34.3. В КАКОЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН НАДО ПРЕДСТАВЛЯТЬ НАЛОГОВУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ (ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ, ЕЕ ОБОСОБЛЕННОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ, МЕСТУ ЖИТЕЛЬСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ)

Из положений пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 5 ст. 174 НК РФ следует, что декларацию по НДС надо представлять в налоговые органы по месту своего учета в качестве налогоплательщика (налогового агента).

Напомним, что налогоплательщик может состоять на учете одновременно в нескольких налоговых инспекциях, например по месту своего нахождения, по месту нахождения обособленного подразделения, по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, по иным основаниям, установленным Налоговым кодексом РФ (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Декларацию по НДС следует подавать в ту налоговую инспекцию, в которой вы состоите на учете по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя (абз. 14 п. 2 ст. 11 НК РФ).

Следует иметь в виду, что по правилам гл. 21 НК РФ уплата НДС по месту нахождения обособленных подразделений или по месту ведения деятельности не предусмотрена.

Поэтому если у вас есть обособленные подразделения, то декларацию по НДС вы должны представлять централизованно (без разбивки по обособленным подразделениям) в ту налоговую инспекцию, в которой ваша организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.

Туда же представляется декларация по НДС и в том случае, если вы официально зарегистрированы в одном месте, а предпринимательскую деятельность осуществляете в другом без образования обособленных подразделений.

 

Например, официальное место нахождения организации «Дельта» — г. Москва. При этом у организации есть два филиала — в г. г. Туле и Владивостоке. Кроме того, она осуществляет торговую деятельность без образования обособленного подразделения в нескольких субъектах Российской Федерации.

По всем своим операциям, включая операции, осуществленные ее филиалами, организация «Дельта» подает декларацию по НДС централизованно в московскую налоговую инспекцию.

 

В заключение отметим следующее. Иностранная организация, которая имеет в России несколько обособленных подразделений, может выбрать одно, через которое будет представлять налоговые декларации в целом по операциям всех российских подразделений. О своем выборе организации следует письменно уведомить налоговые органы по месту нахождения всех обособленных подразделений (п. 7 ст. 174 НК РФ).

 

34.4. СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В БУМАЖНОМ ВИДЕ (ЛИЧНО, ЧЕРЕЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ, ПО ПОЧТЕ)

 

Обратите внимание!

Данный раздел посвящен порядку представления декларации по НДС по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н. Указанная форма применялась для представления отчетности за периоды до I квартала 2015 г.

Подробнее о форме и Порядке заполнения декларации по НДС, применяемой начиная с отчетности за I квартал 2015 г., читайте в разделе «Декларация по НДС за I квартал 2015 г. и последующие налоговые периоды. Форма, порядок заполнения и формат представления в электронном виде».

 

С 1 января 2014 г. вступили в силу установленные Налоговым кодексом РФ новые правила о подаче деклараций по НДС. Круг лиц, имеющих право подавать отчетность по НДС на бумажном носителе, существенно ограничивается. Теперь такое право предоставляется только не являющимся плательщиками НДС (освобожденным от исполнения обязанностей плательщика НДС) налоговым агентам, в отношении которых одновременно выполняются следующие условия (п. 3 ст. 80, абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ, пп. «а» п. 6 ст. 10, абз. 3 пп. «а» п. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ):

1) они не относятся к крупнейшим налогоплательщикам;

2) среднесписочная численность их работников за предшествующий календарный год (для вновь созданных организаций — численность работников) не превышает 100 человек.

Для остальных лиц, представляющих отчетность по НДС, новые правила предусматривают исключительно электронную форму подачи декларации по данному налогу (абз. 2 — 5, 7 п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее о подаче декларации в электронной форме читайте в разд. 34.5 «Способ представления налоговой декларации в электронном формате (виде) по телекоммуникационным каналам связи (в том числе через представителя) по правилам, действующим с 2014 г.».

 

Напомним, что до 2014 г. законодательство предусматривало более широкий круг лиц, которые могли представить декларацию по НДС в бумажном виде. В их число входили (абз. 1, 2, 4 п. 3 ст. 80 НК РФ, п. 7 Порядка заполнения декларации):

— налогоплательщики, не относящиеся к категории крупнейших;

— налогоплательщики со средней численностью работников за предшествующий календарный год, не превышающей 100 человек;

— вновь созданные организации с численностью работников не более 100 человек.

