СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ВЫПЛАТ НА СОДЕРЖАНИЕ РЕБЕНКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИИ

О.Н.Петюкова , А.В.Середа

Аннотация. В целях развития демографической политики вопросы, касающиеся мер государственной поддержки семей с детьми, приобретают особую значимость. В статье представлен сравнительный анализ законодательства Российской Федерации и Федеративной Республики Германии в сфере социальной защиты семей с детьми. Авторы анализируют различные виды пособий семьям, имеющим детей. Намечаются общие ориентиры в развитии социальной политики российского государства, направленные на защиту семей.

Ключевые слова: семья, социальная защита, пособия, российское и немецкое законодательство, материнский (семейный) капитал.

Семья призвана осуществлять свои основные социально-демографические функции, формировать и реализовать собственные жизненные и репродуктивные установки на основе самообеспечения и саморазвития. При этом целью социального государства является снижение бедности, а также улучшение качества жизни тех групп населения, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно решать проблемы своего личного, семейного жизнеобеспечения. Достижение этой цели мерами социально- обеспечительного характера возможно путем предоставления мер социальной поддержки, таких как выплаты субсидий, пособий, компенсаций, льгот и др.

Как известно, социальная поддержка семьи в Германии представляет собой развитую систему правовых, организационных и финансовых гарантий, обеспечивающих наиболее полную защиту прав и интересов семей с детьми. В этой связи представляет интерес изучение правового опыта Федеративной Республики Германии для совершенствования правового регулирования социальной поддержки семей в Российской Федерации.

В Федеративной Республике Германии действует единая система государственных
пособий лицам, имеющим детей. Так, например, выплачивается родительское пособие (Eltemgeld) лицам, если их дети рождены после 1 января 2007 года. На ребенка, родившегося до 1 января 2007 г., полагалось пособие на воспитание (Erziehungsgeld), которое получали неработающие либо частично занятые (не более 30 часов в неделю) родители. Размер пособия на воспитание определялся в зависимости от уровня доходов семьи. При этом существовало две схемы выплаты пособия: ежемесячно в размере до 300 евро до достижения ребенком возраста двух лет или в размере до 450 евро до достижения ребенком возраста одного года.

Введение родительского пособия стало ответом на демографические проблемы, связанные с низким уровнем рождаемости и старением населения (по статистике, в Германии до 40 % женщин с высшим образованием в возрасте от 30 до 39 лет вообще не имеют детей). Основное отличие родительского пособия от пособия на воспитание заключается в том, что оно призвано учитывать роль отца в воспитании ребенка.

Пособие на воспитание было ориентировано в первую очередь на частичную компенсацию снижения общего дохода семьи (в среднем от 30 до 40 %) в период ухода матерью за новорожденным ребенком, однако его размер и период выплаты фактически вынуждали отца ребенка усиливать свою трудовую деятельность, что препятствовало активному участию в воспитании ребенка. В свою очередь, родительское пособие (Elterngeld) позволяет обоим родителям принимать равное участие в воспитании и уходе за ребенком, обеспечивая при этом определенные финансовые гарантии сохранения достойного уровня жизни.

Родительское пособие выплачивается только незанятым либо частично занятым родителям. К последним отнесены граждане, которые в месяц работают в среднем не более 30 часов в неделю. Граждане, претендующие на получение пособия, обязаны проживать совместно с ребенком и самостоятельно осуществлять уход за ним. При этом пособие выплачивается также в случае принятия в семью ребенка с целью усыновления, а также в случае принятия в семью ребенка супруга либо партнера.

Размер родительского пособия установлен Федеральным законом Германии «О родительском пособии и отпуске по уходу за ребенком» (Bundeselterngeld und Elternzeitgesetz) и составляет 67 % от средней заработной платы родителя, находящегося в отпуске по уходу за ребенком (как правило, матери), но не может превышать 1 800 евро в месяц. При этом для неработающих граждан установлен минимальный размер родительского пособия — 300 евро в месяц. Для семей с низким уровнем дохода ставка начисления пособия находится в обратной зависимости от размера дохода лица, считая от установленного законом значения в 1 000 евро в месяц, и может доходить до 100 % компенсации утраченного заработка [17].

Родительское пособие выплачивается в течение первых 14 календарных месяцев жизни ребенка. Если оба родителя желают получать пособие при условии совместного участия в уходе за ребенком и соответствия предъявляемым законом требованиям, то максимальная продолжительность периода выплаты пособия для одного родителя сокращается до 12 месяцев, а у второго родителя появляется право на получение пособия в течение двух, так называемых партнерских месяцев.

