1. Понятие мировоззрения. Исторические формы мировоззрения

Разговор о том, «что такое философия?» следует начать с рассмотрения вопроса о том «что такое мировоззрение?». Дело в том, что философия является одной из форм мировоззрения, поэтому для того, чтобы понять специфику философии, нужно понять сущность и специфику мировоззрения.

Мировоззрение – необходимая сторона человеческого сознания. Оно представляет собой совокупность идей, взглядов, оценок, определяющих самое общее понимание мира, места в нем человека, его жизненные позиции и принципы поведения.

Содержание мировоззрения различных людей, социальных групп может существенно отличаться, но вместе с тем всякое мировоззрение включает в себя и некоторые повторяющиеся структурные элементы. Это, прежде всего, знания и оценки, которые по своей сути во многом противоположны.

Знания – это результат познавательного отношения человека к миру. Знания содержат в себе информацию об объекте познания, о том, каков он есть «сам по себе», независимо от отношения к нему человека. Оценка – это духовный акт, в процессе которого выявляется именно отношение человека к предметам и явлениям действительности, их значимость для человека. В процессе оценочного (ценностного) отношения человека к миру формируются его идеалы и убеждения, представления о добре и зле, полезном и вредном, прекрасном и безобразном и т. п.

Специфика мировоззрения состоит в том, что в нем всегда присутствует оценочный, субъективный компонент, что оно помимо знаний включает в себя отношение человека к миру. Конечно, на разных этапах развития общества общие представления человека о мире, его отношение к миру были различными.

Исторически первой формой мировоззрения людей было мифологическое мировоззрение. Греческое слово «миф» в переводе на русский означает – сказание, предание. Мифология – это форма миропонимания характерная прежде всего для древнего общества. Оно представляет собой сказочное, наивное, фантастическое отражение действительности. Это не значит, что мифы – это сплошная чепуха и заблуждения. В них причудливо переплетаются реальность и фантазия, естественное и сверхъестественное, зачатки правильных знаний и вера в чудеса.

Центральное место среди мифов занимают космологические и этнологические мифы. Первые отвечают на вопрос о происхождении мира, вторые – о происхождении людей, их обычаев, обрядов, объясняют тайну рождения и смерти человека и т. п. Как видим, основным принципом решения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический, то есть все объяснения в основном сводились к рассказу о том, кто кого породил. И еще одна характерная черта мифа – миф объясняет «все», ибо для него нет непознанного и неизвестного.

Следует также отметить то место, которое миф занимает в жизни древних людей. Для них он вовсе не сказка или какое-то другое интеллектуальное упражнение, а практическое руководство к действию. По словам А. Ф. Лосева «Миф это не история, которую рассказывают, а реальность которой живут». Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные нормы поведения.

Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение. Латинское слово «религия» в переводе на русский означает – благочестие, святость. Религия – это такая форма мирообъяснения в основе которой лежит вера в существование сверхъестественного (потустороннего, «небесного») мира, в существование сверхъестественных сил, которые играют определяющую роль в жизни природы и людей. Поклонение этим сверхъестественным, «высшим силам» постепенно приводит к понятию «Бога» – высшего существа, достойного поклонения.

Как и мифология, религия представляет собой фантастическое, эмоционально-образное отражение действительности, но в отличие от мифа религия не «смешивает» земное, естественное и сверхъестественное, а принципиально разводит их на два противоположных полюса. Бог стоит вне природы и над природой. Обращаясь к Богу верующий находит ответы на волнующие его мировоззренческие вопросы.

Не следует пренебрежительно относиться к этому типу мирообъяснения. Отдавая должное науке, следует помнить, что она никогда не сможет дать абсолютно полные и всеобъемлющие ответы на все мировоззренческие вопросы. Поэтому религия еще долго будет оставаться одним из вариантов, одним из способов объяснения мира.

Догматы религии – не результат рационального осмысления, они, в первую очередь, акт веры. Веру же можно определить как признание истинным какого-то положения, если верящий человек желает этого. Вот почему религия – это прежде всего особое состояние души, проявление эмоционального начала в человеке. Религиозное чувство бывает присуще далеко не всем людям, как не всем присуще, скажем, чувство прекрасного. Чувство это обнаруживает себя как стремление к таинственному, к чуду. Человека, наделенного этим чувством нельзя считать «темным», «непросвещенным» и т. п. Просто для людей с такой психикой аргументы рационального знания кажутся второстепенными и малоубедительными.

Люди верят, потому что вера придает смысл и значение, вносит устойчивость в жизнь верующего человека, помогает ему преодолевать житейские трудности, естественный страх перед смертью. Религия помогает человеку преодолевать преходящий, относительный характер его бытия, возвышает его до чего-то абсолютного, вечного.

Введение. Что такое философия

  1. Понятие мировоззрения. Исторические формы мировоззрения
  2. Сущность философского мировоззрения
  3. Философия и наука
  4. Основные функции философии

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code