ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ЛИЧНОСТИ В ДОГОВОРНЫХ ОТНОШЕНИЯХ <*>

——————————–

<*> Гражданско-правовая охрана интересов личности в СССР: Межвуз. сб. науч. тр. Свердловск: Изд-во Свердл. юрид. ин-та, 1977. Вып. 53.

 

Фундаментальной, долговременной целью, определяющей экономическую стратегию партии и Советского государства, является неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа. Этой высшей цели подчинено все. В ее достижении страна имеет огромные успехи. За пятнадцать лет, предшествовавших десятой пятилетке, реальные доходы на душу населения выросли вдвое, а общий объем материальных благ и услуг – примерно в 2,4 раза. Еще более воодушевляюще выглядят перспективы, ибо в следующем пятнадцатилетии страна будет располагать примерно вдвое большими материальными и финансовыми ресурсами.

Столь крупномасштабные возможности по повышению уровня жизни народа созданы всем ходом развития нашего общества.

Десятым пятилетним планом предусмотрены значительное повышение доходов населения за счет оплаты по труду и общественных фондов, соответствующее росту доходов увеличение производства товаров и услуг, широкое жилищное строительство, развитие материальной базы здравоохранения, просвещения и культуры. За пятилетие фонд потребления увеличится почти на 76 млрд. руб., 100 млрд. руб. будет израсходовано только на жилищное и коммунальное строительство. Наряду с количественной стороной дела главное внимание уделяется повышению качества товаров и услуг на основе гибкого и оперативного учета запросов трудящихся.

Выполнение намеченных задач обеспечивается конкретными экономическими и организационными мерами. Выделяются необходимые финансовые, материальные, трудовые ресурсы, запланировано значительное расширение производственной базы отраслей и предприятий, создающих предметы потребления и реализующих их населению, совершенствуется система стимулирования, выполнения соответствующих государственных заданий <1>.

——————————–

<1> См.: Правда. 1977. 6 января.

 

Среди разнообразных средств реализации социальной программы повышения народного благосостояния большое внимание уделено правовым. И это вполне естественно, так как намеченные мероприятия воплощаются и будут воплощаться в жизнь с помощью права, путем использования правовых форм. Разумеется, главная роль в обеспечении всестороннего и качественного удовлетворения потребностей граждан принадлежит производственно-экономическим предпосылкам, таким, например, как уровень производства определенного вида товаров и услуг, соотношение спроса и предложения, наличие достаточного количества высококачественного и разнообразного сырья, материалов и др. Так, значительное превышение спроса над предложением – это не только неудовлетворение потребностей с точки зрения количественной, но и своего рода основа для снижения качества товаров и услуг. Нельзя, однако, недооценивать и правовых форм, любое несовершенство которых способно ослабить эффективность созданных экономических предпосылок или усилить отрицательные последствия недостаточности производственно-экономической базы. Оптимальная правовая форма может способствовать повышению уровня удовлетворения потребностей граждан при данных экономических условиях. Поэтому в упомянутом постановлении о развитии производства товаров массового спроса вполне обоснованно большая роль отводится таким правовым мерам, как повышение роли заказов торгующих организаций в формировании количественных и качественных показателей производства, разработка комплексной стандартизации товаров народного потребления, аттестация их, разработка и внедрение комплексных систем управления качеством товаров массового спроса, повышение ответственности оптовых баз за обоснованность заказов на производство товаров, за их реализацию и оперативное перераспределение.

Приведенные правовые средства, разумеется, не исчерпывают арсенал, который используется в сфере обеспечения удовлетворения потребностей трудящихся. Они служат лишь дополнением к ранее сложившейся системе правового регулирования отношений рассматриваемой сферы. Эта система, сформировавшаяся в течение длительного времени и включающая в себя большое число принятых в разное время норм, требует в настоящее время критического анализа с позиций ее эффективности в решении новых задач, поставленных партией, по укреплению благосостояния народа.

Сфера удовлетворения потребностей населения включает в себя разнообразные отношения, складывающиеся в ходе распределения доходов по труду, планирования производства товаров и услуг и самого их производства, движения к потребителю и, наконец, их реализации и потребления. В опосредствовании отношений участвуют и взаимодействуют нормы ряда отраслей социалистического права: административного, финансового, трудового и гражданского.

