Онтологический аспект религиозно-философского учения гностицизма

Гностицизм — наименее изученное религиозно-философское учение. Как признает один из известных исследователей философии Средних веков Э. Жильсон, изна­чально мировоззрение гностиков представляло собой «религиозное беспокойство, имевшее, по всей вероятности, восточное происхождение и предшествовавшее христианству»1. Большинство ученых склоняются к тому, что гностицизм зародился в I­ом столетии нашей эры и просуществовал до IV-V веков. Например, М.К. Трофи­мова, мыслитель, изучающий гностическое учение, настаивает на том, что гности­цизм — это течение, «возникшее до и вне христианства, только впоследствии по­влиявшее на последнее, и, в свою очередь, что-то воспринявшее от него»2.

Чем же было учение гностиков в целом: отдельным религиозно-философским те­чением, трансформацией какого-либо предшествующего или отправной точкой для развития христианства? М.Э. Поснов утверждает, что «в I-ом веке н. э. “лжеименный гносис” выступает еще достаточно случайно, спорадически. Только уже во II-ом веке христианской эры, при благоприятных условиях со стороны самого христианства, оп­ределявшего свое отношение к иудейству и язычеству, иудео-языческий гносис сплав­ляется с христианским учением и складывается в громадное и сильное гностическое движение, оспаривавшее у церкви право на существование»3.

А.Ф. Лосев в своей работе «История античной эстетики. Итоги тысячелетнего раз­вития» замечает, что «гностицизм был богатейшим и замечательно оригинальным яв­лением II-III веков н. э.»4, и подчеркивает, что «это явление… просуществовало самое большее каких-нибудь два столетия»5. Тем самым данные исследователи показывают, что до I-ого века новой эры гностицизма, как такового, не существовало.

Мы склоняемся к тому, чтобы в вопросе о хронологических рамках существова­ния гностического учения остановиться на временном промежутке — с I в. н.э. по V в. н.э., именно потому, что в раннем гностицизме прослеживается четкое влияние язычества и иудаизма, а в позднем — христианства.

Теперь обратимся к названию данного учения. Слово «гностицизм» происходит от греческого слова «gnosis», что в переводе означает «знание», но «заранее можно ска­зать, что гносис понимался у гностиков меньше всего в бытовом или просторечном значении»6. Сами они полагали это знание не в обыденном его восприятии — это бы­ла интуиция, видение, знание того, что в человеке присутствует божественная искра. Познание Бога происходило открыто: они признавали его существование не только «снаружи», но и верили в существование божественной искры «внутри» себя.

Но и в настоящее время никто не может дать нам точного и конкретного ответа на вопрос о том, чем же являлся гностицизм. А.Ф. Лосев писал: «С исторической точки зрения — это. полное издевательство над христианством»7. А в чем же оно проявлялось?

  1. В том, что Бог гностиков не личностен? Но ведь все исследователи замечают, что в данных воззрениях четко прослеживается влияние язычества и иудаизма. Возьмем, к примеру, цитату самого А.Ф. Лосева о гностицизме: «В нем то и дело всплывали и ветхозаветные, чисто иудейские черты, и вполне языческие доктрины, и несомненные восточные влияния, включая крайний дуализм религии Зороастра, а то традиционные античные, по преимуществу платонические, традиции»8. Если открыть Библию, то в первой книге Ветхого Завета сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1: 1). Но из чего Он создал ее и как — не оговаривается. Из этого факта можно сделать вы­вод о том, что гностики, скорее всего, проинтерпретировали эту фразу по-своему: Бог создал Небо и Землю при помощи Материи. Следовательно, и в своем учении они от­стаивали мысль о том, что кроме Бога, существующего предвечно, так же существует и Материя. В своем первоначале гностики видят Абсолютное Божество, Самодоста­точное и Совершенное. Но этот бог, находящийся в Плероме, имеет границей своего местообитания Пустоту, ей определяется и, как следствие, перестает быть Абсолютом, а, значит, бог гностиков не может быть личностен.
  2. В том, что в гностическом вероучении было несколько Иисусов и Христов, и все они не являлись богами, а были лишь низшими проявлениями Первоединого? Известно, что лишь на I-ом Вселенском Соборе в 325 году был принят догмат о том, что Иисус Христос «единосущен Богу-Отцу»9 (то есть Сын Божий — одного и того же Божествен­ного существа с Богом-Отцом) и сам является Богом (эта мысль была утверждена колле­гиальным собранием епископов, а не прописана в Священном Писании).
  3. В том, что в гностицизме положение Святого Духа разительно отличается от того положения, в котором сейчас Он прибывает в христианстве? На II-ом Вселен­ском Соборе в 381 году было решено, что Дух Святой тоже является Богом (и этот пункт так же приняли коллегиально).
  4. В том, что в секте офитов (представителей гностицизма), существует значи­тельная иерархия между Отцом, Сыном и Святым Духом? Но ведь догмат о том, что Дух Святой исходит от Отца, был принят на II-ом Вселенском Соборе (епископами, как уже отмечалось; и не был «передан» людям Богом).

