1.Понятие современности. Дилемма сциентизма и антисциентизма

Современностью (или современной эпохой) обычно определяют время ведущее свой отсчет от I-ой мировой войны (1914-1918 гг.). И хотя рубеж второго десятилетия XX в. отстоит от нас довольно далеко, именно тогда стали складываться факторы долговременного характера, продолжающие в значительной мере определять нашу жизнь и сегодня.

Среди наиболее характерных черт современной эпохи можно выделить следующие:

Во-первых, нарастающая глобализация общественной жизни. Термин «глобализация» происходит от лат. – «земной шар» и означает общепланетарный характер тех или иных социальных процессов. Уже I-ая мировая война оказалась событием столь масштабным по количеству вовлеченных в нее масс людей, стран и народов, что по сравнению с ней войны и конфликты прошлых эпох предстали незначительными. В последние десятилетия, благодаря широкому развитию компьютеризации, средств массовой информации и коммуникаций, углублению разделения труда и специализации, человечество объединяется в единую социо-культурную целостность.

Во-вторых, современной эпохе присущ небывалый ранее динамизм. Масштабные и радикальные изменения происходят стремительно, часто при жизни одного поколения. Жизнь людей предшествующего XIX в. и более ранних эпох выглядит на этом фоне слишком размеренной и неторопливой.

В-третьих, определяющими для современной эпохи стали невиданные темпы научно-технического прогресса. Выдающиеся достижения науки и техники значительно изменили облик мира и человека. В настоящее время практически нет не одной сферы человеческой деятельности, в которой можно было бы обойтись без использования научного знания.

Громадное влияние науки на жизнь и деятельность людей объясняет тот факт, что для многих людей нашего столетия вера в науку в значительной мере заменила веру в Бога. Наука для этих людей стала играть роль религии, способной дать окончательные ответы на все коренные проблемы устройства мира и человеческого бытия. Такое отношение к науке получило в наше время название «сциентизма» (от лат. – «наука»).

Однако, по мере осознания того, что научно-технический прогресс порождает не только позитивные, но и негативные результаты, формируется и противоположная мировоззренческая позиция – «антисциентизм». Наука рассматривается здесь в качестве «демона, выпущенного из бутылки», угрожающего теперь существованию самой человеческой цивилизации.

Названные факторы современной эпохи, как и множество других, не могли не получить своего отражения в философии. Более того, они существенно повлияли на облик философского знания, на его структуру и тематическое содержание.

Прежде всего следует отметить стремление философии осмыслить ту роль, которую играет наука в жизни современного общества. Дилемма сциентизма и антисциентизма нашла в философии свое своеобразное выражение. Ее источником можно считать начавшийся еще в XIX в. разрыв того единства рационально-теоретического и ценностного компонентов, которые были важнейшим признаком классической философии. Если сциентизм базируется на абсолютизации рационально-теоретического компонента философского знания, то антисциентизм исходит из того, что важнейшим признаком философии является ее ценностный характер.

Представители антисциентической традиции считают, что цель философии не может быть сведена к анализу только научного познания, она должна исследовать все системы ценностей, которые существуют в человеческой культуре. Такая установка привела, в конечном счете, к антропологизации философии, к повороту в первой половине XX в. западноевропейской философии к проблеме человека.

В дальнейшем разработка антропологических проблем привела к признанию того, что определяющее значение для жизнедеятельности человека имеет социум, или сфера человеческого общения. Данная тенденция в развитии философии получила название «коммунологической».

Коммуникация (т.е. взаимодействие, общение людей) рассматривается не только как основа общественной реальности, но и как необходимое условие для понимания тех процессов, которые происходят в современной философии. Вполне вероятно, что только опираясь на идею коммуникации можно преодолеть «крайности» сциентизма и антисциентизма в философии. Такого рода попытку предпринял, например, известный постпозитивист К. Поппер, когда он поставил проблему социокультурного обоснования науки. С другой стороны, философы занимающие антисциентистские позиции начинают осознавать, что для понимания природы человека недостаточно ограничиваться исследованием его внутреннего мира, необходимо учитывать его принадлежность к природе и социуму.

Тема I. Проблемы научной рациональности

  1. Понятие современности. Дилемма сциентизма и антисциентизма
  2. Философия науки: неопозитивизм
  3. Философия науки: постпозитивизм
  4. Структурализм
  5. Герменевтика
  6. Постмодернизм

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code