Как отразить в учете торговой организации приобретение технического средства автоматической электронной оплаты

Как отразить в учете торговой организации приобретение технического средства автоматической электронной оплаты для проезда по платному участку автомобильной дороги (транспондера)?

Стоимость транспондера составляет 800 руб. (в том числе НДС 122 руб.). Приобретенный транспондер установлен на принадлежащий организации автомобиль, на котором осуществляется доставка товаров покупателям в соответствии с условиями заключенных договоров.

Согласно учетной политике организации:

— для целей бухгалтерского учета лимит стоимости активов с целью отнесения их к основным средствам установлен в размере 40 000 руб.;

— для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления. Материальные расходы, предусмотренные пп. 3 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ, признаются в полной сумме на дату передачи транспондера в эксплуатацию.

 

Нормативно-правовое регулирование

Проезд по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, платным участкам таких автомобильных дорог регулируется соответствующими правилами, утвержденными соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления (п. 4 ст. 40 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

В частности, порядок оказания таких услуг по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения регулируется Правилами оказания услуг по организации проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, платным участкам таких автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 19.01.2010 N 18.

Пользование платной автомобильной дорогой осуществляется на основании договора между пользователем и оператором, согласно которому оператор обязан предоставить пользователю право проезда и организовать дорожное движение, а пользователь — оплатить предоставленную услугу (п. 3 Правил). Способы заключения указанного договора перечислены в п. 4 Правил.

Одним из способов заключения такого договора является приобретение в собственность или в аренду технического средства автоматической электронной оплаты (пп. «г» п. 4 Правил).

Техническое средство автоматической электронной оплаты — устройство, располагаемое на транспортном средстве и предназначенное для идентификации такого транспортного средства в движении системой контроля, используемой оператором (пп. «ж» п. 2 Правил).

Такое техническое средство представляет собой автономное электронное устройство, принимающее и передающее сигнал для автоматической оплаты проезда по платным участкам автомобильной дороги.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

В общем случае суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), подлежат вычету при условии, что эти товары (работы, услуги) предназначены для осуществления облагаемых НДС операций. Вычет производится на основании надлежаще оформленного счета-фактуры и при наличии соответствующих первичных документов, подтверждающих принятие к учету приобретенных товаров (работ, услуг) (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).

Следовательно, торговая организация вправе принять к вычету НДС, предъявленный продавцом транспондера на основании счета-фактуры, выставленного продавцом, после его принятия к учету.

Бухгалтерский учет

Транспондер, имеющий срок полезного использования свыше 12 месяцев, удовлетворяет критериям его принятия на учет в качестве основного средства, приведенным в п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.

Однако в силу своей незначительной стоимости, не превышающей установленный организацией лимит отнесения имущества к основным средствам, приобретенный транспондер учитывается в составе материально-производственных запасов (МПЗ) (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).

Приобретенный транспондер принимается к учету в качестве МПЗ по фактической себестоимости, равной сумме фактических затрат на его приобретение без НДС (п. п. 5, 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01, утвержденного Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н).

В общем случае затраты на приобретение МПЗ признаются расходом по обычным видам деятельности (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) при выполнении условий, предусмотренных п. 16 ПБУ 10/99. При этом стоимость приобретенных МПЗ относится на затраты производства на дату передачи МПЗ в производство (эксплуатацию). В данном случае стоимость транспондера в момент его ввода в эксплуатацию формирует расходы торговой организации, связанные с продажей товаров (расходы на продажу).

В целях обеспечения сохранности транспондера в эксплуатации в организации должен быть организован надлежащий контроль за его движением (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).

Бухгалтерские записи по приобретению транспондера и его передаче для использования по назначению производятся в соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены в таблице проводок <*>.

