5. Теория модернизации. Ценности либерализма

В 70-ые годы XX столетия возникла «теория модернизации», оживленные дискуссии вокруг которой продолжаются и сегодня. Так же как и концепции постиндустриального общества, теория модернизации направлена на выявление последовательных стадий общественного развития, однако она в значительно большей мере стремится учесть всемирное разнообразие. Акцент делается на характеристике одновременно сосуществующих, но находящихся в разных фазах эволюции современных обществ. Более пристально здесь рассматриваются особенности стран незападного мира.

В рамках теории модернизации выделяются в первую очередь два типа общества: традиционное и современное. Процесс перехода от традиционного к современному обществу называется модернизацией. Согласно рассматриваемой теории, модернизация в странах Запада заняла длительный период – приблизительно от первых десятилетий XIX в. до 50-ых гг. XX. Эпоха модернизации в определенной мере совпадает с тем, что в концепции Дж. Белла названо индустриальным обществом, т. е. обществом с преобладанием тяжелой, в большинстве случаев экологически вредной индустрией, ориентированной на массовый выпуск продукции и на обеспечение относительно приемлемого комфорта и качества жизни.

Согласно теории модернизации традиционное общество характеризуется следующими основными чертами: зависимость организации общественной жизни от религиозных или мифологических представлений; цикличность (а не поступательность) развития; коллективистский характер общества и невыделенность персонального (личностного) начала; авторитарный характер власти; преобладание традиции над инновациями (нововведениями).

Характеристики современного общества в значительной мере противоположны тем, которые присущи традиционному. К ним относятся: преобладание инноваций над традициями; светский (нерелигиозный) характер общественной жизни; поступательное развитие; выделенная персональность; либерально-демократическая система власти. Следует учитывать, что в рамках теории модернизации понятие современного общества не равнозначно хронологической современности. Не все существующие в настоящий момент общества могут быть отнесены к современным, таковыми им предстоит стать в процессе модернизации.

Процесс модернизации складывается из двух основных составляющих: освоения достижений современного научно-технического прогресса и утверждения в обществе ценностей либерализма. В наши дни под либерализмом в широком смысле слова понимают учение, обосновывающее в качестве главного принципа организации общественной жизни приоритет прав и свобод личности. Это учение настаивает на таком общественном устройстве, которое способно максимально обеспечить свободу индивида.

По мнению известного австрийского экономиста и социолога Ф. Хайека, либерализм исходит из допущения (как выяснилось, излишне оптимистического), что огромное большинство людей в условиях свободы устремит свою энергию не на разрушительные, а на созидательные цели.

Что же касается деструктивного меньшинства, то от него оградить общество должно государство. Вместе с тем, важнейшим положением либерализма является принцип ограничения вмешательства государства в частную жизнь граждан. Государство не может нарушать права и свободы личности, по отношению к личной и общественной жизни граждан оно должно выступать в роли «ночного сторожа», т. е. вмешиваться только в исключительных и самых опасных случаях.

Согласно либерализму, в обществе свободных и самостоятельных людей установится острое соперничество между индивидами, но это соперничество будет не ослаблять общественное целое, а, напротив, укреплять и усиливать его, обеспечивая динамичное общественное развитие. Каждый человек будет стремиться наиболее целесообразным путем реализовывать свои собственные интересы, но совокупность усилий отдельных индивидов дает в качестве итога мощный импульс для плодотворного развития общества в целом.

Сторонники теории модернизации считают, что первыми прошли по пути модернизационных преобразований страны Запада. Для утверждения принципов либерализма, как и для реконструкции экономики и развития науки и техники им потребовались значительные усилия и время. Обращается внимание на то, что модернизация западных стран была продиктована внутренними импульсами, поскольку и принципы либерализма, и научно-технические достижения явились продуктами культурного творчества самого Запада. В отличие от этого модернизационные процессы в незападном мире осуществлялись в основном как ответ на вызовы Запада. Поэтому модернизацию незападных обществ характеризуют как отраженную, или вторичную. В этой связи такая модернизация, как правило, оказывается догоняющей, т. е. предполагает следование по тому пути, который западными странами уже пройден.

Теория модернизации имеет не только сторонников, но и противников. По мнению последних, с помощью этой теории западная культура, декларируя свои политические принципы и ценности, навязывает их остальному миру в качестве универсальных и общечеловеческих. Особое внимание обращается на то, что эта теория предлагает народам следовать европейским моделям модернизации, не доказав, насколько они фундированы культурологически, т. е. способны вписываться в культурный код незападных цивилизаций. Известный американский антрополог Б. Малиновски прямо обвиняет Запад в «невежественном непонимании того, что каждая черта культуры, каждый обычай и верование представляют некую ценность, выполняют социальную функцию, имеют положительное биологическое значение. Уничтожьте традицию, и вы лишите социальный организм его защитного покрова и обречете его на медленный неизбежный процесс умирания». Ученый приходит к выводу, что «на практике следствием модернизации на всех континентах стало систематическое разрушение незападных культур».

Тема III. Проблемы социальной философии

  1. От классического к постклассическому образу социальной реальности. Понятие интерсубъективности
  2. Отказ от «логики проекта». Критика «историцизма» К. Поппером
  3. «Критическая теория» общества Франкфуртской школы
  4. Типология общественной организации. Концепция «постиндустриального общества»
  5. Теория модернизации. Ценности либерализма
  6. Стадиальный и цивилизационный подходы к исследованию общества
  7. Проблемы и перспективы современной цивилизации

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code