3. Схоластика

После Августина в Западной Европе наступает продолжительный период (VI–XI вв.) духовного бесплодия, его нередко называют «темными веками», Варварские нашествия приостановили процесс идейного развития и заставили вместо религиозно-философских размышлений заняться проблемой физического выживания.

Второй крупный этап в развитии средневековой философии охватывает период с XI по XIV вв., он вошел в историю философии под названием «схоластика» (от лат. «схола» – школа). Под схоластикой обычно понимают характерную для средневековья школьную философию, то есть философию приспособленную для обучения людей основам христианского мировоззрения. Задачей философии в средневековой системе образования было не исследование действительности, а поиск рациональных доказательств истинности всего того, что провозглашала вера. Философия стала «служанкой богословия».

Как видим, перед схоластикой ставились несколько другие задачи, чем перед патристикой. Если «отцы церкви» активно участвовали в создании основ вероучения, то схоласты свою задачу видели в том, чтобы его логически упорядочить и сделать доступным для всех, даже необразованных людей, принимающих христианство.

Ясно, почему среди всех разделов философского знания особое внимание схоластов привлекала логика (которую в ту эпоху называли диалектикой). Сочинения схоластов – это нередко тяжеловесные, многотомные труды, в которых огромное внимание уделялось тонкому различению понятий, формулировке дефиниций и т. п. Содержание часто приносится в жертву форме. Изучение реальной действительности подменяется логическими процедурами. Вот почему с тех пор, оторванные от жизни, запутанные и усложненные учения называют схоластикой.

Вместе с тем пренебрежительно относится к схоластике не следует. Она внесла свой вклад в разработку целого ряда философских и, прежде всего, логических проблем. Укажем, например, знаменитый спор между реалистами и номиналистами. суть этого спора – выяснить какова природа общих понятий (или универсалий)? Одни схоласты следуют логике Платона: понятия существуют вполне реально, более того они предшествуют существованию единичных вещей. Это течение – реализм. Другие считают, что общие понятия всего лишь имена (лат. «номен»), а реально существуют только отдельные вещи, независимо от этих вещей понятие существовать никак не могут. Суть номинализма в том, что универсалии существуют не до, а после вещей. Нетрудно заметить, что номиналисты в новых условиях продолжили старый спор Аристотеля с Платоном.

Церковь с самого начала настороженно отнеслась к рассуждениям номиналистов. Реализм гораздо ближе религиозному мышлению, ведь для него общее гораздо важнее и «реальнее», чем единичное. Для номинализма же действительно реальным является только единичное, то есть вещи данные нам в опыте. Но отсюда один шаг до вопроса о реальности Бога! Вот почему номинализм по-праву считают одним из первых проявлений средневекового свободомыслия.

Другим ярким проявлением свободомыслия той эпохи было творчество французского мыслителя Петра Абеляра (1079–1142). Он был большим поклонником диалектики и благодаря его усилиям диалектика, как наука о законах правильного мышления, стала проникать в христианское вероучение. Анализируя сочинения «отцов церкви», он находит в них многочисленные логические противоречия, поверхностное понимание текстов Священного писания. Но ведь это ставит под сомнение саму истинность христианских догматов! В результате Абеляр делает вывод, который прямо противоположен тому, к которому пришел Августин: «Надо понимать, чтобы верить». Это значит, что верить можно только в то, что понято разумом. Церковь осудила Абеляра, так как его рационализм, еще не виданный в христианской философии, подрывал авторитет веры.

Тема II. Средневековая философия

  1. Теоцентризм философии средних веков
  2. Патристика
  3. Схоластика
  4. Фома Аквинский

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code