3. Философия Просвещения

Рационализм – это не только название одного из течений теории познания. В широком смысле рационализм – это признание определяющей роли разума во всей человеческой деятельности, это уверенность в мощи человеческого разума, в безграничных возможностях науки, знания. Именно так понимаемый рационализм, составил философский фундамент мировоззрения, которое господствовало в XVIII веке в Европе и которое получило название Просвещения.

Просвещение – это внесение «света разума» во все сферы жизни. Философы этого времени главную задачу видели в просвещении, распространении знаний, так как считали, что невежество, суеверия, предрассудки, нетерпимость – главная причина человеческих бедствий.

Ядро философии Просвещения составляет убеждение в решающей роли знаний для исправления и совершенствования общественных отношений. Исторический оптимизм, вера в социальный прогресс – составляют характерную особенность данной эпохи.

Итак, рационализм в сочетании с верой в общественный прогресс образуют наиболее существенные черты философии Просвещения. Оптимизм Просвещения был исторически обусловлен тем, что оно выражало умонастроение поднимающейся и крепнувшей буржуазии. Не случайно родиной Просвещения стала Англия, раньше других вставшая на путь капиталистического развития. Среди английских просветителей наиболее известен Джон Локк (1632–1704).

К концу XVII века процессы секуляризации привели к тому, что на смену религии в качестве главного регулятора общественных отношений пришло право. Представления молодой буржуазии о правопорядке разумного общественного строя выразил Локк в теории «естественного права». В ней он провозгласил идею естественных, неотчуждаемых прав человека. Эти права даны каждому человеку от рождения и включают в себя право на жизнь, свободу, и собственность. Теория Локка разрушала господствовавшее в феодальном обществе убеждение в том, что одни люди от рождения предназначены повелевать, а другие повиноваться, она провозгласила принцип правового равенства индивидов, без которого немыслимо демократическое общество.

Особенно ярко дух Просвещения проявил себя во Франции, где философы-просветители идеологически подготовили революцию. Важнейшим представителем французского Просвещения был Вольтер (1694–1778). Чрезвычайно одаренный человек, он вошел в историю культуры не только как философ, но и как крупный писатель, историк, психолог. Сила Вольтера как философа была не в разработке положительного учения, а в критике старого мировоззрения. Своим метким пером он поражал старое, отжившее свой век, неразумное в устройстве общества, его сатира и насмешка были убийственны.

Наиболее важным в философской деятельности Вольтера была его борьба против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма. В вопросах веры Вольтер стоял на позициях «деизма», т. е. видел в боге только обозначение разумной первопричины мира. В существование богов христианской, мусульманской или какой-либо другой религии он не верил. Вместе с тем Вольтер отвергал и атеизм, как учение опасное для общественного порядка. Он говорил, что если бы бога не было, то его следовало выдумать.

Своеобразное место во французском Просвещении занимает Жан-Жак Руссо (1712–1778). Начиная с Декарта, рационалисты сводили духовный мир человека к разуму, мышлению. Руссо основную, первичную форму духовной деятельности видит в чувствах. Развитие мышления, по его мнению, разрушает первоначальную гармонию душевной жизни человека. Чувства же ведут нас к истине гораздо вернее и надежнее, чем логические рассуждения. Руководствуясь искренним чувством сострадания к людям, он в центр своих философских размышлений поставил проблему социального неравенства, которое считал источником социального зла и несправедливости.

Причину социального неравенства Руссо видит, с одной стороны в имущественном неравенстве, а с другой – в тех противоречиях, которые присущи развитию цивилизации. Руссо первым обратил внимание на отрицательные последствия развития науки, техники, культуры в целом. Он первым поставил под сомнение веру просветителей в то, что по мере роста научных знаний происходит также и прогресс в человеческих отношениях, в сфере нравственности.

Выход из противоречий цивилизации Руссо видел в изменении системы и методов воспитания. В своем знаменитом трактате «Эмиль» Руссо набросал план развития личности, свободной от насилия над человеческой природой, ее естественными наклонностями. В системе воспитания Руссо на первый план выдвигается воспитание чувств, эмоционального мира человека.

Литература

  1. Бэкон Ф. Новый Органон. М., 1978.
  2. Вундт В. Введение в философию. М., 2003.
  3. Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII–XVIII вв.). М., 1987.
  4. Декарт Р. Рассуждения о методе. М., 1993.
  5. История философии в кратком изложении. М., 1990.
  6. Кузнецов В. Н., Мейеровский Б. В., Грязнов А. В. Западноевропейская философия XVIII в. М., 1986.
  7. Лазарев В. В. Становление философского сознания Нового времени. М.,1987.
  8. Момджян Х. Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1983.
  9. Нарский Н. С. Западноевропейская философия XVII века. М., 1974.
  10. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. 2.
  11. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.
  12. Соколов В. В. Европейская философия XV–XVII веков. М., 1996.
  13. Соловьев Э. Ю. Феномен Локка // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.

Вопросы для повторения.

  1. Почему с середины XVI в. заметно возрастает интерес к исследованию природы?
  2. Чем объяснить значение идеи пантеизма для рождающегося естествознания?
  3. Охарактеризуйте вклад Коперника, Бруно, Галилея, Ньютона в формирование новой картины мира?
  4. Какое место в рамках нового мировоззрения стали занимать Бог и человек?
  5. Что такое гнесеология и почему в философии Нового времени она выходит на первый план?
  6. В чем суть, разработанного Ф. Бэконом эмпирического метода познания?
  7. Как Вы понимаете смысл «первого принципа» философии Р. Декарта: «я мыслю, следовательно, я существую»?
  8. Почему учение о «врожденных идеях» составляет фундамент рационалистического метода Декарта?
  9. Сформулируйте наиболее существенные черты философии Просвещения?
  10. В чем значение теории «естественного права» Дж. Локка для становления демократического общества?
  11. Покажите вклад французских просветителей в идейную подготовку буржуазной революции?

Тема IV. Философия Нового времени

  1. Научная революция XVI–XVII вв. (16-17 веков)
  2. Проблема метода познания в философии Нового времени
  3. Философия Просвещения

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code