Должна ли российская организация — экспортер для подтверждения ставки НДС 0% иметь в наличии международную товарно-транспортную CMR с отметками таможенных органов

Вопрос: Российская организация — экспортер, применяющая общую систему налогообложения, продает товар на условиях поставки FCA-Москва на Украину и в Сербию. По данному базису поставки обязательства поставщика по передаче товара считаются исполненными, когда он передан в г. Москве перевозчику, указанному иностранным покупателем. Оплачивает услуги иностранного перевозчика с момента передачи товара ему организацией-экспортером иностранный покупатель. Таможенные платежи при вывозе уплачивает российская организация — экспортер.

Должна ли российская организация — экспортер для подтверждения ставки НДС 0% иметь в наличии международную товарно-транспортную CMR с отметками таможенных органов, ведь она не является заказчиком этой перевозки?

 

Ответ: По нашему мнению, у российской организации — экспортера при заключении внешнеторгового контракта с базисом поставки FCA с иностранными покупателями, не входящими в страны ЕАЭС, должна быть CMR (ее копия) с отметками таможенных органов.

 

Обоснование: Документы, подтверждающие ставку НДС 0%, при экспорте товаров поименованы в п. 1 ст. 165 Налогового кодекса РФ. Одними из таких документов являются копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками таможенных органов мест убытия, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (пп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ). Исключений в случае перевозки автомобильным транспортом в НК РФ не предусмотрено.

Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (заключена в г. Женеве 19.05.1956) (далее — Конвенция) предусмотрено, что договор перевозки устанавливается международной товарно-транспортной накладной (ст. 4 Конвенции). CMR составляется в трех экземплярах, подписанных отправителем и перевозчиком, причем эти подписи могут быть отпечатаны типографским способом или заменены штемпелями отправителя и перевозчика, если это допускается законодательством страны, в которой составлена накладная. Первый экземпляр накладной передается отправителю, второй сопровождает груз, а третий остается у перевозчика (ст. 5 Конвенции). Составляется документ грузоотправителем. Его подписывают грузоотправитель и перевозчик (Приложение 8.1 к Письму ФНС России от 21.08.2009 N ШС-22-3/660@).

Отсутствие CMR (ее копии) в качестве документов, подтверждающих ставку НДС 0%, когда базис поставки — FCA, приводит к спору с налоговыми органами. Об этом говорит арбитражная практика. Есть судебные решения в пользу налогоплательщиков, когда экспорт осуществляется в Казахстан на условиях FCA и организация-экспортер не представила CMR, а представила простые транспортные накладные. Дело организация выиграла (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2014 N 17АП-347/2014-АК по делу N А50-17319/2013). Правда, в рамках Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014), действующего с 1 января 2015 г., таможенные отметки на сопроводительных документах не проставляются, так как таможенное оформление между странами ЕАЭС отменено (пп. 5 п. 1 ст. 25 Договора о ЕАЭС).

Наличие CMR (ее копии) при базисе поставки FCA в Польшу, наоборот, помогло российской организации — экспортеру выиграть дело в суде и доказать свою добросовестность (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2013 N 17АП-10569/2013-АК по делу N А50-6849/2013).

На другом судебном заседании рассматривалось дело по поставке товара с базисом FCA-Москва. Перевозку оплачивал иностранный покупатель. CMR была представлена организацией-экспортером налоговым органам, но в ней не было адреса перевозчика. Суд разъяснил: отсутствие в CMR адреса перевозчика, наименования и адреса последующего перевозчика, номера путевых листов и фамилий водителей не является основанием для отказа обществу в применении налоговой ставки 0%. Так как поставка производилась на условиях FCA-Москва (ИНКОТЕРМС 2000), согласно которым продавец (организация-экспортер) осуществляет передачу товара, прошедшего таможенную очистку для ввоза, перевозчику, указанному покупателем. Следовательно, обязанность заключения договора с перевозчиком лежит на покупателе (Постановление ФАС Московского округа от 20.07.2010 N КА-А41/7691-10 по делу N А41-20286/07).

По нашему мнению, у российской организации — экспортера при заключении внешнеторгового контракта на условиях базиса поставки FCA с покупателями, не входящими в страны ЕАЭС, должна быть CMR (ее копия) с двумя отметками таможенных органов: «Выпуск разрешен» и «Товар вывезен». О том, что на CMR должно быть две отметки, в 2008 г. указал ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 23.12.2008 N 10280/08). В случае если товар будет экспортироваться через территорию стран ЕАЭС, достаточно будет одной отметки на CMR «Выпуск разрешен» (Письма ФНС России от 10.12.2012 N ЕД-4-3/20900@, Минфина России от 04.02.2015 N 03-07-08/4343, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2014 N 09АП-11410/2014 по делу N А40-138866/13).

Существует огромный риск при отсутствии CMR (ее копии) с отметками таможенных органов не подтвердить ставку 0% и доказывать правоту придется в суде. Неизвестно, какое решение примет суд. Организации-экспортеру лучше договором обязать иностранных покупателей представлять CMR (копии CMR) с отметками таможенных органов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code