17.2.1.1.2.3. ИСЧИСЛЕНИЕ СУММЫ «ВВОЗНОГО» НДС

При ввозе товаров из Белоруссии налоговая база по НДС определялась на дату принятия на учет товаров. Этой датой считался день отражения указанных операций на соответствующих счетах бухгалтерского учета на основании первичных документов (Письмо УФНС России по г. Москве от 26.07.2007 N 19-11/071464).

 

Например, Минфин России разъяснил, что по товарам, которые были ввезены на территорию РФ и похищены до их доставки покупателю, НДС не уплачивается (Письмо от 23.09.2008 N 03-07-13/1/05).

 

Налоговая база в данном случае представляла собой сумму стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров, и подлежащих уплате акцизов (п. 2 разд. I Положения).

При этом стоимостью приобретенных товаров признавалась цена сделки, фактически уплаченная или подлежащая уплате поставщику за ввозимый товар.

Стоимостью продуктов переработки, ввезенных с территории государства одной стороны на территорию государства другой стороны, являлась стоимость работ (услуг) по переработке товаров.

При определении стоимости приобретенных товаров (продуктов переработки) в цену сделки включались следующие расходы (если ранее такие расходы не были учтены в этой цене):

а) расходы по доставке товара, в том числе расходы на транспортировку, погрузку, выгрузку, перегрузку, перевалку и экспедирование товаров.

В данном случае учитывалась стоимость услуг по транспортировке товаров как по территории Республики Беларусь, так и по территории Российской Федерации (Письмо Минфина России от 14.04.2011 N 03-07-14/33). По мнению главного финансового ведомства, это правило применялось и в том случае, когда поставщик товара доставлял его только до границы Республики Беларусь, а далее товар доставляли уже российские перевозчики. Данный вывод Минфин России никак не связывал с условиями договора между российским покупателем и белорусским поставщиком. То есть было неважно, на каком правовом основании российский покупатель понес расходы по доставке товара: на основании договора с белорусским поставщиком, по условиям которого поставщику возмещаются затраты по доставке, либо на основании отдельных договоров с российскими перевозчиками (Письма Минфина России от 26.04.2010 N 03-07-08/130, от 22.05.2008 N 03-07-13/1/02, от 01.10.2007 N 03-07-13/1-26).

К аналогичному выводу чаще всего приходили и арбитражные суды, включая ВАС РФ (см., например, Постановления Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 N 15238/08, ФАС Уральского округа от 17.03.2008 N Ф09-1603/08-С2, от 19.11.2007 N Ф09-9496/07-С2 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 17.03.2008 N 3104/08), от 07.11.2007 N Ф09-8419/07-С2 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 11.03.2008 N 2576/08)). Но существовали и судебные решения, в которых суды указывали, что нельзя включать стоимость транспортировки в налоговую базу по НДС в тех случаях, когда транспортировку осуществлял перевозчик. В такой ситуации суммы затрат на транспортировку товаров уплачены не их поставщику, а перевозчику, и поэтому норма абз. 4 п. 2 разд. I Положения должна была применяться (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 05.02.2009 N Ф03-123/2009).

б) страховая сумма;

в) стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматривались как единое целое с оцениваемыми товарами;

г) стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

 

17.2.1.1.2.3.1. НДС ПРИ ВВОЗЕ ИЗ БЕЛОРУССИИ ТОВАРОВ

 

Налог по ввезенному из Республики Беларусь белорусскому товару рассчитывался по формуле:

НДС = (СТ + А + РД + СС + Стар + Суп) x С,

где (СТ + А + РД + СС + Стар + Суп) — налоговая база для исчисления НДС;

С — ставка НДС в процентах;

СТ — стоимость приобретенного товара, определяемая как фактически уплаченная или подлежащая уплате белорусскому поставщику сумма за ввезенный товар;

А — сумма акциза, уплаченная при ввозе подакцизного товара;

РД — расходы по доставке приобретенного в Белоруссии товара, включая расходы по транспортировке, погрузке, выгрузке, перевалке и экспедированию товара;

СС — страховая сумма;

Стар — стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматривались как единое целое с оцениваемыми товарами;

Суп — стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Вышеперечисленные расходы (РД, СС, Стар, Суп) увеличивали стоимость товара только в том случае, если изначально они не были учтены в цене сделки (договорной цене).

