ИДЕИ ПРАВОВОЙ РЕФОРМЫ 1864 ГОДА — БАЗИС СТАНОВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ИМУЩЕСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ

М.С.Ускова

Аннотация. В данной статье автор ставит своей целью проследить генезис страхового права, установить влияние различных исторических эпох на становление страхового дела в том его виде, который имеет место в настоящее время. Правовые реформы 1864 г. во всей истории права России явились краеугольным камнем, своеобразной точкой отсчета становления страхового дела в нашей стране. Идеи данной реформы воплощены в жизнь и получили развитие в современной России.

Ключевые слова: страхование, личное страхование, имущественное страхование, аграрное страхование, договор страхования, история развития страхования, страховое дело, государственная монополия.

Несомненно, история страхования в нашей стране, также как и других правовых институтов, всегда была зависима от исторических особенностей развития Российского государства, и в ней есть периоды, когда страховщики создавали свою деятельность с чистого листа. При этом важно помнить, что страхование является довольно старой и константной формой хозяйствования [2]. Постепенно, от Древней Руси до настоящего времени, законодатель планомерно создавал и развивал нормы в области страхового права. Правовые реформы 1864 г. во всей истории права России явились краеугольным камнем, своеобразной точкой отсчета становления как всей системы российского права в целом, так и страхового дела в частности. Идеи данной реформы воплощены в жизнь и получили развитие в современной России.

Вместе с тем анализ истории образования страхового права в России не будет полным, если не вернуться к самым истокам зарождения права как такового на Руси.
В статье автор ставит своей целью проследить генезис страхового права, установить влияние различных исторических эпох на становление страхового дела в том его виде, который имеет место в настоящее время.

Итак, истоки страхования впервые встречаются в памятнике древнерусского права — Русской Правде, где имеют место такие законы, из текста которых прослеживается зарождение страхования личной безопасности и собственности. Приведем пример выдержек из законов Русской Правды в отношении собственности: «Кто умышленно зарежет чужого коня или другую скотину, платит 12 гривен в Казну, а хозяину — гривну»; «Вор за ладию платит 60 кун в Казну, а хозяину за морскую 3 гривны, за набойную 2 гривны, за струг гривну, за челн 8 кун, если не может лицом возвратить украденного»; «За покражу сена и дров вор должен платить 9 кун в Казну, а хозяину за каждый воз по 2 ногаты» [4].

В дальнейшем становление страховых институтов в российском древнем государстве происходило с появлением новых норм права. Так, механизм финансирования выкупа пленных на Руси, несмотря на его налоговую суть, имел практически все обязательные составляющие государственного обязательного страхования в связи с пленением. В происходившем процессе выкупа пленных существовали также и обязательные регулярные по твердым ставкам страховые платежи, формирующие специальный страховой фонд, и выдаваемые из этого фонда твердые страховые суммы, и государственная страховая структура — Посольский Приказ и распорядитель страховых средств.

Страхование до конца XVIII столетия в нашей стране развивалось медленно. Имевшаяся в то время необходимость в страховой защите покрывалась услугами иноземных страховщиков. Тем не менее первая страховая организация (в ее современном понимании) в Российском государстве была создана в 1765 г. в Риге. Она именовалась «Рижское общество взаимного страхования от пожаров».

Стабильное укрепление страхового дела в нашем государстве начало осуществляться в XIX столетии в период создания национального страхового рынка, когда стали появляться частные акционерные компании.

Так, в 1827 г. создается «Первое Российское от огня страховое общество», которое успешно укрепляется на страховом рынке Российской империи. Поэтому в 1835 г. было образовано «Второе Российское от огня страховое общество», а в 1846 г. — товарищество «Саламандра». Работа этих обществ контролировалась высшими должностными лицами государства, которые являлись их соучредителями. Данные акционерные общества имели исключительное право страховать строения в отдельных частях нашей страны.
Таким образом, к началу реформ 1864 г. в России уже сложилась определенная страховая система.

Однако эти правовые реформы de facto и de jure явились базисом именно того страхового дела, которое получило становление и развитие в современной России.
Данные реформы носили название «земских». В процессе их проведения происходило формирование земского страхования, которое осуществлялось в обязательной и добровольной формах.

Указом от 1 января 1864 г. Александра II было утверждено «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Согласно данному Положению в предмет ведения и власти земских учреждений входило, в том числе, распоряжение по взаимному земскому страхованию имуществ от огня.

Претворение в жизнь идей реформы 1864 г. началось новгородскими и ярославскими земствами в 1866 г., которые начали страховать строения от огня. Еще через 10 лет страховое дело было воспринято 34 губерниями. Прямое руководство страхованием осуществлялось губернскими земскими управлениями.

Страховая деятельность осуществлялась акционерными страховыми обществами, в чьей сфере влияния находился наибольший сегмент рынка страховых услуг. Особым обстоятельством, определяющим состояние страхового дела в конце XIX в., являлась деятельность обществ взаимного страхования. Начиная с 1876 г. и заканчивая 1885 г. было создано около 32 обществ взаимного страхования.

В 1894 г. государство вводит надзор над работой страховых обществ, который вверяется Министерству внутренних дел. С этого времени устанавливается регулярная строгая гласная отчетность всех страховщиков.

