4. Основные функции философии

После того, как мы получили представление о сущности философии, можно поставить вопрос о ее функциях. Вопрос о функциях – это вопрос о роли философии, о том зачем она «нужна» обществу, каждому из нас. Можно выделить две основные функции философии – мировоззренческую и методологическую.

Содержание первой, основной функции философии непосредственно вытекает из сущности философии как одной из форм мировоззрения. Философия призвана помочь каждому человеку получить теоретически обоснованные ответы на волнующие его мировоззренческие вопросы. А многие люди, благодаря философии, может быть впервые узнают о существовании таких вопросов. Ведь, наверное, прав польский писатель Ст. Лем, когда писал: «Подавляющее большинство людей входят в жизнь и уходят из нее так и не задумавшись о том куда они попали и зачем».

Порой встречается пренебрежительное отношение к мировоззренческим вопросам, их считают слишком абстрактными, далекими от реальной жизни. Это глубокое заблуждение, так как от решения этих вопросов зависят не отдельные наши поступки, не частные наши промахи или удачи, а успех жизни в целом. Неверное понимание смысла нашей жизни, понятий совести, долга, любви, того, что происходит вокруг нас – может сделать человека несчастным, привести к полному краху.

Чтобы понять содержание методологической функции философии, необходимо вспомнить о своеобразии того компонента философского сознания, который мы назвали знаниями. Как уже отмечалось, философия – это система общих теоретических взглядов на мир, отражающих всеобщие свойства и связи реальности. В силу этого понятия, принципы, законы философии выступают также в качестве универсального метода познавательной деятельности человека, намечая ее общую стратегию.

В связи с этим, становится понятным характерный для философии интерес к изучению мышления, его структуре, принципам и методам. Вот почему изучение философии способствует формированию культуры мышления, она воспитывает интеллект, способности к теоретическому мышлению. А такие способности необходимы во многих сферах человеческой деятельности, в том числе и в следственной работе. Хороший следователь должен обладать целым рядом профессиональных качеств и одно из важнейших среди них – гибкое («раскованное»), отличающееся проницательностью мышление.

Литература

  1. Введение в философию. М., 1989. Ч. I. Гл. I.
  2. Кутырев В. А. Любовь к мудрости на пороге нового века // Вопросы философии. 1998. № 3.
  3. Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. М., 1991.
  4. Майоров Г.Г. Философия как искание абсолюта. М., 2004.
  5. Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990.
  6. Никифоров А. Л. Философия в системе высшего образования // Вопросы философии. 2007. № 6.
  7. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия. М., 1991.
  8. Рассел Б. История западной философии. М., 1993. Т. I. Введение.
  9. Садовничий В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире. Вопросы философии. 2006. № 2.
  10. Франк С. Л. Философия и религия // Философия и мировоззрение. М., 1990.
  11. Хайдеггер Л. Основные понятия метафизики //Вопросы философии. 1989. № 2.

 Вопросы для повторения

  1. Почему разговор о философии полезно начать с вопроса «что такое мировоззрение?»
  2. Чем отличается знание от оценки?
  3. В чем своеобразие мифологического объяснения действительности?
  4. Почему не следует пренебрежительно относиться к религии?
  5. В чем существенное отличие философии от религии?
  6. В чем видел Аристотель специфику философских знаний?
  7. Какова роль ценностного компонента в философском сознании?
  8. Почему в строгом смысле слова признать философию наукой нельзя?
  9. В чем близость философии и искусства?
  10. Зачем нам «нужна» философия?

Введение. Что такое философия

  1. Понятие мировоззрения. Исторические формы мировоззрения
  1. Сущность философского мировоззрения
  1. Философия и наука
  1. Основные функции философии

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code