 

Примечание

Закон N 134-ФЗ не установил, начиная с отчетности за какой период применяются вводимые им новые правила о способе сдачи отчетности по НДС. Существует неопределенность относительно того, можно ли применить старый порядок его определения при подаче декларации по НДС за IV квартал 2013 г. в 2014 г. Подробнее о том, каким способом подать отчетность по НДС за IV квартал 2013 г., вы можете узнать в разделе «Ситуация: Можно ли в 2014 г. подавать декларацию по НДС за IV квартал 2013 г. на бумажном носителе согласно старым правилам?».

 

Как видим, и по старым, и по новым правилам возможность представлять декларацию на бумаге зависит в том числе от количества работников. Поэтому на большинство налогоплательщиков за немногочисленным исключением возложена обязанность направлять в налоговые органы сведения о среднесписочной численности работников не позднее 20 января текущего года. А при создании (реорганизации) организации — не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана или реорганизована (абз. 6 п. 3 ст. 80 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее о том, кто обязан подавать сведения о среднесписочной численности работников и для кого закон делает исключение, а также о порядке их представления в налоговые органы вы можете узнать в разд. 34.11 «Представление в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников (форма, сроки подачи)».

 

Заполнять и представлять декларацию можно как от имени налогоплательщика, так и от имени представителя (п. 4 ст. 80 НК РФ). Если вы делегируете эти полномочия уполномоченному представителю, то в декларации нужно указать наименование уполномочивающего документа — доверенности. Копию доверенности необходимо представить в налоговый орган вместе с декларацией (п. 3 ст. 29, п. п. 4, 5 ст. 80 НК РФ).

Если вы сдаете налоговую декларацию в бумажном виде, то ее можно представить непосредственно в налоговый орган (через законного или уполномоченного представителя организации) или отправить по почте (п. 4 ст. 80 НК РФ).

От того, какой вариант представления бумажной декларации вы изберете, будет зависеть дата ее представления. Обобщим эту информацию в таблице.

Способ представления декларации Комментарии и пояснения Что считается днем представления декларации
Лично или через своего представителя — представитель может быть законным (например, директор организации, действующий согласно учредительным документам) или уполномоченным (например, бухгалтер, который действует на основании доверенности организации) (ст. ст. 27, 29 НК РФ);

— если декларация подписана представителем, то к декларации нужно приложить копию документа, подтверждающего полномочия представителя на ее подписание (абз. 3 п. 5 ст. 80 НК РФ);

— при подаче декларации вы можете потребовать, чтобы на ее налоговые органы проставили отметку о принятии с указанием даты (абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, абз. 14 п. 8 Порядка заполнения декларации)

Дата получения налоговым органом (абз. 11 п. 8 Порядка заполнения декларации)
По почте — декларацию надо направить почтовым отправлением с описью вложения (п. 8 Порядка заполнения декларации);

— декларацию по почте можно отправить до 24 часов последнего дня срока ее представления (п. 8 ст. 6.1 НК РФ)

Дата отправки почтового отправления с описью вложения (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ, абз. 12 п. 8 Порядка заполнения декларации)

 

34.5. СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ В ЭЛЕКТРОННОМ ФОРМАТЕ (ВИДЕ) ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ (В ТОМ ЧИСЛЕ ЧЕРЕЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЯ) ПО ПРАВИЛАМ, ДЕЙСТВУЮЩИМ С 2014 Г.

 

Обратите внимание!

Приказ ФНС России от 26.11.2013 N ММВ-7-6/524@ внес некоторые изменения в Формат представления деклараций по НДС в электронном виде. В частности, в п. п. 1.3, 1.4 Приказа содержатся рекомендации указывать с 1 января 2014 г. в электронной декларации значение кода ОКТМО вместо кода ОКАТО. Данный нормативный акт вступил в силу с 1 января 2014 г. (п. 2 Приказа).

Кроме того, с 1 января 2015 г. лица, обязанные сдавать налоговую отчетность в электронном виде, должны будут (п. 2 ст. 10, ч. 5 ст. 24 Закона N 134-ФЗ, п. 6 ст. 6.1 НК РФ):

— обеспечивать прием электронных уведомлений, требований и иных документов, направляемых по телекоммуникационным каналам связи налоговыми органами в рамках их полномочий;

— своевременно (в течение шести рабочих дней) направлять налоговому органу квитанцию о приеме таких документов в электронной форме.