Однако если трудовое право обеспечивает распределение доходов по труду, административное и финансовое способствуют созданию предпосылок удовлетворения потребностей трудящихся, то гражданское право непосредственно регулирует отношения по предоставлению гражданам разнообразных товаров и услуг, используя которые граждане удовлетворяют свои материальные и духовные запросы.

Центральная роль гражданского права в опосредствовании отношений по удовлетворению потребностей населения страны объясняется в первую очередь характером предмета данной отрасли права. Типичная схема удовлетворения разнообразных материальных и духовных потребностей граждан состоит в том, что, получая денежные доходы в виде оплаты труда в общественном производстве или выплат из фондов общественного потребления, граждане приобретают на эти доходы необходимые им блага. Приобретение благ происходит преимущественно через товарно-денежные отношения, в рамках которых граждане либо непосредственно удовлетворяют свои потребности, получая в пользование имущество или потребляя услуги, либо создают предпосылку для последующего удовлетворения потребностей путем заполучения необходимого имущества в личную собственность. Во втором случае удовлетворение потребностей происходит в рамках отношений личной собственности. И товарно-денежные отношения, и отношения собственности, в частности личной, являются предметом гражданского права, в состав которого входят обязательственное право, опосредствующее товарно-денежный оборот, и право собственности, в частности личной.

Предмет гражданского права не исчерпывается названными группами отношений. Указанное право регулирует также отношения авторства на произведения научного, технического, художественного творчества, социальные связи по наследованию относящегося к личной собственности имущества, а также отношения по защите имущественных и некоторых неимущественных прав, принадлежащих субъектам в соответствии с законом. Нетрудно заметить, что все перечисленные отношения, так же как и отношения товарно-денежного оборота и личной собственности, непосредственно связаны с обеспечением разнообразных интересов советских граждан.

Следовательно, можно утверждать, что гражданское право действует в сфере удовлетворения материальных и духовных потребностей советских людей и служит правовой формой, обеспечивающей их интересы, и это вполне объяснимо, если не упускать из виду того, что гражданское право в целом предназначено для государственной организации нормальных и полезных для общества деятельности и отношений, прежде всего экономических <1>.

——————————–

<1> Это обстоятельство находит свое отражение в науке гражданского права, посвятившей ряд крупных исследований гражданско-правовому обеспечению интересов граждан. См., например: Гражданско-правовая охрана интересов личности. М.: Юрид. лит., 1969; Кабалкин А.Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. М.: Наука, 1972.

 

Пригодность гражданского права для выполнения названной задачи правового регулирования вытекает не только из характера предмета данной отрасли, но и из ее регулятивных свойств, особенностей присущего ей метода воздействия на общественные отношения. Именно свойства гражданско-правовой формы определяют ее пригодность и ценность для опосредствования отношений, направленных на удовлетворение потребностей субъектов.

Прежде всего гражданское право является эффективным средством обеспечения интересов граждан потому, что оно по характеру своего воздействия на отношения выполняет не только и не столько охранительную, сколько регулятивную функцию, служит инструментом позитивной организации опосредуемых материальных отношений. Это позволяет ему выступать в качестве формы отношений, в рамках которых происходит удовлетворение потребностей их участников.

Далее в рассматриваемом аспекте следует отметить дозволительную направленность регулирования гражданского права. Эта отрасль наделяет лиц такой правосубъектностью, которая позволяет им вступать в правоотношения для приобретения субъективных прав как юридических средств обеспечения удовлетворения их интересов. Содержание правоспособности граждан как важнейшего элемента гражданской правосубъектности раскрывается законом через правовые возможности, которые признаются за ними, через те субъективные права, обладателями которых могут быть граждане: право собственности, право пользования жилыми помещениями и иным имуществом, другие имущественные и личные права. Реализуя правосубъектность, граждане вступают в конкретные отношения именно потому, что таким путем они приобретают права, посредством осуществления которых удовлетворяют свои потребности <1>. Разумеется, граждане, вступая в отношения, например, по купле-продаже имущества или получению определенных услуг, принимают на себя и юридические обязанности. Но это обратная сторона того же дозволительного регулирования, ибо таким путем обеспечиваются на взаимной основе интересы других участников гражданских правоотношений. Отмеченная черта регулирования является одним из основных факторов, создающих условия для выполнения гражданским правом его важнейшей задачи, сформулированной в ст. 1 Основ гражданского законодательства, – обеспечение все более полного удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан <2>.

