1. Теоцентризм философии средних веков

В исторической науке период средневековья в Западной Европе датируют V–XV вв. Однако по отношению к философии такая датировка не совсем точна. Дело в том, что под средневековой философией в Европе имеют в виду философию тесно связанную с христианской религией. А такая философия начала складываться уже в первые столетия нашей эры.

Наиболее существенной и характерной чертой средневековой философии является теоцентризм, то есть центральное место Бога при рассмотрении и решении всех мировоззренческих вопросов. Более глубоко и всесторонне раскрыть содержание теоцентризма можно через анализ 4-х основных принципов религиозного мышления.

1) Креационизм (или идея творения). Суть этого принципа в том, что Бог сотворил мир из ничего, сотворил актом своей воли, благодаря своему всемогуществу. Водораздел между Богом и его творением – непреодолимый: это две реальности различного уровня. Бог вечен, неизменен, ни от чего другого не зависит, он является источником всего сущего. В отличие от Бога сотворенный (тварный) мир не обладает самостоятельностью, отсюда происходит его непостоянство, изменчивость, преходящий характер всего.

2) Персонализм (от латинского слова «персона» – личность). Этот принцип утверждает исключительную роль человека среди творений Бога. Согласно Христианскому учению, Бог сотворил человека не вместе со всеми существами, а отдельно; для него был выделен специальный день творения. Человек – «венец творения», он конечная цель творения и центр Вселенной.

Особое место человека среди других тварей определяется библейской формулой: «человек – образ и подобие Бога». Какие же именно свойства Бога составляют сущность человеческой природы? Конечно далеко не все: нет у человека, скажем, таких свойств Бога как всемогущество, бесконечность и т. п. Но два божественных качества есть – это разум и свободная воля. Именно они делают человека нравственным существом: разум позволяет различать добро и зло, а свобода воли позволяет делать выбор в пользу или добра, или зла.

3) Провиденциализм (на русский это переводится как предопределенность волей провидения или божества). Согласно этому принципу мир развивается не сам по себе, а согласно замыслу Бога («промыслу Божию»). Промысел Бога распространяется на весь окружающий мир и придает природным и общественным процессам осмысленный и целенаправленный характер. В области человеческой истории провиденциализм неразрывно связан с эсхатологией – учением о конце мира. История понимается как процесс направляемый Богом к заранее предопределенной цели – «царству Божию». Это «царство» и есть конечная цель и смысл человеческого существования, оно есть мир истинного, прекрасного и совершенного, в котором человек будет находиться в полном единении с Богом.

4) Авторитаризм – то есть преклонение перед авторитетом, также одно из характерных черт религиозного мышления. Самым главным авторитетом для верующего является священное писание или Библия. Она рассматривается как единственный в своем роде полный свод всех возможных истин, сообщенных человечеству Богом на все времена. Следовательно, достаточно уяснить смысл библейских высказываний, чтобы получить безошибочные ответы на все вопросы.

Чем ближе стоит философ ко времени откровения (то есть создания Библии), тем лучше. Вот почему наивысшим после Библии авторитетом для верующего является патристика – общее название литературы, написанной так называемыми отцами церкви в I–VI веках н. э. Созданная ими философия, рассматривалась в качестве классического образца для всякого философствования.

Тема II. Средневековая философия

  1. Теоцентризм философии средних веков
  2. Патристика
  3. Схоластика
  4. Фома Аквинский

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code