявляется в том, что, будучи частноправовыми по целям своей деятельности (обеспечение защиты объектов охраны посредством охранных работ (услуг) на основе договора), эти организации учреждены органами публичной власти. Например, в контексте рассматриваемого основания к таковым относятся организации, образованные в форме ФГУП (ведомственная охрана и др.).

Четвертым элементом классификации является правоспособность охранных организаций. Несмотря на то что все они обладают специальной правоспособностью, некоторые из них имеют ограниченную правоспособность. Заметим, что такое ограничение должно быть установлено законом. Например, согласно ст. 11 Закона о частной охране, частные охранные организации не могут выполнять охранные работы (услуги) в отношении объектов, подлежащих государственной охране. Согласно ст. 8 Федерального закона от 14 апреля 1999 г. № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее — Закон о ведомственной охране), защита имущества, не находящегося в государственной собственности, возможна лишь в том случае, если это имущество (как объект охраны) находится в сфере ведения соответствующего органа исполнительной власти и включено в перечень.

Таким образом, правоспособность частных охранных организаций и организаций ведомственной охраны является ограниченной, поскольку их уставная деятельность ограничена вышеуказанными правовыми актами.

Пятым основанием классификации выступают орган и механизм управления охранной организацией. Так, органом управления хозяйственного общества (например, частной охранной организации) может являться одно или несколько физических лиц, определенных его учредительными документами. В этом случае механизм управления такой организацией заключается в оформлении решений руководящегося лица в форме локальных нормативных актов (приказов, положений и др.).

По-иному обстоит дело в управлении организациями ведомственной охраны. Например, согласно ст. 1 Закона о ведомственной охране, органом управления является самостоятельное юридическое лицо, созданное специально для управления ведомственной охраной в форме «учреждение». При этом механизм такого управления включает в себя принятие не только локальных нормативных актов, но и актов федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание этого вида охраны. Заметим, что эти акты в широком смысле могут относиться к гражданскому законодательству, в отличие от актов, принимаемых учредителями (руководителями) частных охранных организаций.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать следующие выводы:

1. Установленная методология классификации обладает научной новизной, поскольку базируется на предпринимательском содержании охранной деятельности, ее принципах и функциях, структуре правоотношения, понятии «охранная организация» и ее признаках.

2.Предложенная классификация обладает преимуществами по отношению к иным подобным классификациям потому, что: 1) носит концептуальный характер; 2) является универсальной; 3) позволяет исключить неравенство в правоспособности охранных организаций как участников гражданских правоотношений и тем самым исключить недобросовестную конкуренцию; 4) является динамичной; 5) позволяет укрепить представления о равной степени защиты всех форм собственности как основу конституционного строя.

3.Выявлены проблемы, связанные с учреждением частных охранных организаций и созданием их филиалов, разрешение которых способствует реализации гражданами своего права на занятие предпринимательской деятельностью.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Белоусов, В. Б. Административно-правовой статус негосударственных субъектов правоохранительной деятельности в Российской Федерации : автореф. дис. … д-ра юрид. наук / Белоусов Виктор Борисович. — М., 2005. — 44 с.
2.Веденов, Л. В. «МВД готово к взаимодействию…» / Л. В. Веденов // Охранная деятельность. — 2013. — № 3. — С. 21-28.
3.Серова, О. А. Теоретико-методологические и практические проблемы классификации юридических лиц современного гражданского права : автореф. дис. … д-ра юрид. наук / Серова Ольга Александровна. — М., 2011. — 67 с.
4.Шаронов, С. А. Особенности правового положения субъектов корпоративного отношения в частной охранной организации / С. А. Шаронов // Гражданское право. — 2014. — № 4. — С. 22-25.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5, Юриспруденция 2014. № 4 (25)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code