Следует отдельно отметить тот факт, что даже если оба родителя являются безработными и получают социальное пособие ALG-II, то они все равно имеют право на получение родительского пособия в установленном законом минимальном размере [9]. Таким образом, государство обеспечивает всем немецким семьям как право на компенсацию финансовых затрат, связанных с рождением и уходом за ребенком, так и право ребенка на достойные условия существования в случае, когда оба его родителя не имеют собственного дохода.

При этом германский законодатель продолжает реформировать систему социальных пособий семьям. На данном этапе перед государством стоит задача стимулировать тех родителей, которые хотят как можно быстрее вернуться к своей профессиональной деятельности после рождения ребенка. Именно для того, чтобы обеспечить, с одной стороны, полноценное семейное воспитание ребенку, а с другой — компенсировать гражданам как можно большую часть их потерянного заработка. С 1 января 2015 г. введено новое социальное родительское пособие — Eltemgeld Plus.

Новое пособие предлагается комбинировать с уже существующим, «базовым» родительским пособием в случае рождения ребенка после 1 июля 2015 года. Родители могут выбрать, хотят ли они получать пособие по старой схеме (в течение первых 14 месяцев жизни ребенка) либо перейти на новое социальное родительское пособие (Eltemgeld Plus), что сократит размер базовых выплат вдвое, но увеличит срок выплаты пособия до 28 месяцев. Теперь оба работающих родителя могут ходатайствовать о предоставлении им 4 льготных месяцев выплаты пособия при условии, что как минимум один из родителей постоянно получает пособие Eltemgeld Plus с 15-го месяца жизни ребенка. При этом трудовой доход родителей во время выплаты пособия учитывается при определении его размера [18].

Данный порядок предпочтителен для граждан, имеющих высокий доход, что обусловлено попыткой государства повысить рождаемость в семьях, в которых оба родителя имеют высшее образование и стабильный заработок. При этом новое социальное родительское пособие (Eltemgeld Plus) распространяется и на неработающих родителей, однако минимальный размер выплаты такого пособия сокращается вдвое по сравнению с «базовым» пособием и составляет 150 евро. Для семей с низким уровнем дохода и неработающих родителей более выгодным вариантом остается выбор в пользу получения базового родительского пособия.

Существующая в Германии модель выплаты пособия по уходу за ребенком достаточно существенно отличается от российской модели.

Согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [13] лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком, пособие назначается до достижения ребенком возраста полутора лет. В случае осуществления ухода одновременно несколькими лицами право на пособие по российскому законодательству (в отличие от германского) предоставляется только одному из них. При этом право на пособие по уходу за ребенком сохраняется, если находящееся в отпуске лицо, продолжая осуществлять уход за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет 40 % от среднего заработка застрахованного лица в соответствии со ст. 11.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ [16]. При уходе за двумя и более детьми в возрасте до полутора лет размер пособия суммируется, итоговая сумма не может превышать 100 % среднего заработка застрахованного лица. При этом она не может быть менее суммированного минимального размера пособия, установленного для неработающих граждан и зависящего от того, за каким по счету ребенком осуществляется уход.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком для лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, максимальным размером не ограничено, но ограничен размер среднего дневного заработка, из которого исчисляется пособие.

При этом согласно абз. 3 и 5 ч. 1 ст. 13 Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ (ред. от 02.07.2013, с изм. от 06.04.2015) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» максимальный размер пособия по уходу за ребенком 10 873,36 руб. действует в отношении иных лиц, а именно:

— матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно- исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;

— матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию.

А минимальный размер пособия неработающим гражданам, осуществляющим уход за ребенком с 1 января 2015 г. по уходу за первым ребенком — 2 718,34 руб., по уходу за вторым и последующими детьми — 5 436,67 рублей [15].

Исключение из общих правил установлено для граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Им пособие назначается и выплачивается в двойном размере до достижения ребенком трехлетнего возраста [3; 5].

Таким образом, германская модель выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком является гибкой; несмотря на менее продолжительный период предоставления пособия (14 месяцев, а с 2015 г. с возможностью увеличения срока при уменьшении выплат), лицам, имеющим детей, гарантируется достойный жизненный уровень.