——————————–

<1> Здесь речь идет об основной массе регулятивных гражданских правоотношений. Что касается охранительных, то они возникают независимо от желания их участников и обеспечивают интересы лишь одной стороны за счет другой – правонарушителя.

<2> Тема статьи исключает рассмотрение в ней отношений между организациями, хотя эти отношения также регулируются гражданским правом.

 

То обстоятельство, что гражданско-правовое регулирование предназначено для прямого юридического обеспечения интересов участников гражданских правоотношений, для удовлетворения их потребностей <1>, обнаруживает себя и в других чертах метода данной отрасли.

——————————–

<1> В конечном счете все отрасли права своим регулированием обеспечивают интересы общества, отдельных граждан и их коллективов. Но если, например, уголовное, административное, финансовое право и другие отрасли обеспечивают интересы всех и каждого всей суммой своего регулирующего воздействия, то гражданское право предоставляет субъектам конкретные правовые средства, служащие прямому удовлетворению столь же конкретных потребностей.

 

Действительно, гражданское право не могло бы выполнять рассматриваемую функцию, если бы не строило свое регулирование на началах правовой инициативы и диспозитивности, которые оно признает за участниками “своих” отношений. Правовые связи с участием граждан, формирующиеся под воздействием гражданского права, возникают, изменяются, прекращаются преимущественно на основе правомерных действий, причем именно таких, которые совершаются самими участниками этих отношений по их инициативе и на основе их свободного (в рамках закона) усмотрения. Установление гражданских правоотношений по инициативе их участников-граждан, во-первых, возможно, поскольку основой такой инициативы служит стремление субъектов к удовлетворению их потребностей; во-вторых, необходимо, поскольку удовлетворение потребностей мыслимо лишь при наличии такого стремления самого заинтересованного субъекта, а не против его воли, не по воле, навязанной извне <1>. Реальная возможность установления правоотношений по инициативе граждан как субъектов гражданского права юридически обеспечивается тем, что им принадлежит активная правосубъектность, включающая в себя дееспособность, т.е. способность своими самостоятельными юридическими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности <2>.

——————————–

<1> Такое навязывание воли, несовместимое с удовлетворением потребностей граждан, происходит, например, при так называемом принудительном ассортименте дополнительных товаров и услуг (см. об этом: Кабалкин А.Ю. Указ. соч. С. 130).

<2> См.: Гражданско-правовая охрана интересов личности. С. 41.

 

Правовая диспозитивность, пользуясь которой граждане могут достигать наилучшего варианта удовлетворения их потребностей в сфере действия гражданского права, состоит в том, что субъекты в рамках закона обладают свободой усмотрения в осуществлении своей правосубъектности, установлении и определении содержания правоотношений, в реализации принадлежащих им прав и средств защиты от правонарушений <1>. Граждане располагают возможностью выбора таких вариантов удовлетворения их потребностей, как приобретение имущества в личную собственность или получение его во временное пользование, завладение имуществом на основе заключения разнообразных договоров с различными субъектами и на разных условиях либо получение той или иной услуги без завладения имуществом и т.д.

——————————–

<1> В научной литературе уже отмечалось, что охрана интересов личности достигается, в частности, использованием такого приема, как предоставление гражданам полной свободы устанавливать гражданские правоотношения при строгом соблюдении воплощенных в законе основных начал (см.: Гражданско-правовая охрана интересов личности. С. 4, 9, 26).

 

Важная роль в обеспечении интересов граждан принадлежит и юридическому равенству субъектов как одному из основных свойств гражданско-правового регулирования. Отсутствие власти и подчинения в общем положении субъектов и в конкретных гражданских правоотношениях и, следовательно, юридической возможности властного предписания воли одной стороны другой, наделение лиц в принципе однотипной правосубъектностью, распространение на всех субъектов дозволительного регулирования, начал правовой инициативы и диспозитивности – все это позволяет лицам, в частности гражданам, действовать исходя из своих интересов и добиваться удовлетворения их потребностей. Отмеченное придает использованию гражданско-правовых средств обеспечения интересов двусторонний (на уровне отдельных правоотношений) и всеобщий (если иметь в виду всю массу гражданско-правовых связей) характер.

