1. Формирование иррационалистической философии

Постклассическая философия характеризуется господством установки на преодоление классических образцов философствования и философии как таковой. Ранее уже отмечалось, что характерной чертой классической философии является ориентация на разум, прославление разума, утверждение безграничных возможностей человеческого познания. Однако к середине XIX в. в развитии западноевропейской философии происходит серьезный сдвиг – возникают первые формы постклассической философии.

В качестве реакции на претензии немецкого классического идеализма охватить все бытие рациональным дискурсом возник философский иррационализм (от латинского – «неразумный»). Сущность философского иррационализма состоит не в том, что его системы не пользуются разумом (напротив, в работах многих иррационалистов можно обнаружить строжайшую логику), но в том, что его представители делают акцент на ограниченности возможностей разума и указывают на те начала, которые превосходят разум в качестве средства познания.

Необходимо признать, что в иррационалистической философии нашли отражение такие стороны бытия и мироощущения человека, которые оказываются не выраженными в рамках рационализма в силу его односторонности. Иррационалисты обратили внимание на то, что в «состав» духа, психики человека входит и нерациональное – это бессознательные процессы, инстинкты, интуиция, эмоционально-волевые акты. Конечно, и к этим явлениям обращалась философская классика, но видела и ценила в них лишь только то, что подконтрольно разуму.

В иррационализме можно видеть протест против одностороннего понимания философии как чисто рассудочного, теоретического мышления. В древней Греции философия ставила перед собой всеобъемлющие задачи: и теоретические, и практические. Но в средние века философия, сделавшись служанкой богословия, получила на свою долю только рассудочно-теоретическую область. Проблемы же связанные со сферой чувств и действий человека, католическая церковь объявила своей привилегированной областью. По традиции эта область, хотя уже и освободилась в Новое время от влияния церкви, однако не скоро вошла в фокус систематических философских размышлений.

Конечно, тот факт, что иррационализм приходит на смену рационализму и занимает господствующее положение в западной философии имеет также определенные идейные и социальные причины. Утверждение философского иррационализма происходит по мере разочарования мыслящих людей в тех идеалах, которые провозглашал философский рационализм. К середине XIX в. стало ясно, что прогресс науки и техники сам по себе не ведет к реализации вековых надежд человечества. Люди перестали видеть в историческом процессе проявление и осуществление высшего разума. Исторический и социальный пессимизм, скептицизм – эти черты умонастроений второй половины XIX–XX вв., легли в основу философского иррационализма.

Одним из первых мыслителей, деятельность которых ознаменовала поворот от классической философии к современной, был датский философ С. Кьеркегор (1813–1855). Этот поворот состоял в том, что тема человеческой личности и ее судьбы заслонила все остальные темы, выдвинулась на первый план. Кьеркегор обвинил рационалистическую философию в том, что вопрос о человеке она решает слишком абстрактно, забывая о живом индивиде с его мыслями, эмоциями, страданиями. Задачу новой философии он видел в том, чтобы вглядеться, «вчувствоваться» в человеческую жизнь, человеческие страдания, в тот постоянный выбор между добром и злом, который составляет суть человеческого существования.

Существование человека (или экзистенция) – главное понятие в учении Кьеркегора. Под экзистенцией он понимает внутренние, сокровенные, интимные переживания человеком своего бытия. Существование – иррационально, его невозможно выразить в логических понятиях. Проникнуть в него возможно только посредством саморефлексии и чувства. Существование также всегда индивидуально. Интерес к неповторимому внутреннему миру каждого отдельного человека – отличительная черта философии Кьеркегора.

Немецкий философ А. Шопенгауэр (1788–1860), также как и Кьеркегор не считал разум, мышление определяющей характеристикой человеческого существования. Он выдвинул тезис о примате (первенстве) воли по отношению к разуму. Ведь жить – это значит все время к чему-то стремиться, что-то желать, хотеть. Интеллект, мышление для Шопенгауэра всего лишь орудие воли.

Самые сильные страдания человека, по мнению Шопенгауэра, – это страдания неудовлетворенной воли. Если же человеку все-таки удается удовлетворить свои желания, то это ведет к пресыщению, рождает в конце концов скуку и новые страдания. Страдание или скука – вот неизменный удел человека. Не случайно Шопенгауэра называют «философом мировой скорби».

Логическим следствием столь пессимистического восприятия жизни служит вывод Шопенгауэра о необходимости самоотрицания воли. Если воля, желания – источник страдания, то от нее надо отказаться. Но, провозглашая необходимость подавления «жажды жизни», философ «мировой скорби» не был сторонником самоубийства. Подавление воли означает у него не добровольный уход из жизни, а возвышение над повседневным существованием, преодоление страха смерти.

Тема VI. Постклассическая философия XIX — начала XX в

  1. Формирование иррационалистической философии
  2. Философия жизни
  3. Позитивизм
  4. Прагматизм

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code