Как в России, так и в Германии предусмотрено ежемесячное пособие на ребенка. В Германии данное пособие называется «Kindergeld» и выплачивается родителям всех несовершеннолетних детей, в том числе и детей, которые проживают в других странах Европейского союза. Получить эти денежные средства могут не только родители, но и дедушки и бабушки, осуществляющие уход за своими внуками и внучками при условии совместного проживания. После достижения совершеннолетия выплата пособия на ребенка может быть продлена в следующих случаях:

а) получение ребенком образования в школе, профессиональном учебном заведении или вузе — до достижения им возраста 25 лет;

б) отсутствие у ребенка рабочего места при условии регистрации в ведомстве по трудоустройству — до достижения им возраста 21 года;

в) отсутствие у ребенка учебного места при условии доказывания им факта невозможности получения образования в ином образовательном учреждении — до достижения им возраста 25 лет;

г) нахождение ребенка в добровольном порядке на социальной или экологической службе, а также европейской добровольной службе в соответствии с законодательством Европейского союза — до достижения им возраста 25 лет;
д) наличие у ребенка инвалидности — бессрочно.

Следует отметить, что поправки, внесенные в Закон ФРГ «О подоходном налоге» в 2012 г., отменили существовавшее ранее положение о том, что пособие на ребенка не выплачивается, если собственный доход ребенка за год (включая стипендии) превышает 8 004 евро. В настоящее время выплата пособия не зависит от того, получает ли ребенок какой-либо доход или нет. Само же пособие на ребенка не подлежит налогообложению и учитывается только в случае предоставления социального пособия Sozgeld.

В законодательстве Федеративной Республике Германии установлен следующий дифференцированный размер ежемесячного пособия на ребенка (Kindergeld), применяемый на всей территории государства, в зависимости от количества детей в семье: на первого и второго ребенка размер выплаты равен 184 евро в месяц, на третьего — 190 евро, а на каждого последующего — 214 евро [8].

В отличие от Германии, в России вопросы определения размера и порядка выплаты ежемесячного пособия на ребенка решаются каждым регионом самостоятельно.
С вступлением в силу Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ [10] вопросы установления порядка, размеров и условий выплаты ежемесячного пособия на ребенка отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а финансовое обеспечение — к расходным обязательствам региональных бюджетов. Размеры и условия выплаты пособий, устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ, не могут быть ниже размеров и условий, предоставлявшихся на федеральном уровне по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В связи с тем что установленный размер ежемесячного пособия на ребенка обусловлен объемом средств, который каждый субъект Российской Федерации может позволить выделить из регионального бюджета, размер ежемесячного пособия на ребенка зачастую мизерный. К примеру, в Республике Карелия базовый размер пособия 162 руб., в Еврейской автономной области и Республике Мордовия — 120 руб., в Иркутской области — 205 руб., в Нижегородской области — 100 руб., в Оренбургской области, Хабаровском крае и Ханты-Мансийском автономном округе — 300 руб. и т. д.

Германское законодательство предусматривает возможность получения надбавки к ежемесячному пособию на ребенка (Kindergeld) для малообеспеченных семей (к которым относятся семьи лиц, имеющих право на политическое убежище, семьи студентов и пенсионеров) в размере не более 140 евро в месяц на одного ребенка в течение 36 месяцев. Таким образом, увеличение выплат гражданам, имеющим детей, приведение их в соответствие с жизненными потребностями должно являться одной из перспективных задач государственной политики Российской Федерации в социальной сфере.

В Российской Федерации на региональном уровне устанавливается повышенный размер ежемесячных пособий на ребенка в целях социальной поддержки детей в неполных и многодетных семьях; детей, не получающих алименты от отдельно проживающих родителей и в других случаях. Так, в Нижегородской области [2] повышенное ежемесячное пособие выплачивается: 1) на ребенка-инвалида из многодетной семьи; 2) ребенка-инвалида одинокой матери. В Ханты-Мансийском автономном округе [4] повышенный размер пособий распространяется: 1) на детей, потерявших кормильца; 2) на детей-инвалидов; 3) на ребенка от полутора до трех лет; 4) на ребенка от трех до четырех лет; 5) на детей из многодетной семьи.

В одних субъектах Российской Федерации (в Оренбургской, Иркутской областях) при определении повышенного размера ежемесячного пособия на ребенка используется процентное соотношение повышенного размера пособия к базовому размеру; в других (например, Еврейской автономной области) используется твердая сумма. При этом размеры пособий кратно отличаются в различных регионах.
В то же время следует отметить, что российские нормативные правовые акты предусматривают целый ряд пособий и других мер социальной поддержки, не имеющих аналогов в ФРГ.

Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлена система государственных пособий гражданам, имеющим детей, которая помимо ежемесячного пособия по уходу за ребенком и ежемесячного пособия на ребенка включает:

1) пособие по беременности и родам;
2) единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
3) единовременное пособие при рождении ребенка;
4) единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
5) единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
6) ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву [13].

Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам совпадает с продолжительностью отпуска, который предоставляется работнице на основании листка временной нетрудоспособности, где указывается предполагаемая дата родов [16]. Признается, что женщина нуждается в освобождении от работы по общему правилу при семимесячном сроке беременности. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 % среднего заработка. Однако, если женщина имеет страховой стаж менее шести месяцев, размер пособия не может превышать за полный календарный месяц минимальный размер оплаты труда (МРОТ). С 1 января 2015 г. минимум оплаты труда установлен в размере 5 965 руб. [11], притом прожиточный минимум в целом по Российской Федерации за 4-й квартал 2014 г. составлял на душу населения 8 234 руб., для трудоспособного населения — 8 885 руб., для пенсионеров — 6 785 руб., для детей — 7 899 рублей [6].

Пособие по беременности и родам женщинам, уволенным в связи:
— с ликвидацией организаций;
— прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей;
— прекращением полномочий частными нотариусами;
— прекращением статуса адвоката;
— прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию с 1 января 2015 г. составляет с учетом индексации 543,67 рублей [15].

Целью введения единовременного пособия женщинам, вставшим на медицинский учет в ранние сроки беременности (до 12 недель), является стимулирование своевременного обращения беременной женщины в медицинское учреждение для наблюдения за состоянием ее здоровья, беременности. Чем раньше беременная женщина встанет на учет, тем больше шансов для квалифицированного наблюдения за протеканием беременности. Однако тот факт, что пособие выплачивается, как правило, незадолго перед родами, фактически не побуждает беременную женщину обратиться к врачу (с 1 января 2015 г. размер пособия составляет 543,67 рублей [15]).

Единовременное пособие при рождении ребенка (на 1 января 2015 г. составляет 14 497,80 руб. [15]) предназначено для компенсации повышенных разовых расходов семьи в связи с рождением ребенка. Но этой суммы, как правило, хватает только на минимум обеспечения ребенка на первое время.

Размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью по состоянию на 01.01.2015 составляет 14 497,80 рублей [15]. Если передаются в семью 2 и более детей, то единовременное пособие выплачивается на каждого ребенка.

В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 110 775 руб. на каждого такого ребенка с учетом индексации на 1 января 2015 года [13].

Право на единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возникает при сроке беременности не менее 180 дней, то есть около 26 недель (размер с учетом индексации с 1 января 2015 г. составляет 22 958,78 рублей). Установление данного пособия направлено на сохранение уровня социальной защищенности соответствующей категории граждан в связи с отменой льготы по предоставлению отсрочки от призыва на военную службу мужа беременной женщины. В настоящее время правом на отсрочку от призыва на военную службу пользуются граждане, подлежащие призыву на военную службу, имеющие ребенка-инвалида в возрасте до трех лет, двух и более детей, имеющие ребенка и жену, срок беременности которой составляет не менее 26 недель и др. (ст. 24 Федерального закона от 28.03.1998 J№ 53-ФЗ (ред. от 30.03.2015) «О воинской обязанности и военной службе» [12]).

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается матери ребенка военнослужащего, опекуну ребенка либо другому родственнику ребенка, фактически осуществляющему уход за ним, независимо от наличия права на иные виды государственных пособий гражданам, имеющим детей. Пособие выплачивается до достижения возраста трех лет (его размер с 1 января 2015 г. составляет 9 839,48 руб.). К сожалению, размер практически всех перечисленных пособий ничтожно мал и не соответствует жизненным потребностям семей с детьми.

Вместе с тем действенной мерой социальной поддержки семей, имеющих двух и более детей, является материнский (семейный) капитал [14]. Материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки. В 2015 г. сумма материнского капитала с учетом темпов роста инфляции составляет 453 026,0 рублей [15].
В Федеральном законе J 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [14] определены условия для использования средств материнского (семейного) капитала. Срок, с которого может быть подано заявление о распоряжении — по общему правилу, три года со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей. Из этого правила есть исключение. Так, в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на погашение основного долга и уплаты процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей.