ПРИМЕР

расчета НДС при ввозе белорусских товаров

Ситуация

Организация «Альфа» заключила договор поставки с белорусской организацией на поставку в Россию 100 т картона. Цена 1 т картона по условиям договора составляет 10 000 руб.

Согласно условиям договора расходы по доставке картона на склад организации «Альфа» составили 12 000 руб. (без НДС) и оплачивались организацией «Альфа» отдельно российскому перевозчику. Иных расходов при ввозе картона из Белоруссии организация не понесла.

Решение

Картон не является подакцизным товаром и облагается НДС при ввозе по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

После того как картон был принят на учет, организация «Альфа» рассчитала сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет при ввозе из Республики Беларусь, по ставке 18% и исходя из стоимости картона, равной 1 000 000 руб. (100 т x 10 000 руб.), и расходов на доставку картона в сумме 12 000 руб.

Таким образом, сумма НДС в данном случае составила 182 160 руб. ((1 000 000 руб. + 12 000 руб.) x 18%).

 

17.2.1.1.2.3.2. НДС ПРИ ВВОЗЕ ИЗ БЕЛОРУССИИ ПРОДУКТОВ ПЕРЕРАБОТКИ

 

При ввозе из Белоруссии продуктов переработки товара, ранее вывезенного в Белоруссию для переработки, налог рассчитывался по формуле:

НДС = (СР + РД + СС + Стар + Суп) x С,

где (СР + РД + СС + Стар + Суп) — налоговая база для исчисления НДС по ввозимым продуктам переработки;

С — ставка НДС в процентах (определялась так же, как и при ввозе товара);

СР — стоимость работ (услуг) по переработке товара;

РД — расходы по доставке продуктов переработки, включая расходы по транспортировке, погрузке, выгрузке, перевалке и экспедированию продуктов переработки;

СС — страховая сумма;

Стар — стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, не подлежащей возврату, если они рассматривались как единое целое с оцениваемыми продуктами переработки;

Суп — стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке.

Вышеперечисленные расходы (РД, СС, Стар, Суп) увеличивали стоимость услуг по переработке товара белорусским партнером только в том случае, если изначально они не были учтены в стоимости переработки по условиям договора.

ПРИМЕР

расчета НДС при ввозе из Белоруссии продуктов переработки

Ситуация

Организация «Альфа» заключила договор с белорусской организацией о переработке давальческого сырья — макулатуры в картон. Согласно условиям договора стоимость переработки 1 т макулатуры составляла 5000 руб.

В договоре установлено, что расходы по доставке картона на склад организации «Альфа» составили 50 000 руб. и оплачивались отдельно.

В январе белорусская организация переработала 100 т макулатуры и доставила картон на склад организации «Альфа».

 

Решение

 

Картон при ввозе в Россию облагается НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

За январь организация «Альфа» рассчитала НДС, подлежащий уплате в бюджет при ввозе из Республики Беларусь продуктов переработки, по ставке 18% и исходя из стоимости работ по переработке макулатуры, равной 500 000 руб. (100 т x 5000 руб.), и расходов по транспортировке картона на склад организации «Альфа» в сумме 50 000 руб. (без НДС).

Таким образом, сумма НДС в данном случае составила 99 000 руб. ((500 000 руб. + 50 000 руб.) x 18%).

 

17.2.1.1.2.4. ЗАПОЛНЕНИЕ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ

 

В связи с ввозом товаров и (или) продуктов переработки из Республики Беларусь необходимо было заполнить отдельную налоговую декларацию (п. 6 разд. I Положения).

