5. Герменевтика

Название данного философского направления происходит от имени бога Гермеса – в древнегреческой мифологии посланника богов и толкователя их воли. Со временем под герменевтикой стали понимать искусство и теорию истолкования текстов.

Начала герменевтики восходят к античности. Одним из первых произведений, непосредственно связанных с рассмотрением герменевтической проблематики, принято считать произведение Аристотеля «Об истолковании». С возникновением христианства искусство и теория истолкования на долгое время стали рассматриваться как инструмент правильного понимания Библии.

В начале XIX в. философ и богослов Ф. Шлейермахер значительно расширил понятие герменевтики, рассматривая возможность ее применения не только к Библии, но и другим текстам. Для него герменевтика стала способом понимания характера и психологии автора текста.

Важный этап в дальнейшем расширении сферы приложимости герменевтики связан с именем немецкого философа В. Дильтея (1833–1911). Он связал с герменевтикой обширную область знания, занятую изучением культуры и истории – «науки о духе». С точки зрения немецкого философа, все они неизбежно сталкиваются с задачей понимания внутреннего мира автора текста. «Природу мы объясняем, – писал Дильтей, духовную жизнь – понимаем».

Что же, по мнению философа, означает «понимание», что значит «понять?». Понять, значит «вчувствоваться» в духовный мир другого человека, «сопереживать» его мыслям и чувствам. Понять некоторый объект – значит постигнуть, открыть смысл этого объекта. Но если понять означает «усвоить смысл», то понять можно только то, что уже до процесса понимания обладает смыслом. Но какие объекты обладают смыслом? По-видимому только те, которые являются продуктом человеческой деятельности, в которые он вложил свои мысли, чувства, цели и т. п., т. е. смысл. Поэтому все социально-гуманитарные науки, имеющие дело с изучением продуктов человеческой деятельности, обязательно включают в себя понимание. Что же касается явлений природы, то они лишены смысла, ибо не созданы человеком. Их нельзя понять, поэтому естествознание описывает, классифицирует, выявляет связи, открывает причины, т. е. объясняет. Со времени Дильтея герменевтика тесно связана с комплексом наук о человеке и обществе. Она стала рассматриваться в качестве одного из важнейших методов социально-гуманитарных дисциплин.

Следующий шаг в развитии герменевтики был сделан в XX в. и был связан с возникновением философской герменевтики. Это означало, что из учения о методе познания герменевтика превращается в учение о бытии. «Человек есть существо, бытие которого заключается в понимании» – так можно сформулировать основополагающий тезис философской герменевтики. Понимание оказывается не только способом познания, но и способом существования человека.

У истоков философской герменевтики стоит немецкий философ Г. Гадамер (1900–1998). В исследовании проблемы понимания его главная заслуга состоит в подчеркивании культурно-исторических аспектов понимания, раскрытии его социокультурной опосредствованности. Гадамер отталкивается от тезиса, согласно которому любое понимание никогда не начинается с нуля. Оно всегда уже опосредствованно (интуитивным или неосознаваемым) предпониманием.

Предпонимание – это особое состояние сознания, результат сложного воздействия разнообразных исторических, национальных, религиозных традиций, внутри которых, развивается личность. Предпонимание во многом определяет характер будущего понимания, или, по выражению Гадамера, «горизонт понимания». Традиции выступают своеобразным методом внерациональной, социокультурной детерминации, так как они навязывают индивиду то понимание, которое поколениями закреплялось в данной культуре.

Предпонимание и понимание, по мнению Гадамера, связаны друг с другом в единое целое, образуя так называемый «герменевтический круг». Впервые это понятие ввел Шлейермахер, увидев в процессе понимания текста своеобразное движение по кругу: от целого к части и от части к целому. Понимание целого складывается из понимания отдельных частей, а для понимания частей необходимо понимание целого. У Дильтея в качестве элементов герменевтического круга (части и целого) выступают текст и биография его автора. Гадамер сущность герменевтического круга связывает с идеей о том, что беспредпосылочного понимания не существует. Понимание есть продукт развития общества, а общество есть ни что иное как совместное бытие людей. Поэтому предметом философии, с точки зрения Гадамера, является не только проблема понимания, а вся человеческая культура, налаживание коммуникативных связей между людьми.

В этом пункте рассуждений Гадамера появляется одно из центральных понятий его учения: понятие диалога. Ведь именно диалог является основой межчеловеческой коммуникации, а любое понимание есть продукт взаимопонимания. В книге «Истина и метод» Гадамер формулирует одну из центральных идей герменевтики: истину не может познавать и сообщать кто-то один. Всемерно поддерживать диалог, давать сказать слово и инакомыслящему, уметь усваивать произносимое им – вот в чем душа геременевтики. Ее несомненный моральный пафос связан с озабоченностью опасными последствиями разобщенности людей, с возрастающими трудностями установления взаимопонимания, со стремлением уяснить пути к взаимному пониманию. Высокий гуманитарный потенциал герменевтики очевиден.

Герменевтика безусловно принадлежит к антисциентистскому направлению в современной философии. Научно-теоретическое познание признается лишь одним из возможных способов освоения мира. Важнейшими вненаучными способами раскрытия истины, по мнению Гадамера, являются философия, искусство, история. Философ считал «большим ослеплением» чрезмерную абсолютизацию идеала науки и ее методов, сложившихся в естествознании. Важной особенностью гуманитарных наук, согласно Гадамеру, является то, что их предметом является нечто такое, к чему принадлежит с необходимостью и сам познающий.

Философ подчеркивает, что гуманитарные науки («науки о духе») имеют свою специфику, свои способы постижения мира. Истина здесь не может быть «схвачена» с помощью методов естественных наук, а может лишь «приоткрыть себя понимающему осмыслению». Поэтому, вслед за Дильтеем, Гадамер подчеркивает значение герменевтики как метода социально-гуманитарных наук.

Последний тезис в полной мере относится и к наукам о государстве и праве. Однако в сфере права герменевтика имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уже не одно столетие среди основных форм герменевтики, наряду с философской, теологической, филологической герменевтикой, существует и юридическая герменевтика, суть которой – толкование правового смысла того или иного действующего закона применительно к тем или иным конкретным условиям.

В процессе изучения законодательного толкования невозможно не обратить внимание на герменевтический аспект этого явления. Цель толкования – в том, чтобы понять текст, исходя из его интенции, т. е. на основании того, что законодатель хотел бы сказать. Однако ситуацию неадекватного понимания смысла закона исключить невозможно. В ст. 346 УПК РФ указывается: «Неправильным применением закона является:… 3) неправильное истолкование закона, противоречащее его точному смыслу». Все дело в изначальной «многосмысленности» (многозначности) любого текста, в том числе и правового, что зачастую приводит к его неадекватному восприятию. Во все времена существовала возможность интерпретировать закон так, как удобно толкователю. Налицо коллизия: с одной стороны, необходима однозначность понимания права (таково идеальное желание законодателя), с другой стороны – объективное стремление правоприменителя толковать норму в своих интересах.

В следственной деятельности ярче всего ее герменевтический аспект проявляется при квалификации следователем преступления, хотя проблема понимания, необходимость интерпретации пронизывает все, что он делает (проводит ли осмотр места происшествия, ведет ли допрос, выдвигает ли версию и т. д.).

Тема I. Проблемы научной рациональности

  1. Понятие современности. Дилемма сциентизма и антисциентизма
  2. Философия науки: неопозитивизм
  3. Философия науки: постпозитивизм
  4. Структурализм
  5. Герменевтика
  6. Постмодернизм

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code