Однако срок действия данного закона заканчивается в декабре 2016 года. Это означает, что получить выплату материнского капитала женщина может только один раз и только в том случае, если ребенок родится до 31 декабря 2016 года. При этом получение сертификата и распоряжение его средствами в соответствии с рассматриваемым законом временем не ограничены.

Материнский капитал может быть потрачен на строго определенные в федеральном законе цели: образование детей, улучшение жилищных условий семьи и формирование накопительной части трудовой пенсии матери. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала может осуществляться одновременно по нескольким предусмотренным направлениям.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 256-ФЗ данные средства могут быть потрачены на получение ребенком образовательных услуг в любом образовательном учреждении, но только на территории Российской Федерации. Предусматривается возможность потратить средства семейного капитала на приобретение или реконструкцию жилого помещения. Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей), с определением размера долей по соглашению родителей. Но закон не обязывает родителей предоставить равные доли в жилом помещении детям, по случаю рождения которых и предоставлялись средства материнского капитала.

В свою очередь, в законодательстве Федеративной Республики Германия предусмотрена возможность получения так называемого «аванса на содержание» детей (Unterhaltsvorschuss), который по сути представляет собой один из видов государственных дотаций родителю, в одиночку воспитывающему ребенка. Название данной дотации указывает на то, что она выплачивается «вперед» — до начала очередного месяца. Основная цель оказания финансовой помощи такого рода — компенсация алиментных выплат, недополученных одним из родителей ребенка от другого.

Право на получение «аванса на содержание» имеет родитель, не состоящий в браке, не проживающий совместно с другим родителем ребенка, не получающий алименты в размере, равном или превышающем размер «аванса на содержание». Для получения дотации необходимо подать заявление в ведомство по делам молодежи (Jugendamt) по месту жительства ребенка.

Размер «аванса на содержание» зависит от возраста ребенка, находящегося на иждивении, и равняется 133 (на ребенка младше 6 лет) либо 180 евро в месяц (на ребенка от 6 до 12 лет). Платежи второго родителя по алиментам подлежат вычету из суммы дотации, однако ее размер не зависит от уровня доходов самого родителя или его ребенка [7].

Пособие выплачивается в течение не более 72 календарных месяцев. При этом в случае, если ребенку исполнилось 12 лет до истечения срока выплат, право на них прекращается. Получение «аванса на содержание» не влияет на получение ребенком иных социальных выплат (например, пособия Sozialgeld).

Одной из относительных новаций системы социального обеспечения в Германии является введение в 2013 г. пособия на заботу о ребенке (Betreuungsgeld), которое с 1 августа 2014 г. составляет 150 евро в месяц. Введение данного пособия во многом обусловлено необходимостью решить проблему огромных очередей в ясельные учреждения. С 2013 г. родители, которые приняли решение воспитывать ребенка самостоятельно, имеют право на получение данной компенсационной выплаты. При этом пособие может быть увеличено еще на 15 евро в том случае, если родители «откладывают» данные деньги, например, на получение ребенком образования.
Пособие выплачивается на ребенка в возрасте от 1 года до 3 лет, при этом одна семья не может получать и родительское пособие (Elterngeld), и пособие на заботу о ребенке (Betreuungsgeld) одновременно, поэтому выплата пособия на заботу о ребенке начинается после окончания периода выплаты родительского пособия. В случае если семья получает родительское пособие (Elterngeld) в течение более 1 года, то у нее возникает право на получение двух пособий одновременно.

В отличие от большинства других пособий, введение пособия на заботу о ребенке (Betreuungsgeld) сопровождается спорами в германском обществе о целесообразности данной меры. В отличие от родительского пособия (Elterngeld), пособие на заботу о ребенке направлено в первую очередь на поддержку малообеспеченных семей. Выплачиваемая сумма является достаточно скромной по немецким меркам.

Следовательно, большинство родителей, имеющих средний и высокий доход, предпочтут быстрее вернуться на работу, а воспитание ребенка доверить специализированным учреждениям. По мнению противников пособия на заботу о ребенке, эти средства следовало бы потратить на строительство новых учреждений для детей в возрасте от 1 года до 3 лет. К тому же закон позволяет родителям получать данное пособие в том случае, когда они продолжают работать, а ребенка воспитывают бабушки и дедушки [19]. Еще одной проблемой является отсутствие возможности контроля за целевым расходованием средств, выделенных на поддержку семей с детьми. В качестве возможной альтернативы предлагается введение своего рода «карточек» или чеков, которые можно будет обменять на продукты и вещи из ограниченного списка [1].

