17.2.2. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДО 1 ИЮЛЯ 2010 Г.

С 1 июля 2010 г. порядок уплаты НДС при выполнении работ и оказании услуг в рамках Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана регулируется:

— Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе»;

— Протоколом о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009.

 

Примечание

Подробнее о порядке уплаты НДС при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе вы можете узнать в разд. 17.1.3 «Порядок налогообложения при выполнении работ, оказании услуг в отношениях с контрагентами из Белоруссии и Казахстана с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2014 г. включительно».

 

До 1 июля 2010 г. вопросы взимания НДС по указанным операциям между белорусскими и российскими контрагентами регулировались, в первую очередь, Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 15.09.2004 «О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг» (далее — Соглашение).

При этом ст. 5 Соглашения было установлено, что порядок налогообложения работ и услуг оформляется отдельным Протоколом. Таковым являлся Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг, который был подписан между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь 23.03.2007 (далее — Протокол). Положения Протокола применялись с 1 мая 2008 г. (Письмо Минфина России от 05.06.2008 N 03-07-15/91).

 

Примечание

Указанные Соглашение и Протокол утратили силу с 9 июня 2012 г. (ст. 1 Протокола между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 14.07.2011 «О прекращении действия международных договоров по вопросам косвенного налогообложения»).

В период с 1 июля 2010 г. по 8 июня 2012 г. включительно Соглашение и Протокол применялись в части, не противоречащей Соглашению ТС (ч. 2 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 36).

 

Остановимся на основных моментах, которые были отражены в Протоколе.

Как указано в ст. 2 Протокола, при исчислении НДС применялись налоговая база, ставки налога, порядок уплаты и налоговые льготы, установленные в стране, территория которой признавалась местом реализации услуг или выполнения работ.

Таким образом, чтобы правильно уплатить налог, необходимо было, прежде всего, выяснить, являлась ли Российская Федерация местом реализации работ, услуг. Если на данный вопрос ответ был положительный, то НДС нужно было исчислять с учетом положений гл. 21 НК РФ, а именно ст. ст. 149, 153, 154 и 164 НК РФ.

 

Примечание

Подробнее об этом вы можете узнать в гл. 5 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС. Льготы», о налоговой базе — в гл. 6 «Налоговая база», о налоговых ставках — в гл. 8 «Налоговые ставки».

 

Порядок определения места реализации работ, оказания услуг в отношениях с белорусскими контрагентами имел свои особенности. Рассмотрим их.

 

Примечание

Подробнее о порядке определения места реализации работ, оказания услуг в период с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2014 г. включительно вы можете узнать в разд. 17.1.3.1 «Как определялось место реализации работ, оказания услуг в отношениях с контрагентами из Белоруссии и Казахстана (в период с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2014 г. включительно)».

 

17.2.2.1. МЕСТО РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТ, ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ДО 1 ИЮЛЯ 2010 Г. (В ПЕРИОД С 1 ИЮЛЯ 2010 Г. ПО 31 ДЕКАБРЯ 2014 Г. ВКЛЮЧИТЕЛЬНО)

 

Согласно положениям ст. 3 Протокола место реализации работ и услуг (в зависимости от их вида) могло определяться:

— по месту нахождения имущества, в отношении которого выполняются работы или оказываются услуги;

— месту оказания услуг;

— месту нахождения покупателя работ (услуг);

— месту нахождения исполнителя работ (услуг).

Если налогоплательщик одновременно выполнял (оказывал) несколько видов работ (услуг) и одни работы (услуги) носили вспомогательный характер по отношению к другим, то местом реализации вспомогательных работ (услуг) являлось место реализации основных работ (услуг) (ст. 5 Протокола). Таким образом, чтобы правильно исчислить налог, достаточно было определить место реализации основных работ (услуг).

 

17.2.2.1.1. МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ИМУЩЕСТВА

 

По месту нахождения имущества определялось место реализации работ и услуг, если они были непосредственно связаны:

1) с недвижимым имуществом, которое находилось на территории Российской Федерации или Республики Беларусь. К таким работам и услугам относились:

— строительные, монтажные, строительно-монтажные работы и услуги;

— ремонтные, реставрационные работы;

— работы по озеленению;

— иные работы, услуги, связанные с недвижимым имуществом. Сказанное было справедливо и в отношении услуг по сдаче в аренду и наем недвижимости (абз. 2 п. 1 ст. 3 Протокола).

К недвижимому имуществу согласно абз. 2 ст. 1 Протокола относились земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей. Иными словами, это объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (леса, многолетние насаждения, здания, сооружения, трубопроводы, линии электропередачи, космические объекты, а также предприятия как имущественные комплексы).

 

Например, белорусская компания осуществляла строительство склада в г. Москве. Поскольку местом нахождения склада являлась Российская Федерация, то работы белорусской фирмы облагались НДС согласно нормам Налогового кодекса РФ;

 

2) с движимым имуществом или транспортными средствами, которые находились на территории РФ или Белоруссии. К таким работам и услугам относились монтаж, сборка, обработка, переработка, ремонт, а также иные подобные услуги (п. 2 ст. 3 Протокола).