В случае если в установленный срок организация или индивидуальный предприниматель не направят квитанцию о приеме документов, налоговый орган вправе будет приостановить операции по их счетам в банке и переводы их электронных денежных средств (пп. «а», «г» п. 5 ст. 10, ч. 5 ст. 24 Закона N 134-ФЗ).

 

С 1 января 2014 г. в абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ закреплено, что декларация по НДС должна представляться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (абз. 1, 2 пп. «а» п. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ). При этом в п. 3 ст. 80 НК РФ введено положение о том, что такой оператор должен быть российской организацией и соответствовать требованиям, утверждаемым ФНС России <1> (абз. 2, 3 пп. «а» п. 6 ст. 10, ч. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ). Чиновники разъяснили, что с 2014 г. электронные декларации можно подать только через оператора электронного документооборота — российскую организацию, соответствующую указанным требованиям (абз. 1, 2 Письма ФНС России от 30.09.2013 N ПА-4-6/17542).

———————————

<1> До 2014 г. Налоговый кодекс РФ не предусматривал подобных положений (ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ). Вместе с тем п. 5 Порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (утв. Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169) содержал указание на то, что электронные декларации подаются через специализированного оператора связи.

 

Примечание

Закон N 134-ФЗ не установил, начиная с отчетности за какой период необходимо применять вводимые им новые правила о способе сдачи отчетности по НДС. Их применимость при сдаче декларации за I квартал 2014 г. и последующие налоговые периоды не вызывает сомнений. Вопрос о том, распространяются ли новые правила в отношении отчетности за IV квартал 2013 г., представляемой в 2014 г., неоднозначен. Подробнее о том, каким способом следует подать отчетность по НДС за IV квартал 2013 г., вы можете узнать в разделе «Ситуация: Можно ли в 2014 г. подавать декларацию по НДС за IV квартал 2013 г. на бумажном носителе согласно старым правилам?».

 

Применять электронную форму подачи декларации по НДС должны в том числе те, кто одновременно является плательщиком НДС и налоговым агентом, а также лица, обязанные перечислить НДС в бюджет на основании п. 5 ст. 173 НК РФ (абз. 1 п. 5 ст. 174 НК РФ). При этом из сравнительного анализа новых правил п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ с прежней редакцией этих норм следует, что теперь обязательность применения организацией или предпринимателем электронной формы подачи декларации не зависит от количества их работников.

Однако сказанное не относится к лицам, названным в абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ. К их числу принадлежат налоговые агенты, которые не являются плательщиками НДС либо освобождены от исполнения обязанностей плательщика НДС. Среднесписочная численность (численность) привлеченных ими работников по-прежнему влияет на способ подачи декларации по НДС. Для таких лиц он определяется на основе следующих критериев.

Критерии Способ подачи декларации по НДС налоговым агентом, который не является плательщиком НДС либо освобожден от исполнения обязанностей плательщика НДС Применимая норма
Среднесписочная численность работников лица за предшествующий календарный год (для вновь созданных организаций — численность работников) превышает 100 человек Электронная форма подачи декларации является обязательной Абзацы 2, 3, 4 п. 3 ст. 80 НК РФ
Лицо относится к числу крупнейших налогоплательщиков Электронная форма подачи декларации является обязательной Абзац 7 п. 3 ст. 80 НК РФ
В отношении лица не выполняется ни один из вышеназванных критериев Электронная форма подачи декларации необязательна. Лицо вправе выбрать, как подать декларацию по НДС: на бумажном носителе или в электронной форме <*> Пункт 3 ст. 80 НК РФ

———————————

<*> С 1 января 2015 г. электронная форма подачи деклараций по НДС станет обязательной для указанных лиц в случае выставления и (или) получения ими счетов-фактур при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица при выполнении функций застройщика либо на основе договоров комиссии, а также агентских договоров и договоров транспортной экспедиции в случаях, предусмотренных в абз. 3 п. 5 ст. 174 НК РФ (абз. 4 пп. «а» п. 2 ст. 12, ч. 5 ст. 24 Закона N 134-ФЗ с учетом изменений, внесенных п. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.2014 N 238-ФЗ).

