3. Экзистенциализм

Бытие отдельной неповторимой личности, ее «жизненный мир», вопросы о смысле жизни, о человеческой судьбе, о выборе человеком своего жизненного пути и т. п. – все это стало объектом осмысления одного из влиятельных течений современной философии – экзистенциализма (философии существования). У его истоков стояли русские философы Н. Бердяев и Л. Шестов, немцы М. Хайдеггер и К. Ясперс, французы Ж.- П. Сартр и А. Камю. Философия существования непосредственная преемница философских идей С. Кьеркегора, А. Бергсона, Э. Гуссерля.

Все философы обычно пытаются как-то объяснить окружающий их мир. Экзистенционисты считают объективное познание реальной действительности – никчемным занятием. А. Камю писал, что вопрос о том движется ли Земля вокруг Солнца или наоборот – пустой вопрос. Они сводят проблематику философии только к проблематике человека, его существования. Ось вращения этой философии – «Я» или «мое Я», почти невыразимое ни в каких логических понятиях. Другой известный философ-эзистенциалист М. Хайдеггер (1889–1976) считает основным предметом философского анализа мир чувств, переживаний и эмоций человека. В них он видит нечто более фундаментальное, чем, скажем, познавательная или практическая деятельность человека.

Следует подчеркнуть, что выделение в качестве предмета философского анализа эмоциональной жизни человека, стало тем новым моментом, который внес экзистенциализм в понимание человека. Представители этого философского течения исходят из того, что человек живет прежде всего эмоциями и что они-то в первую очередь определяют его душевную жизнь. На все происходящее вокруг него человек реагирует не только интеллектуально, но прежде всего эмоционально. Именно совокупность положительных и отрицательных эмоций непосредственно определяют то, что можно было бы назвать качеством его индивидуальной жизни.

Комплекс субъективных эмоциональных состояний человека, связанных с переживанием им своего собственного бытия, характеризуется экзистенциалистами как подлинное существование или экзистенция. Существовать подлинно удается не всем и не всегда. В повседневной жизни люди существуют обычно неподлинным образом. Это, так сказать, внешнее существование, в процессе которого теряется неповторимость, «единственность» каждой отдельной человеческой личности, исчезают те внутренние, интимные, независимые от внешнего мира переживания, которые и образуют подлинное существование.

Описанию этих внутренних, интимных переживаний человека экзистенциалисты уделяют много внимания. В переживании временности нашей жизни видит одну из фундаментальных характеристик подлинного существования М. Хайдеггер. До этого только А. Бергсона время выдвигалось в качестве главной проблемы философии. Но только Хайдеггеру удалось в полной мере раскрыть тот факт, что временность существования и ощущение ее так или иначе определяют всю нашу жизнь.

Переживание временности – приводит к страху перед смертью. Человек понимает конечность своего бытия, понимает, что его существование это, по сути, «бытие к смерти». Вслед за С. Кьеркегором Хайдеггер видит в переживании страха одну из наиболее глубоких характеристик человеческого существования. При этом он имеет в виду не только страх перед смертью, но и страх перед той неопределенной опасностью, которая исходит от окружающего мира, т. е. страх перед «лотореей жизни», в которой никто не застрахован от несчастий, нелепых случайностей и т. п.

Конечно, в суете повседневной жизни, существуя неподлинно, человек редко задумывается о временности своего бытия, отгоняет от себя страх. Но в жизни обязательно возникают ситуации, в которых человек невольно совершает переход от «внешнего», неподлинного существования к экзистенциальному существованию. Такие ситуации К. Ясперс (1883–1969) назвал «пограничными ситуациями». Это болезнь, страдание, смерть близких и т. п. Попадая в такие ситуации, человек как бы вынужден «заглянуть в глаза смерти», т. е. сосредоточиться на осознании собственной неустранимой смертности, пережить страх смерти, отчаяние. И тогда человек начинает понимать свою уникальность и свое трагическое одиночество, ибо «никто не может умереть вместо другого, каждый умирает в одиночку».

Перед человеком, которому удалось проникнуть в глубины экзистенции, во весь рост встает вопрос о смысле жизни. Общепринятые ответы на этот вопрос (удачная карьера, материальное благополучие и т. п.) его уже удовлетворить не могут. Эзистенциалистская концепция смысла жизни тесно связана с учением о свободе как сущности подлинного существования. Свобода понима6ется как способность исключить все внешние мотивы человеческого поведения и сделать основой поведения «собственный выбор». «Свобода, – писал русский философ Н. Бердяев, – есть моя независимость и определяемость моей личности изнутри».

Таким образом, свобода человека не дается извне, она проистекает из глубинных структур его духовного мира. Но поскольку свобода – неотъемлемый элемент сознания, то человек «обречен» на свободу. Французский экзистенциалист Ж.-П. Сартр (1905–1980) пишет об этом так: «Человек полностью и неотвратимо обречен на нестерпимую необходимость созидания своего собственного существования вплоть до мельчайших деталей». Свобода – постоянный спутник человека, более того, человек ее заложник. Свобода требует «быть иным», постоянно выбирать, «проектировать себя», определять свое отношение к миру и отвечать за свой выбор, испытывая вечное беспокойство и тревогу.

Быть свободным нелегко, ибо, как проницательно подметил еще Ф.М. Достоевский, «между свободой и счастьем существует противоречие, со свободой нередко связано и страдание». Одним из первых о «трудностях свободы» написал Н. Бердяев. Свобода, предполагающая выбор, «шаг в неизвестность», чревата опасностью, осложняет жизнь. Поэтому большинство людей готовы сменить свободу на спокойное счастье безответственности. «Я всегда думал, – отмечает Бердяев, – что свобода аристократична, а не демократична. Огромная масса людей совсем не любит свободы и не ищет ее». Большинство людей боятся свободы, довольствуются неподлинным существованием, а потому, считают эзистенциалисты, и глубоко несчастны, хотя и не всегда осознают это.

Философия экзистенциализма призывает людей к подлинному существованию, а значит зовет их стать свободными. По мнению Н. Бердяева, подлинная человеческая жизнь – «в непредсказуемости (возможно, трагической) собственного решения». Истинный смысл жизни – только в сфере свободы, в сфере свободного выбора, риска и собственной ответственности за свои поступки.

Тема II. Проблемы философской антропологии

  1. Антропологический поворот в философии XX века
  2. Феноменология
  3. Экзистенциализм
  4. Психоанализ
  5. Философская антропология

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code