При этом движимым имуществом признавались вещи, которые не относились к недвижимости и транспортным средствам (абз. 3 ст. 1 Протокола).

К транспортным средствам относились морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, суда смешанного «река-море» плавания, единицы железнодорожного подвижного состава, автомобили, включая прицепы и полуприцепы (абз. 4 ст. 1 Протокола).

 

Примечание

С 1 июля 2010 г. для целей определения места реализации работ, оказания услуг в отношениях с белорусскими контрагентами в список объектов, относящихся к транспортным средствам, включены автобусы и грузовые контейнеры (абз. 4 ст. 1 Протокола о работах, услугах).

 

Например, российская организация осуществляла ремонт оборудования, расположенного в Республике Беларусь. Поскольку в данном случае движимое имущество находилось за пределами РФ, то в России указанные работы НДС не облагались.

 

Отметим, что для услуг по передаче в аренду и лизинг движимого имущества место реализации определялось по месту нахождения покупателя таких услуг (абз. 6 п. 4 ст. 3 Протокола). А в отношении услуг по аренде и лизингу транспортных средств местом реализации признавалось место нахождения исполнителя услуг (абз. 2 п. 5 ст. 3 Протокола).

 

Примечание

С 1 июля 2010 г. для целей определения места реализации работ, оказания услуг в отношениях с белорусскими контрагентами данные положения справедливы и для предоставления движимого имущества (транспортных средств) в пользование на иных основаниях (абз. 7 пп. 4, абз. 2 пп. 5 п. 1 ст. 3 Протокола о работах, услугах).

Подробнее об определении места выполнения работ, оказания услуг по месту нахождения имущества с 1 июля 2010 г. вы можете узнать в разд. 17.1.3.1.1 «Как определялось место нахождения имущества (в период с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2014 г. включительно)».

 

17.2.2.1.2. МЕСТО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ

 

Место реализации услуг в сфере культуры, искусства, обучения (образования), физической культуры, туризма, отдыха и спорта определялось по месту их фактического оказания (п. 3 ст. 3 Протокола).

Это означало, что независимо от того, кто оказывал услуги (российская или белорусская организация), местом их реализации являлась территория того государства, где они оказывались.

 

Например, российская организация оказывала услуги по обучению работников белорусской компании техническому обслуживанию и эксплуатации оборудования. Обучение проводилось в г. Москве. Так как услуги по обучению оказывались непосредственно на территории Российской Федерации, то они облагались НДС в России согласно нормам Налогового кодекса РФ.

 

17.2.2.1.3. МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ПОКУПАТЕЛЯ РАБОТ (УСЛУГ)

 

По месту нахождения покупателя работ (услуг) определялось место реализации следующих работ (услуг) (п. 4 ст. 3 Протокола):

1) консультационных, юридических, бухгалтерских, аудиторских, инжиниринговых <7>, рекламных и маркетинговых услуг, а также услуг по обработке информации <8> и при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

2) предоставление персонала, если персонал работает в месте деятельности покупателя услуги (приобретателя);

3) получение, передача, переуступка патентов, лицензий, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, торговых марок, товарных знаков, знаков обслуживания, авторских, смежных прав или иных аналогичных прав.

 

Примечание

С 1 июля 2010 г. уточнено, что в отношениях с белорусскими контрагентами указанные нормы применяются в том числе при передаче, предоставлении, уступке фирменных наименований (абз. 6 пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах, услугах);

 

4) аренда и лизинг движимого имущества, за исключением транспортных средств.

 

Примечание

С 1 июля 2010 г. в отношениях с белорусскими контрагентами аналогичные нормы применяются и при предоставлении движимого имущества в пользование на иных основаниях;

 

5) оказание услуг лицом, привлекающим от имени основного участника контракта другое лицо для выполнения работ (оказания услуг), указанных выше.

———————————

<7> Инжиниринговые услуги — инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации товаров (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, а также предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги) (абз. 5 ст. 1 Протокола).

<8> Услуги по обработке информации — услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации (абз. 6 ст. 1 Протокола).

 

Например, белорусская организация, не имеющая на территории РФ представительства, оказывала рекламные услуги российской компании. Поскольку покупателем рекламных услуг являлась российская организация, то данные услуги облагались НДС на территории РФ. При этом российская компания являлась налоговым агентом. Следовательно, она должна была исчислить, удержать и уплатить НДС в бюджет (п. 2 ст. 161, п. 4 ст. 173 НК РФ).

 

Примечание

С 1 июля 2010 г. в перечень работ, услуг, место реализации которых определяется по месту нахождения покупателя, в отношениях с белорусскими контрагентами включены:

— дизайнерские услуги (абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах, услугах);

— опытно-технологические (технологические) работы (абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах, услугах);

— работы и услуги по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации, сопровождению таких программ и баз данных (абз. 3 пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах, услугах).

Также даны определения услуг, перечисленных в абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола (абз. 5 — 15 ст. 1 Протокола о работах, услугах).

