2. Социально-политические учения Возрождения

Новая эпоха вызвала к жизни новые представления не только о природе человека, но и о сущности общества. В эпоху образования централизованных национальных государств среди проблем общественной жизни на первый план вышли вопросы политики, государства и права.

Автором идеи национального государства был Николло Макиавелли (1469–1527), являющийся в течение ряда лет крупным государственным деятелем Флорентийской республики. Он выступил против политического порядка средневековья, основанного на подчинении государства церкви. Также, по его мнению, от господства церкви должно быть освобождено и право, оно не должно выводиться из постановлений церкви. Право должно определяться сущностью самого государства.

Таким образом, Макиавелли – теоретик светского государства, свободного от какого бы то ни было вмешательства церкви в его дела. Такое государство должно основываться на хорошо продуманных законах, а не на религиозных предписаниях. Вот почему буржуазное мировоззрение, в отличие от феодального теологического мировоззрения, называют юридическим.

Для того, чтобы идею светского национального государства претворить в жизнь, по мнению Макиавелли, хороши любые средства. С этой точки зрения надо оценивать его учение об искусстве покорения и господства, которое он развивает на страницах самого известного его сочинения «Государь».

Исходя из убеждения в низменности человеческой природы, которой присущи скорее пороки, чем добродетели, Макиавелли рекомендует своему государю проводить политику кнута и пряника. Он советует ему быть притворщиком и лицемером, опираться в первую очередь на силу и т. п. С тех пор аморализм в политике нередко называют «макиавеллизмом».

Английский мыслитель Томас Мор (1478–1535) также поддерживает идею отделения государства от церкви. Но, в отличие от Макиавелли, он при этом руководствуется скорее не политическими, а социальными мотивами. То есть он полагал, что только сильное независимое государство может решить проблемы улучшения жизни народа.

Главное сочинение Мора сокращенно называется «Утопия» (в переводе с греческого – «место, которого нет»), эта книга сделала автора основоположником утопического социализма. Дав в своей книге потрясающее описание нищеты и бедствий простых людей, Мор приходит к мысли, что основную причину этому следует искать в неравенстве имущества, в существовании частной собственности. Жестокая борьба за ее сохранение и увеличение рассматривается как основная причина всех социальных зол.

Мор рисует в «Утопии» свой идеал разумного государства, главная его особенность – отсутствие частной собственности, а труд есть обязанность всех членов общества. Верховным организатором производства выступает государство, оно осуществляет учет и распределение всех производимых населением продуктов. Граждане «Утопии» получают необходимые им предметы с государственных складов в соответствии с потребностями. Деньги отсутствуют.

Это социальное государство (то есть государство народное, для народа), по мнению Мора не должно зависеть от церковной власти, каждому гражданину оно предоставляет свободу религиозного убеждения. Правовое положение граждан должно быть совершенно независимо от их религиозных убеждений. Таким образом «Утопия» Мора стоит у истоков либерально-демократического принципа веротерпимости.

Тема III. Философия Эпохи Возрождения

  1. Антропоцентризм философии Возрождения
  2. Социально-политические учения Возрождения
  3. Реформация

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code