3. Реформация

Томас Мор один из представителей так называемого Северного Ренессанса. Как мы уже знаем, гуманистическое движение зародилось в середине XIV в. в Италии, но постепенно, распространяясь на север, захватило к концу XV в. центральную и северную Европу: Францию, Германию, Голландию, Англию.

Ранние итальянские гуманисты главное внимание уделяли этическим вопросам, позднее в сферу интересов гуманистов попала политика. Для северных же гуманистов, народы которых особенно тяжело страдали от гнета Римской церкви, характерно пристальное внимание к вопросам религии и церковной реформы.

Реформацией обычно называют идейно-политическое движение в Европе XVI в., направленное против господства католической римской церкви в политической и духовной жизни общества. Если в политической сфере начались процессы отделения государства от церкви, то в области религиозной реформации главным было отделение веры от церкви.

Идейным вдохновителем Реформации по праву считается знаменитый голландский гуманист, писатель и мыслитель Эразм Роттердамский (1469–1536). В центре его внимания находились вопросы нравственного обновления церкви. Как и другие мыслители Возрождения, он предлагает вернуться к «незамутненным» первоисточникам. Он призывал, погрязшую в роскоши церковную верхушку, к возврату к первоначальной, истинной христианской морали.

Самое известное сочинение Эразма – «Похвала глупости», представляет собой язвительную сатиру почти на все сословия и институты средневековой Европы. Очень глубоко в этой книге он сказал и о «порче» церкви, однако Эразм верил, что очищение церкви возможно без разрыва с католической традицией, при помощи просвещения и образования.

Гораздо более радикально представлял себе содержание и цели религиозного реформирования основатель протестантского направления в христианстве немецкий мыслитель и общественный деятель Мартин Лютер (1483–1546) (Протестантизм – общее название различных вероучений, возникших в ходе Реформации как протест против римско-католической церкви: лютеранство, кальвинизм, баптизм, адвентисты и т. д.). Центральная идея нового вероучения – идея непосредственного обращения человека к Богу без посредства церкви.

Лютер указал на недостаточность принятого католицизмом пути спасения через «добрые дела» (молитвы, пост, пожертвования церкви и т. п.). Истинная, искренняя вера – вот единственное условие спасения души, а добрые дела – лишь плоды и проявления веры. Не случайно толчком к началу реформационного движения послужила продажа в Германии папских индульгенций. Купивший дорогую индульгенцию мог тем самым снять с себя даже грех убийства.

Обосновывая программу новой церкви, Лютер приходит к выводу, что так как человек достигает спасения только посредством истинной веры, то церковь не является необходимым посредником между человеком и Богом. Вопреки учению католической церкви, Лютер фактически объявил ненужность духовенства и всей церковной организации. Каждый сам может без внешних предписаний свободно общаться с Богом.

Ну а как, можно убедиться в том, что у человека истинная вера? По мнению Лютера, бескорыстное служение вере вовсе не предполагает каких-то подвигов: ухода в монастырь, аскетизма и т. п. Верующий должен просто служить ближним, посвящая себя одному из полезных мирских дел. О подлинности и крепости веры Бог судит по терпению и упорству, с каким человек переносит свой земной удел: по тому, является ли он хорошим семьянином, крестьянином, учителем, чиновником.

Таким образом, протестантизм объявил всю обычную мирскую жизнь человека естественной частью обновленной христианской религии. Лютер первым заявил о почетности любого труда. Он заложил основы для религиозно-нравственного возвышения частнопредпринимательской деятельности, ведь Бога радует богатство добытое честным трудом. Не случайно именно в среде протестантов быстрее всего формировались работники нового типа, соответствующего потребностям зарождающегося буржуазного общества.

Литература

  1. Баткин Л. М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.
  2. Вундт В. Ведение в философию. М., 2003.
  3. Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1989.
  4. История философии в кратком изложении. М., 1990.
  5. Культура эпохи Возрождения и Реформации. М., 1981.
  6. Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
  7. Макиавелли Н. Государь. М., 1978.
  8. Мор Т. Утопия. М., 1978.
  9. Никитин Е. П. Никитина А. Г. Загадка «Государя» //Вопросы философии. 1997. № 1.
  10. Очерки истории западного протестантизма. М., 1995.
  11. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. II.
  12. Соловьев Э. Ю. Время и дело Мартина Лютера // Соловьев Э. Ю. Прошлое толкует нас. М., 1991.
  13. Шестаков В.П. Ренессанс – рассвет или закат Европы // Вопросы философии. 2007. № 4.
  14. Эразм Роттердамский. Похвала Глупости. М., 1991.

Вопросы для повторения

  1. Почему следующий за средними веками этап европейской истории получил название Возрождения?
  2. Сформулируйте наиболее характерные черты гуманистической культуры?
  3. В чем сущность принципа антропоцентризма?
  4. Охарактеризуйте вклад Н. Макиавелли в формирование «юридического мировоззрения»?
  5. Ваше отношение к тезису Макиавелли «цель оправдывает средства»?
  6. Как выглядит идеал социального государства в «Утопии» Т. Мора?
  7. Каковы главные причины религиозной реформации в Европе XVI в.?
  8. Что означает идея непосредственного обращения человека к Богу в лютеранстве?
  9. В чем проявилось влияние «духа протестантизма» на жизнь европейских народов?

Тема III. Философия Эпохи Возрождения

  1. Антропоцентризм философии Возрождения
  2. Социально-политические учения Возрождения
  3. Реформация

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code