Подробнее об определении места реализации работ (услуг) по месту нахождения покупателя с 1 июля 2010 г. вы можете узнать в разд. 17.1.3.1.3 «Как определялось место нахождения покупателя работ (услуг) (в период с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2014 г. включительно)».

 

17.2.2.1.4. МЕСТО НАХОЖДЕНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЯ РАБОТ (УСЛУГ)

 

По месту нахождения исполнителя работ (услуг) определялось место реализации иных работ и услуг, которые не поименованы в п. п. 1 — 4 ст. 3 Протокола (п. 5 ст. 3 Протокола). В частности, по месту нахождения исполнителя определялось место реализации услуг:

— по перевозке пассажиров и товаров (в том числе товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита) с использованием транспортных средств, трубопроводов и линий электропередач;

— аренде, лизингу транспортных средств, включая аренду (фрахт) транспортных средств с экипажем.

 

Например, российская организация разработала компьютерную программу для белорусской фирмы. Так как данные работы не были поименованы в п. п. 1 — 4 ст. 3 Протокола, место их реализации определялось по месту нахождения исполнителя. Поскольку организация-исполнитель располагалась на территории РФ, то она должна была исчислить и уплатить НДС по правилам Налогового кодекса РФ.

 

Примечание

С 1 июля 2010 г. место реализации работ по разработке компьютерных программ в отношениях с белорусскими контрагентами определяется по месту покупателя услуг (абз. 3 пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах, услугах).

Подробнее об определении места выполнения работ, услуг по месту нахождения их покупателя, а также по месту нахождения исполнителя с 1 июля 2010 г. вы можете узнать в разд. 17.1.3.1.3 «Как определялось место нахождения покупателя работ (услуг) (в период с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2014 г. включительно)» и 17.1.3.1.4 «Как определялось место нахождения исполнителя работ (услуг) (в период с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2014 г. включительно)» соответственно.

 

Таким образом, если белорусская организация оказывала российской организации услуги, которые не были поименованы в п. п. 1 — 4 ст. 3 Протокола, эти услуги в России НДС не облагались, поскольку местом их реализации территория РФ не являлась. Подобные разъяснения, в частности, дал Минфин России в отношении услуг по слежению за вагонами, розыску вагонов и информированию об их дислокации, оказанных белорусской организацией российскому партнеру (Письмо от 03.06.2009 N 03-07-13/1/02).

17.2.2.2. ВИДЫ РАБОТ (УСЛУГ), ПО КОТОРЫМ СУЩЕСТВОВАЛИ ОТЛИЧИЯ В ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕСТА РЕАЛИЗАЦИИ ПО ПРОТОКОЛУ И НК РФ ДО 1 ИЮЛЯ 2010 Г.

 

До вступления в силу Протокола (1 мая 2008 г.) действовал общий порядок определения места реализации работ (услуг), который для российских налогоплательщиков установлен в ст. 148 НК РФ.

В таблице приведены различия между порядком определения места реализации работ (услуг), установленным Протоколом и ст. 148 НК РФ до 1 июля 2010 г.

Протокол Статья 148 НК РФ
Место реализации работ (услуг) по разработке программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), их адаптации и модификации определялось:
— по месту нахождения исполнителя работ (услуг) (п. 5 ст. 3 Протокола) — по месту нахождения покупателя работ (услуг) (абз. 4 пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ)
Место реализации услуг по перевозке и предоставлению во фрахт воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания определялось:
— всех без исключения услуг посредством любых транспортных средств — по месту нахождения исполнителя услуг (п. 5 ст. 3 Протокола) — услуг (кроме перевозки товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита) — одновременно по месту нахождения пункта отправления (назначения) и месту нахождения исполнителя услуг (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ);

— услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим международного таможенного транзита, — по месту нахождения исполнителя услуг (пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ)

Место реализации аудиторских услуг:
— определялось по месту нахождения покупателя услуг (абз. 2 п. 4 ст. 3 Протокола) — не было установлено

 

Однако, по мнению Минфина России, место реализации аудиторских услуг определялось по месту нахождения покупателя услуг (Письмо от 24.08.2005 N 03-04-08/224)

Место реализации услуг по лизингу движимого имущества (кроме автотранспортных средств):
— определялось по месту нахождения покупателя услуг (абз. 6 п. 4 ст. 3 Протокола) — не было установлено

 

Однако, по мнению налоговиков, место реализации услуг по передаче имущества в лизинг определялось по месту нахождения покупателя услуг, так как лизинг — это разновидность аренды (Письмо ФНС России от 01.12.2004 N 03-2-06/1/2424/22)

Примечание

О различиях действующего с 1 июля 2010 г. порядка определения места реализации работ, услуг в отношениях с белорусскими контрагентами от установленного ст. 148 НК РФ вы можете узнать в разд. 17.1.3.2 «Виды работ (услуг), по которым существовали отличия в порядке определения места реализации по протоколу о работах, услугах и НК РФ (в период с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2014 г. включительно)».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code