Впоследствии в 1909 г. организуется Всероссийский союз обществ взаимного страхования, объединивший 83 страховых общества на основании договора, обязывающего страховые компании оказывать взаимопомощь при пожарных убытках, превышающих годичный сбор премий. Одновременно принимается Устав Российского Союза Обществ взаимного от огня страхования. К 1917 г. данный Союз соединил в себе более 120 обществ взаимного страхования.

Таким образом, к началу XX столетия в Российском государстве образовался устойчивый институт страхования, включающий в себя национальные и заграничные страховые акционерные общества, земские общества и общества взаимного страхования. Помимо этого страхование осуществлялось правительственными учреждениями, в предмет деятельности которых входило страхование жизни государственных служащих; государственными сберегательными кассами, осуществлявшими страхование жизни; железнодорожными пенсионными кассами, страховавшими пенсии; территориальными страховыми учреждениями, проводившими страхование имущества от огня.

Засилье иностранных страховых обществ на российском рынке обусловило вхождение Российской империи в систему международных экономических связей. В итоге это вылилось в образование и становление перестрахования, а уже в 1895 г. учреждается и функционирует Общество русского перестрахования.

Следует отметить, что после Октябрьской революции 1917 г. начался тотальный государственный контроль над всей системой страхования, проведение которого было возложено на Совет по делам страхования, исполнительным органом при нем был учрежден Комиссариат по делам страхования.

Реанимация национального страхования началась после распада СССР в начале 90-х гг. XX века. Это время ознаменовано возвратом к идеям правовых реформ 1864 г., в том числе в области страхового права. Было положено начало возрождению страхового рынка, процесс которого имеет место и в настоящее время. Правовую базу регулирования страховой деятельности в современной России создал Закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27 ноября 1992 г., а затем Гражданский кодекс Российской Федерации (глава 48 «Страхование»), регламентирующий основы страховых правоотношений.

С учетом вышеизложенного можно заключить, что с 1864 г. было положено начало становления страхового дела в том его виде, в котором оно имеет место сегодня.
В частности, в ныне действующем российском страховом законодательстве существует институт взаимного страхования, основы которого были заложены в период реформ 1864 года. Так, в соответствии с положениями ст. 968 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) граждане и юридические лица могут страховать свое имущество и иные имущественные интересы, указанные в п. 2 ст. 929 ГК РФ, на взаимной основе путем объединения в обществах взаимного страхования необходимых для этого средств. В соответствии с п. 2 ст. 4.1 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N° 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» общества взаимного страхования (ОВС) являются субъектами страхового дела. Кроме того, в Российской Федерации принят и введен в действие Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. № 286-ФЗ «О взаимном страховании».

Помимо этого в Российской Федерации создан и успешно функционирует по примеру реформ 1864 г. государственный надзор в сфере страхования. Впервые в новейшей истории Российской Федерации этот надзор был создан Указом Президента РФ от 30 июля 1992 г. № 808 «Об утверждении положения о государственном страховом надзоре Российской Федерации». В настоящее время такой надзор осуществляется Министерством финансов РФ, в структуре которого создан Департамент страхового надзора (Указ Президента РФ «О структуре органов исполнительной власти» от 14 августа 1996 г. № 1177, Постановление Правительства РФ «О совершенствовании организационной структуры исполнительной власти Российской Федерации» от 4 августа 1998 г.).

По нашему мнению, возрожденные идеи реформы 1864 г. в ныне действующем законодательстве России — это мудрое решение законодателя, поскольку положения этой реформы сами по себе базируются на общепринятых принципах права, обоснованы, востребованы и апробированы на практике, имеют положительный опыт работы. Впоследствии на их основе получили становление и развитие современные институты российского страхового права, которые анализируются в настоящее время многими учеными Волгоградского государственного университета, в частности А.Г. Савиным в статье «Страховые правоотношения в современном инвестиционном процессе» [7], И.А. Волковой в статье «Проблемы определения предмета договора перестрахования» [1] и другими исследователями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волкова, И. А. Проблемы определения предмета договора перестрахования / И. А. Волкова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. — 2010. — N° 2. — С. 75-82.
2. Иншакова, А. О. Новые формы хозяйствования как слагаемые успеха интеграции РФ в единое экономическое пространство с ЕС / А. О. Иншакова // Право и государство: теория и практика. — 2010. — № 10 (70). — С. 98-104.
3. История государства и права России / под ред. Ю. П. Титова. — М. : Проспект, 1999. — 544 с.
4. Карамзин, Н. М. История государства Российского. В 12 т. Т. 2 / Н. М. Карамзин. — М. : Наука, 1991. — 832 с.
5. Рогов, В. А. История государства и права России IX — начала XX вв. / В. А. Рогов. — М. : Манускрипт, 1994. — 300 с.
6. Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / отв. ред. А. Д. Горский. — М. : Юрид. лит., 1985. — 520 с.
7. Савин, А. Г. Страховые правоотношения в современном инвестиционном процессе / А. Г. Савин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 5, Юриспруденция. — 2012. — № 1 (16). — С. 95-97.
8. Свердлов, М. Б. Русская правда / М. Б. Свердлов. — СПб. : Образование, 1992. — 97 с.
9. Фогельсон, Ю. Б. Комментарий к страховому законодательству / Ю. Б. Фогельсон. — М. : Юристъ, 1999. — 284 с.

Вестник Волгоградского Государственного университета. Серия 5, Юриспруденция 2015. № 1 (26)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code