1. Особенности русской философии

Своеобразие русской философии – следствие, в первую очередь, нестандартных путей отечественной истории. Большинство исследователей связывают проникновение философских идей в Киевскую Русь с принятием и распространением здесь христианства. Мы знаем, что вся средневековая философия прочно связана с религией, на Руси же она практически «растворяется» в теологии, говорит в основном на «религиозном языке». Следует отметить, что связь с религиозной почвой, с православием сохраняется на всем протяжении истории русской философии вплоть до 1917 г. Это первая характерная черта русской философии.

До XVIII в. философские проблемы в основном обсуждались в рамках религиозного сознания. Светская философия появилась в России только во II-ой половине XVIII столетия, когда начинается преподавание философии, появляются первые профессиональные философы. Русские мыслители показывали довольно высокий уровень понимания проблем мировой философской мысли, появились работы последователей Канта, Шеллинга, Гегеля и др. Однако, следует признать, что эти работы не были оригинальными, они мало прибавляли ценного к достижениям западной философии.

Оригинальная русская профессиональная философия возникает в России только в последние десятилетия XIX века. До этого наиболее глубокие и значительные мысли и идеи в России были высказаны не в систематических научных работах, а в литературной форме. Прежде всего богата философскими идеями, размышлениями замечательная русская художественная литература XIX â., а также литературная критика, публицистика. Свободная, вненаучная форма философского творчества всегда преобладала в России и это вторая характерная черта русской философии.

Следующая и наиболее важная черта русской философии связана с ее содержанием. В центре ее стоит человек, она отличается пристальным интересом к проблемам нравственности, смыслу человеческой жизни. В свое время И. Кант расчленил вопрос о человеке на три части: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? А русские мыслители, в свою очередь, поставили и новый вопрос: зачем я живу? Один из крупнейших знатоков русской философии В. В. Зеньковский писал: «Если нужно давать общую характеристику русской философии, то я бы на первый план выдвинул ее антропоцентризм. Она больше всего занята темой о человеке, о его судьбе… даже при обсуждении русскими философами отвлеченных проблем, доминирует моральная установка».

Четвертая характерная черта русской философии тесно связана с третьей: размышления о смысле человеческой жизни приводят к мыслям о смысле человеческой истории в целом. Поэтому русской философии присуще исключительное внимание к социальным проблемам, к философии истории. Выдающийся русский мыслитель Н. А. Бердяев в книге «Русская идея» отмечал: «Русская самобытная мысль пробудилась на проблеме смысла российской истории. Что есть Россия, каковы ее судьбы, может ли Россия пойти особым путем, не повторяя пути Западной Европы?»

Тема VII. Русская религиозная философия (XIX —
начало XX в.)

  1. Особенности русской философии
  2. Споры о судьбах России в I-ой половине XIX в.
  3. Философия всеединства В. С. Соловьева
  4. Философия свободы Н. А. Бердяева

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code