Задачам удовлетворения потребностей участников гражданских правоотношений подчинены и устанавливаемые этой отраслью права принудительные меры. Для гражданско-правовых принудительных мер характерна их направленность на защиту принадлежащих лицам, в том числе и гражданам, субъективных прав. Многие из принудительных мер в гражданском праве вообще представляют собой меры защиты и предназначены для предупреждения нарушений субъективных прав, обеспечивают условия осуществления прав, а в случаях нарушения последних – их восстановление либо компенсацию причиненного ущерба. Таким образом, принудительные меры в гражданском праве обеспечивают, во-первых, неприкосновенность прав и, во-вторых, ликвидацию последствий их нарушений <1>. Следует отметить, что правозащитную функцию в гражданском праве (причем не только в плане предупреждения правонарушений, но и в аспекте ликвидации последствий нарушения субъективного права, т.е. в аспекте правовосстановительном) выполняют, как правило, и меры гражданско-правовой ответственности.

——————————–

<1> См. об этом, например: Басин Ю.Г. Основы гражданского законодательства о защите субъективных гражданских прав // Проблемы применения Основ гражданского законодательства и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Саратов: Изд-во Саратов. юрид. ин-та, 1971. С. 32 – 37.

 

Пригодность использования гражданско-правового принуждения для обеспечения интересов участников гражданских правоотношений усиливается тем, что механизм применения принудительных мер в этой отрасли права предполагает использование воли и усмотрения самих лиц, нуждающихся в защите, приводится в действие на основе их требований. Закон наделяет возможностями обращения за защитой субъективных прав всех участников гражданских правоотношений на основе их юридического равенства и в этом плане.

В целях удовлетворения своих потребностей граждане вступают в отношения друг с другом и с социалистическими организациями. По своему значению и объему приобретаемых благ первая сфера отношений не может конкурировать со второй. Вступая в отношения с организациями розничной торговли, предприятиями бытового и культурного обслуживания, транспорта и т.д., граждане приобщаются к системе социалистического распределения благ, созданных общественным производством, в соответствии с затратами их труда. Этой сфере принадлежит решающее значение в удовлетворении потребностей граждан, и от ее функционирования в значительной мере зависит благосостояние советских людей. Если в отношениях между гражданами удовлетворение потребностей обеих сторон происходит в равной степени, то связи между организациями и гражданами по обслуживанию последних для того и существуют, чтобы обеспечить прежде всего интересы граждан. В этом основная цель отношений данной сферы <1>. Следовательно, весь строй правового регулирования отношений и его эффективность должны рассматриваться с позиции служения этой цели.

——————————–

<1> См. об этом: Алексеев С.С. Гражданское право в период развернутого строительства коммунизма. М.: Госюриздат, 1962. С. 185, 226; Кабалкин А.Ю. Указ. соч. С. 85 – 94; Гражданско-правовая охрана интересов личности. С. 28 – 29.

 

По своим типическим чертам гражданско-правовое регулирование отношений между социалистическими организациями и гражданами по удовлетворению нужд последних вполне соответствует характеру отношений и их назначению. Соответствие используемой формы регулируемым отношениям является основным условием эффективности правового воздействия с позиции той проблемы, которая ставится им на данном участке отношений. Нельзя, однако, полагать, что соответствие свойств регулирования опосредуемым отношениям решает все проблемы и что, следовательно, правовая форма отношений по обслуживанию граждан не нуждается в совершенствовании. С позиций задач улучшения благосостояния народа регулирование отношений рассматриваемой сферы требует дальнейшего развития <1>. Однако это совершенствование не должно быть в данном случае связано с отказом от сложившихся форм отношений или даже с существенной их перестройкой. Напротив, повышение эффективности регулирования может быть достигнуто лишь путем более полного и последовательного использования свойств, заложенных в методе гражданско-правового воздействия. Интересы граждан в основном должны обеспечиваться путем реализации и развития свойств гражданско-правового регулирования, ибо в самих этих свойствах заложена эффективность регулирования рассматриваемой сферы отношений, а несовершенство регулирования является следствием их недостаточного использования.