Откуда же гностикам века апостольского (II век нашей эры), которых и критико­вали в своих работах Ириней Лионский (ок. 130 — ок. 202) и Ипполит Римский (ок. 170 — ок. 236), знать о том, что в IV веке новой эры епископы признают Иисуса Христа и Святого Духа единосущными Богу-Отцу, ничуть не уступающими Ему по своей силе. Поэтому критику этих пунктов гностического учения мы считаем оши­бочной. Во многом благодаря полемике с гностицизмом христианство оформило свое вероучение.

Следует отметить, что единой гностической доктрины не существует, и в данной статье нам бы хотелось освятить онтологическую сторону учения валентиниан, по­тому что именно она является наиболее полной и представляет для нас, как для ис­следователей философских аспектов гностицизма, наибольший интерес.

Согласно Иринею Лионскому, валентиниане полагали, что в начале мира и всего сущего находится Праотец, или, как его еще называют, Первоначало, Бездонный. Он находится на недосягаемой и невыразимой высоте; существует предвечно. Он со­вершенен, необъятен, невидим, вечен и не рождён, пребывает в покое несчетное ко­личество веков.10

Далее этот Праотец вместе со своей Мыслью, существующей вместе с ним, соз­дает два эона, с которых и начинается цепочка последовательных актов творения (еще 26 эонов, перечислять наименования которых, в силу их широкой известности, нет необходимости), пребывающих в молчании и непостижимых. Но следует оста­новиться на последнем, тридцатом, эоне, имя которому — София (Мудрость), ибо именно с ним связано сотворение мира.

Возжелав познать Отца, София, вопреки всему, устремилась к нему, но была оста­новлена Пределом. В отчаянии она породила некую бесформенную сущность, которая была «выброшена» в Кеному. Для того чтобы этого больше не случилось ни с одним эоном, Ум и Истина создали Христа и Святого Духа, функциями которых являлись скрепление и поддержание Полноты в гармонии. Далее все эоны решают отблагодарить Первоначало и, соединив воедино все самое лучшее и великолепное, порождают Иису­са, именуемого также Спасителем, Христом и Логосом, отличая его от первого Христа.

В это время «страсти» Софии-Ахамот (Похоть), «выброшенные» в Кеному, порож­дают Демиурга, который и явился творцом мира (гностики считают, что ветхозавет­ный Бог Яхве оказался этим Демиургом). В учении гностиков он появляется не просто так. Это создание, которое, по замыслу гностиков, должно было избавить благого бога от соприкосновения со злой материей при создании космоса и материального мира.

Демиург сотворил телесное из бестелесного, создав Небо и Землю. Именно его считают Создателем материального и душевного миров. Закончив это творение, он создал материального человека «из праха», вдохнув в него «душевного (человека), того, который, создан «по образу и подобию». «По образу», они говорят, создан ма­териальный человек… «по подобию» создан душевный человек»11. А духовные лю­ди — гностики — были созданы самой Софией.

Считая свое происхождение божественным, гностики не нуждались ни в совете, ни в контроле, ни в откровении, которое шло от священников и епископов, они уже изначально имели такое озарение внутри себя. Это именно та часть вероучения гно­стицизма, которой не хватало в раннем христианстве.

Мы приходим к выводу о том, что, скорее всего, гностические доктрины появи­лись параллельно с христианскими; люди их поддерживали и примыкали к новому течению. Но эти идеи постепенно вытеснялись христианскими епископами для то­го, чтобы оправдать свое существование и главенствующее положение.

____________________

  1. Жильсон Э.Философия в средние века. От истоков патристики до конца XIV века. М., 2004. С. 27.
  2. Трофимова М.К.Проблема гносиса в свете коптских рукописей первых веков нашей эры // Научные и вненаучные формы мышления. М., 1996. С. 254]
  3. Молитвослов. М., 1982. С. 150.
  4. Лосев А.Ф.История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2 кн. М., 1992. Кн. I. С. 306.
  5. Лосев А.Ф.История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2 кн. М., 1992. Кн. I. С. 306.
  6. Лосев А.Ф.История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2 кн. М., 1992. Кн. I. С. 308.
  7. Лосев А.Ф.История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2 кн. М., 1992. Кн. I. С. 359.
  8. Лосев А.Ф.История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2 кн. М., 1992. Кн. I. С. 306.
  9. Молитвослов. М., 1982. С. 6.
  10. Однако мы уже знаем, что в основе мира, по учению гностицизма, находится не Единый, Абсолютный Праотец, а дуализм Глубины и Пустоты, неличностного бога и Материи.
  11. АфонасинЕВ.Античный гностицизм: фрагменты и свидетельства. СПб., 2002. С. 331-332.

В.Ю.Щурий
Онтологический аспект религиозно-философского учения гностицизма / ПУТЬ В НАУКУ: Сборник научных статей: философия, политология / Под. общ. ред. П.Е. Бойко. — М.; Краснодар: Краснодарское краевое отде­ление Российского философского общества Издатель Воробьев А.В., 2009

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code