 

Декларация, представляемая в электронной форме, составляется с применением усиленной квалифицированной электронной подписи (ст. 80 НК РФ). Подчеркнем, что это правило закреплено на уровне закона. Поэтому вы должны им руководствоваться, несмотря на то что Порядок заполнения декларации в настоящий момент не содержит уточнения, касающегося подписания электронных документов усиленной квалифицированной электронной подписью.

Декларацию подписывает налогоплательщик либо его законный или уполномоченный представитель (п. 1 ст. 26, ст. ст. 27, 29 НК РФ). В последнем случае в электронной декларации нужно указать наименование уполномочивающего документа — доверенности. К декларации должна прилагаться копия доверенности, выданной уполномоченному представителю (абз. 3 п. 5 ст. 80 НК РФ). Отметим, что копию доверенности можно представить налоговому органу, как и декларацию, в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (абз. 4 п. 5 ст. 80 НК РФ).

 

Примечание

Подробнее о законных представителях налогоплательщика, действующих от его имени без доверенности, вы можете узнать в Справочной информации.

 

В таблице приведены более подробные сведения о том, как представить электронную декларацию в налоговый орган, а также о дате, считающейся днем получения декларации.

Способ представления декларации Комментарии и пояснения Что считается днем представления декларации
По телекоммуникационным каналам связи Порядок представления налоговой декларации в электронной форме должен определяться ФНС России по согласованию с Минфином России (п. 7 ст. 80 НК РФ).

Однако в настоящее время при представлении декларации по НДС следует руководствоваться Порядком, утвержденным Приказом МНС России от 02.04.2002 N БГ-3-32/169 (далее — Порядок) (абз. 8 п. 8 Порядка заполнения декларации).

Налоговый орган в течение суток обязан передать вам квитанцию о приеме декларации в электронном виде (абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ, абз. 14 п. 8 Порядка заполнения декларации, п. 3 разд. II Порядка).

Если вы представили декларацию в электронной форме, представлять ее на бумажном носителе не нужно (п. 6 разд. I Порядка)

Дата отправки декларации, которая фиксируется в подтверждении специализированного оператора связи (абз. 3 п. 4 ст. 80 НК РФ, абз. 13 п. 8 Порядка заполнения декларации, п. 4 разд. II Порядка)

В заключение отметим, что за нарушение порядка представления декларации в электронной форме налогоплательщик может быть привлечен к налоговой ответственности.

 

СИТУАЦИЯ: Можно ли в 2014 г. подавать декларацию по НДС за IV квартал 2013 г. на бумажном носителе согласно старым правилам?

 

С 1 января 2014 г. действует правило, в соответствии с которым представлять декларацию по НДС нужно в электронной форме независимо от численности работников (абз. 2, 5 п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ, пп. «а» п. 6 ст. 10, абз. 1, 2 пп. «а» п. 2 ст. 12, ч. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ). Оно применяется практически к любым организациям и индивидуальным предпринимателям, за некоторыми исключениями. Следовать этому правилу должны в том числе те, кто одновременно является плательщиком НДС и налоговым агентом, а также лица, обязанные перечислить НДС в бюджет на основании п. 5 ст. 173 НК РФ.

 

Примечание

О том, на кого данное правило не распространяется, а также о порядке подачи декларации, действующем до вступления в силу рассматриваемых изменений в Налоговом кодексе РФ, вы можете узнать в разд. 34.4 «Способ представления налоговой декларации в бумажном виде (лично, через представителя, по почте)», разд. 34.5.1 «Способ представления налоговой декларации в электронном формате (виде) по телекоммуникационным каналам связи (в том числе через представителя) до 2014 г.».

 

До вступления в силу указанных изменений значительная часть организаций и индивидуальных предпринимателей использовала возможность представлять отчетность по НДС на бумажном носителе, которая была предусмотрена п. 3 ст. 80 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2014 г.). У тех из них, кто должен был перейти на устанавливаемую новыми правилами обязательную электронную форму ее представления, возникал вопрос: допустимо ли подать отчетность по НДС за IV квартал 2013 г. на бумажном носителе согласно прежнему порядку?

Дело в том, что 31 декабря 2013 г. (дата окончания IV квартала, за который представляется отчетность) относится к периоду действия старых правил. Вместе с тем последний срок представления отчетности приходится на 20 января 2014 г. (ст. 163, п. 5 ст. 174 НК РФ). И к моменту подачи декларации по НДС в январе 2014 г. новые правила о способе ее представления уже действовали согласно ч. 3 ст. 24 Закона N 134-ФЗ.