——————————–

<1> См.: Кабалкин А.Ю. Указ. соч. С. 130 – 132, 169 – 204.

 

Иногда поиски повышения эффективности правовой формы, в том числе и гражданско-правовой, идут лишь по пути активизации использования средств принуждения, например введения новых санкций или ужесточения существующих. Если это в какой-то мере оправдано применительно, например, к уголовному праву (ибо данная отрасль права и не знает другой формы прямого юридического воздействия, как только использование принуждения или его угрозы), то для гражданского права с его возможностями позитивной организации нормальных, естественных для данного общества отношений такой путь повышения эффективности воздействия не может считаться основным. Главное внимание должно быть уделено критическому рассмотрению и улучшению способов правовой организации тех отношений, в рамках которых происходит удовлетворение потребностей граждан. Оптимальное построение регулятивных отношений снижает необходимость использования мер принуждения, которые, конечно, тем не менее сохраняют свое значение как средство охраны регулятивных отношений.

Правовые средства позитивной организации отношений выполняют первостепенную роль, во-первых, потому, что они служат непосредственной правовой формой удовлетворения потребностей. Меры принуждения способствуют этому лишь косвенно, предупреждая нарушение субъективных прав или обеспечивая потерпевшему известную компенсацию при нарушении данного права. Так, возмещение убытков потерпевшему от правонарушения или выплата ему суммы неустойки дает известную компенсацию, но не заменяет не полученного по договору блага, потребность гражданина остается неудовлетворенной или удовлетворенной недолжным образом.

Во-вторых, с точки зрения достижения цели регулирования оптимальная правовая форма отношений, в рамках которых происходит удовлетворение потребностей граждан, неизмеримо действеннее, нежели самая совершенная система принуждения. Действительно, в целях удовлетворения своих потребностей граждане вступают в отношения с организациями, их обслуживающими, и тем самым приобретают субъективные права, реализация которых происходит лишь через исполнение соответствующих обязанностей организаций, т.е. через их активное поведение, действия. Это активное поведение может стимулироваться негативными средствами (угрозой наступления неблагоприятных последствий неисполнения или недолжного исполнения обязанности) либо позитивными (вознаграждением за надлежащее исполнение обязанности). При этом шкала вознаграждения может быть поставлена в зависимость от качества передаваемого гражданину блага и других сторон обслуживания. Представляется бесспорным, что второй путь стимулирования является более эффективным (хотя, разумеется, его действенность может быть усилена использованием и первого пути). Угроза неблагоприятных последствий поведения более эффективна для стимулирования воздержания от определенного (например, правонарушающего) действия. Но для того, чтобы субъект был заинтересован в принятии обязанности перед другим лицом, а затем и в надлежащем его исполнении, причем исполнении, характеризующемся высоким качеством, что требует соответствующей инициативы исполнителя, угрозы возможного принуждения недостаточно. Здесь необходимо позитивное стимулирование в виде блага, к которому субъект активно стремился бы.

Интерес граждан как потребителей благ должен, следовательно, наиболее надежно обеспечиваться встречным интересом соответствующих социалистических организаций. Гражданско-правовое регулирование отношений, строящихся на эквивалентных началах, как раз и обеспечивает правовыми средствами такую встречность и взаимосогласованность интересов сторон. Отражением эквивалентности отношений является наделение субъективными правами обеих сторон. Социалистическая организация, обслуживающая гражданина, принимает на себя обязанности перед ним и стремится к надлежащему их исполнению не только потому, что она в соответствии с поставленными перед ней общими задачами должна этим заниматься, но и потому, что это единственный для нее путь получить соответствующий эквивалент, приобрести вместе с обязанностью право и реализовать его при условии выполнения своей обязанности.

Если такой интерес организаций обеспечен, то можно считать обеспеченными и соответствующие интересы обслуживаемых граждан. Разумеется, для усиления юридических гарантий интересов граждан важным дополнительным средством будет еще и установление действенной системы санкций на случай неисполнения или ненадлежащего исполнения организациями своих обязанностей.

Для того чтобы рассматриваемые позитивные средства обеспечения интересов граждан реально функционировали, требуются как минимум следующие экономико-правовые условия.