Противники введения пособия на заботу о ребенке указывают также на то, что его введение выгодно для многочисленных мигрантов, которые предпочтут получение даже небольшой суммы денег устройству ребенка в ясли, в которых он бы смог быстрее начать социализацию. При этом данное пособие обеспечивает своего рода «баланс интересов», поскольку рассмотренные выше формы социальной помощи направлены преимущественно на поддержку среднего класса. Следует отметить, что введение пособия на заботу о ребенке обусловлено не только социальными, но и политическими причинами. Идея введения пособия на заботу о ребенке была выдвинута депутатами входящего в правящую коалицию Христианско-со- циального союза.

Таким образом, финансовые гарантии социальной поддержки семей с детьми в России и Германии имеют определенные общие черты: в первую очередь они предполагают систему различных выплат, направленных на обеспечение достойного уровня жизни семьи с ребенком как в течение первых лет его жизни, так и в дальнейшем. В то же время германская система социальной помощи семьям с детьми носит более комплексный характер. В качестве одного из возможных направлений совершенствования системы социальной поддержки семей с детьми в России следует отметить необходимость использования правового опыта Германии в решении демографических проблем, а также увеличение объема средств, ежегодно направляемых государством на социальную поддержку семей.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств, по государственному заданию Финуниверситета 2014 года.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бабкина, Е. Betreuungsgeld — пособие за заботу о ребенке / Е. Бабкина. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www.tupa-germania. ru/posobija/bet (дата обращения: 10.04.2015). — Загл. с экрана.
2. Закон Нижегородской области «О мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей» от 24 ноября 2004 г. № 130-3 : (ред. от 05.03.2012) (п. 4.1 ст. 7).
3. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 г. № 1244-1 : (ред. от 22.12.2014, с изм. от 06.04.2015).
4. Закон ХМАО — Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре» от 7 июля 2004 г. № 45-оз : (ред. от 20.02.2014).
5. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Правила выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком в двойном размере до достижения ребенком возраста трех лет гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 18 мая 2010 г. № 353 : (ред. от 04.03.2015).
6. Постановление Правительства РФ «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за IV квартал 2014 года» от 21 марта 2015 г. № 260.
7. Толстоног, В. Материальная помощь родителю, который в одиночку воспитывает своего ребенка / В. Толстоног. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://ru.exrus.eu/Materialnaya- pomoshch-roditelyu-kotory-v-odinochku- vospityvayet-svoyego-reb-id52060afb6ccc19e21a000 18e (дата обращения: 10.04.2015). — Загл. с экрана.
8. Толстоног, В. Пособие на ребенка в Германии / В. Толстоног. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://ru.exrus.eu/Posobiye-na- rebenka-v-Germanii-id520609b76ccc19e21a000092 (дата обращения: 10.04.2015). — Загл. с экрана.
9. Толстоног, В. Родительское пособие по уходу за ребенком — Elterngeld / В. Толстоног. — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http:// www.web-globus.de/articles/elterngeld (дата обращения: 10.04.2015). — Загл. с экрана.
10. Федеральный закон «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ : (ред. от 29.12.2014).
11. Федеральный закон «О внесении изменения в ст. 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда»» от 1 декабря 2014 г. N° 408-ФЗ.
12. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. № 53- ФЗ : (ред. от 30.03.2015).
13. Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ : (ред. от 02.07.2013, с изм. от 06.04.2015).
14. Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ : (ред. от 08.03.2015, с изм. от 06.04.2015).
15. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2015 г. и на плановый период 2016 и 2017 годов» от 1 декабря 2014 г. № 384-ФЗ.
16. Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ : (ред. от 31.12.2014).
17. Федеральный закон ФРГ «О родительском пособии и отпуске по уходу за ребенком». — Электрон. текстовые дан. — Режим доступа: http://www. gesetze-im-internet.de/bundesrecht/beeg/gesamt.pdf (дата обращения: 10.04.2015). — Загл. с экрана.
18. Elterngeld Plus. — Electronic text data. — Mode of access: http://www.elterngeld.net/elterngeldplus. html (date of access: 10.04.2015). — Title from screen.
19. § 16 Sozialgesetsbuch VIII. — Electronic text data. — Mode of access: http://www.gesetze-im- internet.de/sgb_8/_16.html (date of access: 10.04.2015). — Title from screen.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5, Юриспруденция 2015. № 2 (27)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code