Из разъяснений чиновников финансового и налогового ведомств следует, что рассматриваемый новый порядок должен применяться начиная с подачи отчетности за I квартал 2014 г. (Письма Минфина России от 08.10.2013 N 03-07-15/41875 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18592), ФНС России от 18.02.2014 N ГД-4-3/2712, от 03.12.2013 N ЕД-4-15/21594, от 15.10.2013 N ЕД-4-15/18437).

Способ подачи первичной отчетности по НДС в 2014 г. за предшествующий ему IV квартал 2013 г. чиновники прямо не оговорили в разъяснениях <1>. Но из положений указанных писем можно сделать вывод, что, по мнению чиновников, к отчетности за этот период новые правила применять преждевременно. А значит, можно руководствоваться старыми правилами, допускающими представление декларации на бумажном носителе.

———————————

<1> Заметим, что в отношении уточненных деклараций по НДС, представляемых за периоды, которые предшествуют I кварталу 2014 г. (соответственно, и за IV квартал 2013 г.), официальные органы прямо указали, что представлять их можно по старым правилам (Письма Минфина России от 08.10.2013 N 03-07-15/41875 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 17.10.2013 N ЕД-4-3/18592), ФНС России от 15.10.2013 N ЕД-4-15/18437).

 

Учитывая данные разъяснения Минфина России и ФНС России, территориальные налоговые органы, вероятнее всего, примут декларацию за IV квартал 2013 г. на бумажном носителе.

Однако ни Налоговый кодекс РФ, ни Закон N 134-ФЗ не содержат прямых указаний на то, что введенное новое правило о представлении налоговой отчетности по НДС в электронном виде не применяется к отчетности за налоговые периоды, завершившиеся до 1 января 2014 г.

Отметим также следующее. ФНС России в Письме от 11.04.2014 N ЕД-4-15/6831 указала, что начиная с 1 января 2014 г. налогоплательщики (в том числе налогоплательщики, являющиеся налоговыми агентами) по НДС отчетность по данному налогу обязаны представлять только в электронной форме.

За нарушение способа представления налоговой декларации ст. 119.1 НК РФ установлена ответственность в виде штрафа в размере 200 руб. Об этом напоминает и ФНС России. В Письме от 11.04.2014 N ЕД-4-15/6831 (п. 1) налоговая служба квалифицирует по ст. 119.1 НК РФ всякое представление налогоплательщиком НДС (в том числе являющимся налоговым агентом) декларации по НДС на бумажном носителе после 1 января 2014 г. Об исключениях из этого правила ФНС России не упоминает.

Исходя из изложенного, рекомендуем подавать декларации по НДС за IV квартал 2013 г. на бумажном носителе только при отсутствии технической возможности представить ее в электронной форме. Если же такая возможность есть, предпочтительнее направить декларацию по НДС за указанный период в электронной форме. Ее подача таким способом допускается независимо от того, какими правилами руководствоваться: новыми, действующими с 2014 г. (п. 3 ст. 80, п. 5 ст. 174 НК РФ), или прежними (абз. 1, 2, 4 п. 3 ст. 80 НК РФ). Электронная декларация, которую вы подадите в 2014 г. по установленному формату через оператора электронного документооборота, будет считаться поданной надлежащим образом. Согласно абз. 2 п. 4 ст. 80 НК РФ инспекция не вправе будет отказать в ее приеме.

Если после 1 января 2014 г. декларацию вы подали в установленный срок на бумажном носителе, обязанность по ее представлению является исполненной. Это признает и ФНС России в п. 1 Письма от 11.04.2014 N ЕД-4-15/6831. Следовательно, ответственность, предусмотренная ст. 119 НК РФ, в этом случае применяться не должна. В том числе данный подход применим и к декларациям за IV квартал 2013 г., поданным в соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ не позднее 20 января 2014 г.

Возможно, что после того, как вы своевременно представили декларацию на бумажном носителе, вы (по истечении установленного срока сдачи отчетности) направили ее также в электронном виде. Ответственность за нарушение срока подачи декларации, предусмотренная ст. 119 НК РФ, в данном случае также неприменима, поскольку обязанность по представлению отчетности была исполнена своевременно. Такие же разъяснения дает ФНС России в п. 2 Письма от 11.04.2014 N ЕД-4-15/6831.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code