2. Философия науки: неопозитивизм

Философией науки обычно называют ту ветвь философского знания, которая изучает строение научного знания, механизмы и формы его развития. Как особая область философских исследований, философия науки начала складываться к середине XIX в. в работах родоначальника позитивизма О. Конта, английского философа Д. С. Милля и ряда других философов и ученых. Конечно и до этого философы немало рассуждали о науке, но делалось это в рамках общих представлений о природе человеческого мышления, одним из высших проявлений которого по праву объявлялось научное познание. Однако только у позитивистов научное познание постепенно становится основным предметом теории познания. В XX веке идеи позитивизма развивали неопозитивисты. которые объявили философию науки главной областью философии, а ее центральной проблемой провозгласили проблему демаркации (т. е. разграничения) научного и ненаучного знания.

Основные идеи неопозитивизма были сформулированы в 20-30-ые годы в рамках деятельности Венского кружка (Р. Карнап, М. Шлик, О. Нейрат, А. Айер и др.). Философская концепция этой группы философов получила название логического позитивизма, так как ее члены вдохновлялись не только идеями позитивизма, но и достижениями символической логики. В логике неопозитивисты увидели тот инструмент, который должен был стать основным средством философско-методологического анализа науки.

Исходные идеи своей концепции неопозитивисты непосредственно заимствовали из «Логико-философского трактата» Л. Витгенштейна, который сущность логического анализа видел в анализе языка. Вопрос о соотношении языка и мира решается Витгенштейном в духе их отождествления. Этот удивительный тезис означает, что мир для людей есть то, что они о нем говорят и ничего больше: «Границы моего языка суть границы моего мира».

Тем самым язык превращается в основное поле философских исследований, а решение философских проблем приобретает характер выяснения правомерности тех или иных языковых выражений. «Цель философии, — отмечает Витгенштейн, — логическое прояснение мыслей. Результат философии — не некоторое количество «философских представлений», но прояснение предложений».

Эти идеи Витгенштейна были подхвачены и переработаны членами Венского кружка, которые главной задачей новой философии провозгласили логический анализ языка науки с целью устранения из него всех неточных, недостаточно обоснованных понятий и выводов. Так проблема демаркации, т. е. разграничения научного и ненаучного знания выдвигается на первый план. Для ее решения логические позитивисты выдвинули принцип верификации.

Согласно этому принципу, любое высказывание в науке, философии подлежит опытной проверке на истинность. Только те высказывания имеют научный смысл, которые допускают, в конечном счете, сведение их к высказываниям, фиксирующих непосредственный чувственный опыт индивида.

Попытка найти критерий научности, который позволял бы нам сказать, что — наука, а что — псевдонаучная болтовня или ненаучная спекуляция, политическая демагогия или очередной миф, — такая попытка безусловно имеет смысл. Однако абсолютизация неопозитивистами верификационного критерия оказалась несостоятельной.

Этот критерий не только уничтожал философию, ставил под сомнение научный статус большинства гуманитарных наук, но и далеко не всегда находил убедительное подтверждение в естественных науках. Например, значительная часть научных законов имеет форму общих предложений типа «Все тела при нагревании расширяются». Для верификации подобных предложений требуется бесконечно много частных предложений вида «Тело А при нагревании расширяется», «Тело Б при нагревании расширяется» и т. п. Но мы не в состоянии сформулировать и проверить бесконечное количество подобных предложений. Получается, что законы науки неверифицируемы и должны быть объявлены бессмысленными. Также бессмысленными оказываются все научные термины и предложения, которые относятся к идеализированным или просто чувственно не воспринимаемым объектам.

Признавая узость критерия верифицируемости, следует помнить, что во многих случаях он позволяет в первом приближении отделить научные суждения от спекулятивных конструкций, псевдонаучных учений и шарлатанских апелляций к таинственным силам природы. Положительное влияние неопозитивизма проявилось также в постановке и решении целого ряда сложных и актуальных теоретико-методологических проблем. В их числе: роль знаково-символических средств в научном познании, возможности математизации знания, соотношение теоретического аппарата и эмпирического базиса науки и др. Однако элиминация из науки традиционных философских вопросов как бессмысленных, сведение философии только к логическому анализу языка науки, абсолютизация формальной логики, игнорирование социокультурных факторов познавательного процесса — эти и ряд других установок неопозитивизма впоследствии обнаружили свою ограниченность.

Критику и ревизию позитивизма предприняли сторонники постпозитивизма.

Тема I. Проблемы научной рациональности

  1. Понятие современности. Дилемма сциентизма и антисциентизма
  2. Философия науки: неопозитивизм
  3. Философия науки: постпозитивизм
  4. Структурализм
  5. Герменевтика
  6. Постмодернизм

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code