4. Прагматизм

Слово «прагматизм» происходит от греческого «прагма», что означает «дело», «действие». Как философское течение прагматизм возник в США в 70-х годах прошлого столетия. Появление нового учения его сторонники объявили переворотом в философии, так как теперь она должна заниматься не абстрактными, далекими от реальной жизни проблемами, а сосредоточиться на вопросах практического отношения человека к жизни. В центре философии должны быть такие проблемы, решение которых выгодно для нашей жизни. Этот тезис в США вызвал большой интерес. Дело в том, что в этой стране интерес к отвлеченному теоретическому мышлению был всегда невелик, а популярностью пользовались лишь практически направленные концепции.

Основные принципы прагматизма были сформулированы американским ученым (математик и логик) Ч. Пирсом (1839–1914). В качестве основной формы жизнедеятельности человека он рассматривает действие. Ну а так как действия человека носят преимущественно осознанный и целесообразный характер, то встает вопрос на какие знания следует опираться, чтобы действия были продуктивными? Пирс не принимает мнение, что эффективные действия могут основываться только на объективно-истинном знании, т. е. знании, которое соответствует самой действительности. Такое знание, считает он достичь невозможно. По мнению Пирса, истинным знанием следует считать такое, какое полезно, приносит успех.

Итак, основная идея прагматизма состоит в том, что научные теории, социальные идеи, моральные принципы и т. д. следует оценивать с точки зрения их выгоды и удобства для достижения наших целей; то, что полезно, что приносит успех, – то и истинно.

В XX веке дальнейшее развитие прагматизма осуществил Дж. Дьюи (1869–1952). Он создал новую разновидность прагматизма – иструментализм. Если главная цель обычного человека в том, чтобы наилучшим образом устроится в мире, – писал Дьюи, – то задача прагматизма — помочь ему в этом. Дьюи поставил перед собой задачу разработать метод, который бы обеспечивал успешное поведение человека в мире, помогал решать жизненные проблемы. Предполагалось, что в эпоху огромных успехов науки и всеобщего преклонения перед нею, этот новый метод должен быть научным, во всяком случае он должен опираться на авторитет науки, ее достижения. Дьюи считал возможным распространить те интеллектуальные приемы и процедуры, которые обусловили успехи естественных наук, также и на социально-этическую часть.

Каково же содержание разработанного Дьюи метода, который он называл инструментальным? Согласно Дьюи, жизнь ставит человека в различные затруднительные ситуации, в которых он первоначально не знает как себя вести. Задача мышления – преобразовать «неопределенную» ситуацию в определенную, решенную. Для этой цели человек создает различные идеи, понятия, законы, которые служат ему инструментами для ориентировки в этой ситуации. Наука в понимании Дьюи – это своего рода «ящик с инструментами» (понятиями, теориями), из которых выбираются те из них, которые оказываются наиболее полезными при данных обстоятельствах.

Такова общая характеристика инструментального метода. конкретизируя его содержание Дьюи выделил 5 основных ступеней, которые должен пройти человек, взявший этот метод на вооружение.

1) Первая ступень характеризуется появлением чувства затруднения, эмоционального раздражения в связи с тем, что что-то не получается, смущает и т. п.

2) На второй ступени происходит осознание проблемы, что превращает неопределенную ситуацию в «проблематическую». То есть необходимо ясно сформулировать проблему, установить, чего же мы, собственно хотим, что нам нужно для того, чтобы преодолеть состояние неопределенности.

3) На третьей ступени происходит выдвижение предположения (или гипотезы) о возможном решении проблемы.

4) Четвертая ступень – это этап критического рассмотрения выдвинутой гипотезы.

5) Пятая ступень – этап экспериментальной проверки выдвинутой гипотезы.

Дьюи считал, что его метод можно эффективно применять и для решения большинства социальных проблем. С помощью экспериментального метода проб и ошибок следует искать способы улучшения той или иной конкретной социальной ситуации. Дьюи противник всяких социальных конфликтов, революций, восстаний и т. п. Его инструментализм проповедует мелкие, частичные улучшения как наиболее приемлемую форму социального развития.

Литература

  1. Бергсон А. Творческая эволюция. Спб., 1993.
  2. Варакина Г.В. Русский миф о Ф Ницше начала ХХ в. // Вопросы философии. 2007. № 6.
  3. Вундт В. Введение в философию. М., 2003.
  4. Зотов А. Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины XIX – начала XX века. М., 1988.
  5. История философии (Запад – Россия – Восток). Кн. 3. М., 1998.
  6. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
  7. Миронов В.Н. Философия истории Ф Ницше // Вопросы философии. 2005. № 1.
  8. Ницше Ф. Избранные произведения. М., 1993.
  9. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. II.
  10. Сидоров И. Н. Философия действия в США: от Эмерсона до Дьюи. Л., 1989.
  11. Хазанов Б. Черное солнце философии: Шопенгауэр // Вопросы философии. 2002. № 3.
  12. Шопенгауэр А. Избранные произведения. М., 1992.

Вопросы для повторения.

  1. В чем отличие философского иррационализма от рационализма?
  2. Почему начало поворота от классической философии к постклассической связывают с именем С. Кьеркегора?
  3. В чем сущность волюнтаризма А. Шопенгауэра?
  4. Что дает основания считать философию жизни направлением иррационалистической философии?
  5. Существует ли связь имморализма Ф. Ницше с основными идеями его философии?
  6. Почему возможность понимания человеческой жизни А. Бергсон связывал не с разумом, а с интуицией?
  7. Что лежит в основе критики позитивистами традиционной философии?
  8. В чем О. Конт видел основные задачи «новой философии»?
  9. Сформулируйте основную идею прагматизма?
  10. Охарактеризуйте основные ступени инструментального метода Д. Дьюи?

Тема VI. Постклассическая философия XIX — начала XX в

  1. Формирование иррационалистической философии
  2. Философия жизни
  3. Позитивизм
  4. Прагматизм

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code