Во-первых, необходимо, чтобы у граждан была возможность выбора необходимых им благ и определения предмета и других условий договора. Юридически такая возможность действующим законодательством обеспечивается, однако для ее реализации требуются также экономические условия в виде достаточного ассортимента товаров и услуг.

Во-вторых, требуется, чтобы условия договора гражданина и организации действительно отражали эквивалентные начала их отношений. В противном случае одна из сторон не будет заинтересована в заключении и исполнении договора. Такое положение складывалось до недавнего времени, например при выполнении заказов граждан пошивочными ателье. Ввиду того что ранее действовавшие тарифы на услуги ателье устарели, последним невыгодно было исполнять сложные виды работ, ибо уровень оплаты таких заказов не позволял возместить дополнительные расходы по их выполнению. Вследствие этого ателье неохотно выполняли заказы граждан, пытались навязывать им выгодные для себя фасоны, что не способствовало удовлетворению разнообразных потребностей граждан. Произведенное изменение тарифов, дифференциация оплаты в зависимости от сложности работ стимулируют ателье к принятию и выполнению любых заказов граждан по их усмотрению.

В-третьих, порядок исполнения обязательств должен быть таким, чтобы обслуживающие организации могли в полной мере реализовать принадлежащие им права при условии и в зависимости от исполнения обязанностей по обслуживанию граждан, в частности от сроков, качества исполнения и др. Только в этом случае стремление организации к реализации права, принадлежащего ей по договору, будет стимулировать ее к надлежащему исполнению обязанности. Всякий разрыв между осуществлением права и исполнением обязанности, утрата зависимости первого от второго сводят систему позитивного стимулирования на нет. Между тем существующий порядок взаимоотношений между гражданами и обслуживающими их предприятиями в настоящее время таков, что позволяет организациям реализовать свое право на получение эквивалента в значительной мере уже в момент заключения договора, т.е. независимо от того, началось ли уже обслуживание гражданина или выполнение для него работ. Такое положение не способствует лучшему удовлетворению потребностей граждан и должно быть изменено. Проводимые в настоящее время эксперименты по переходу на расчеты за выполненные работы и предоставленные услуги доказывают эффективность именно такого порядка.

Нуждается в совершенствовании и система стимулирования исполнения обязательств средствами негативного порядка, т.е. принудительными мерами – мерами защиты и гражданско-правовой ответственности. Действующая система является крайне несовершенной и практического воздействия на взаимоотношения не оказывает. Главный недостаток ее состоит в том, что неустойки, установленные за нарушение обязательств организациями, обслуживающими граждан, мизерны по своему размеру, а порядок их взыскания (через суд) неудобен, требует много времени. Вследствие этого в судах практически нет исков о взыскании неустоек. По существу, нет и дел о взыскании убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением названных обязательств. Встречаются лишь дела о взыскании сумм, выплаченных заказчиками при заключении договоров, а также представляющих собой стоимость затраченного материала заказчика, если последний отказывается от договора вследствие ненадлежащего исполнения обязательств. Таким образом, нарушения договоров по обслуживанию граждан остаются в ряде случаев без последствий, что создает для организаций обстановку безнаказанности.

В целях усиления стимулирующего воздействия мер ответственности и других принудительных мер следовало бы, во-первых, установить санкции в виде неустоек там, где их в настоящее время нет, например за ряд нарушений обязательств транспортными организациями. Во-вторых, необходимо, чтобы по своему размеру эти санкции были более ощутимыми для финансового положения неисправных организаций. В-третьих, и это наиболее существенно, требуется упростить порядок приведения в действие механизма реализации установленных законом неблагоприятных для правонарушителя последствий. Такой легкодоступный для граждан порядок мог бы хорошо сочетаться с производством расчетов после выполнения работ, оказания услуг и т.п. При таком варианте причитающаяся гражданину сумма неустойки, например за нарушение срока выполнения заказа, могла бы идти в зачет при производстве расчета за выполненные работы. При этом целесообразно установить, что, если обслуживающая организация не согласна произвести такой зачет, она обязана тем не менее произвести расчет за минусом суммы неустойки с последующим взысканием ее с гражданина в принудительном порядке, если обслуживающая организация считает себя невиновной в нарушении договора.

No votes yet.
Please wait...

Просмотров: 149

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code