Налог на прибыль организаций

Затраты, связанные с приобретением транспондера, срок полезного использования которого составляет более 12 месяцев, а стоимость не превышает 40 000 руб., относятся к материальным расходам и признаются в полной сумме на дату передачи транспондера в эксплуатацию в соответствии с принятой в организации учетной политикой признания таких материальных расходов (что следует из пп. 3 п. 1 ст. 254, п. 1 ст. 256 НК РФ).

Напомним, что включение затрат в состав расходов производится при условии, что они не поименованы в ст. 270 НК РФ, произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, являются экономически обоснованными и документально подтвержденными, то есть удовлетворяют критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Отметим, что НК РФ не раскрыто понятие экономической оправданности затрат. В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеют значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат (абз. 7, 8 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1072-О-О, абз. 3, 4 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 320-О-П, абз. 3, 4 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ от 04.06.2007 N 366-О-П).

Все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказать их необоснованность должны именно налоговые органы (абз. 11, 13 п. 2 Определения Конституционного Суда РФ N 1072-О-О, абз. 7, 9 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ N 320-О-П, абз. 7, 9 п. 3 Определения Конституционного Суда РФ N 366-О-П).

Подробно о позиции высших судебных инстанций и налоговой службы в отношении обоснованности расходов, а также признания налоговой выгоды необоснованной при исчислении налога на прибыль см. Практическое пособие по налогу на прибыль.

Исходя из приведенного подхода расходы, связанные с приобретением транспондеров для оплаты проезда по платной дороге, направленные на получение дохода и подтвержденные первичными документами, оформленными в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете, на наш взгляд, удовлетворяют требованиям, предусмотренным ст. 252 НК РФ, и, следовательно, могут учитываться для целей налогообложения.

В то же время в Письме УФНС России по г. Москве от 07.06.2012 N 13-11/050285 высказано мнение, что учесть расходы на проезд по платной дороге при наличии бесплатного альтернативного проезда в том же направлении можно в случае, если организация может документально подтвердить факт экономической целесообразности использования платных дорог. На наш взгляд, данный подход противоречит вышеприведенной позиции Конституционного Суда РФ. Однако считаем, что во избежание попыток со стороны налоговых органов доказать необоснованность расходов на приобретение транспондеров для проезда по платным дорогам (в связи с наличием возможности бесплатного проезда) организации целесообразно принять локальный нормативный акт, регламентирующий использование платных автодорог, предусматривающий в том числе приобретение транспондера.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
При приобретении транспондера
Отражены расходы на приобретение транспондера

(800 — 122)

10-12 60 678 Отгрузочные документы поставщика,

Приходный ордер

Отражен НДС по приобретенному транспондеру 19 60 122 Счет-фактура
Принят к вычету НДС, предъявленный продавцом транспондера 68 19 122 Счет-фактура
Перечислена продавцу оплата транспондера 60 51 800 Выписка банка по расчетному счету
При установке транспондера на автомобиль
Стоимость транспондера учтена в расходах по обычным видам деятельности 44 10-12 678 Требование-накладная
Стоимость транспондера, установленного на автомобиль, учтена за балансом 013   678 Бухгалтерская справка

———————————

<*> Инструкция по применению Плана счетов не предусматривает отдельного счета для учета таких МПЗ, как активы со сроком полезного использования свыше 12 месяцев и стоимостью до 40 000 руб. Такие активы могут учитываться на счете 10 «Материалы», на отдельном выделенном субсчете, например 10-12 «Активы со сроком полезного использования свыше 12 месяцев и стоимостью до 40 000 руб. на складе».

После передачи в эксплуатацию в целях обеспечения сохранности рассматриваемых МПЗ их стоимость может быть отражена за балансом, например на введенном организацией забалансовом счете 013 «Активы со сроком полезного использования свыше 12 месяцев и стоимостью до 40 000 руб. на складе».

Напомним, что применяемые счета и субсчета фиксируются в рабочем плане счетов (являющемся частью учетной политики организации) (абз. 4 Инструкции по применению Плана счетов, п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code