Форма и Порядок заполнения указанной декларации (налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при ввозе товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь (далее — декларация по импорту из Белоруссии)) были утверждены Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н.

 

17.2.1.1.2.5. УПЛАТА «ВВОЗНОГО» НДС

 

Исчисленную в налоговой декларации по импорту из Белоруссии сумму НДС необходимо было уплатить в бюджет в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором ввезенные товары были приняты на учет (п. 5 разд. I Положения).

Если исчисленный налог в указанный срок не был уплачен или был уплачен не полностью, налоговая инспекция была вправе взыскать с налогоплательщика налог с начислением пени в бесспорном порядке за счет денежных средств на расчетном счете (счетах) или же за счет имущества.

Кроме того, налоговая инспекция могла привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога в соответствии со ст. 122 НК РФ (п. 5 разд. I Положения, п. 1 ст. 45, ст. ст. 46, 47 НК РФ).

НДС по ввезенным из Белоруссии товарам необходимо было уплатить до подачи в налоговую инспекцию декларации по импорту из Белоруссии.

Это объясняется тем, что вместе с декларацией нужно было представить документ, подтверждающий уплату исчисленного в этой декларации налога (абз. 3 п. 6 разд. I Положения).

 

17.2.1.1.2.6. ЗАПОЛНЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ВВОЗЕ ТОВАРОВ И УПЛАТЕ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ

 

Вместе с заполненной налоговой декларацией по импорту из Белоруссии следовало представить в налоговую инспекцию Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (п. 6 разд. I Положения).

Форма Заявления и порядок его заполнения были приведены в Приложении 1 к Порядку заполнения налоговой декларации по импорту из Белоруссии, утвержденному Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н.

 

17.2.1.1.2.7. СБОР ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В НАЛОГОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ

 

Кроме указанного выше Заявления вместе с налоговой декларацией требовалось представить следующие документы (п. 6 разд. I Положения):

1) выписку банка (ее копию), подтверждающую фактическую уплату налога по ввезенным товарам;

2) договор (его копию), на основании которого товар был ввезен;

3) транспортные документы, подтверждающие перемещение товара с территории Республики Беларусь;

4) товаросопроводительный документ белорусского налогоплательщика.

Отметим, что указанные документы можно было представить в налоговую инспекцию в виде копий, заверенных подписью руководителя и главного бухгалтера (см. Письмо ФНС России от 15.06.2005 N ММ-6-03/489@).

Обращаем ваше внимание на то, что перечень приведенных документов был исчерпывающим. Поэтому представлять какие-либо иные, не поименованные в нем документы не требовалось. Например, документы, подтверждающие оплату белорусских товаров, или спецификации к договору (Письма ФНС России от 12.11.2007 N ШТ-6-03/880@, УФНС России по г. Москве от 02.04.2009 N 19-15/31079).

 

17.2.1.1.2.8. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ В НАЛОГОВУЮ ИНСПЕКЦИЮ ДЕКЛАРАЦИИ, ЗАЯВЛЕНИЯ О ВВОЗЕ ТОВАРОВ И НЕОБХОДИМЫХ ДОКУМЕНТОВ

 

Декларация по импорту из Белоруссии, Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и все перечисленные в разд. 17.2.1.1.2.7 документы нужно было представить в налоговую инспекцию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров (п. 6 разд. I Положения).

 

17.2.1.1.2.9. ПРИНЯТИЕ «ВВОЗНОГО» НДС К ВЫЧЕТУ

 

НДС, уплаченный по товарам, ввозимым с территории Республики Беларусь, можно было принять к вычету в порядке, предусмотренном НК РФ (п. 8 разд. I Положения).

Напомним, что принять к вычету «ввозной» НДС могли только плательщики НДС (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Поэтому если импортер плательщиком НДС не являлся, а уплачивал, например, ЕНВД, ЕСХН или налог в связи с применением УСН, то НДС к вычету он принять не мог.

В такой ситуации «ввозной» НДС нужно было учесть в стоимости товара по правилам, которые установлены в п. 2 ст. 170 НК РФ.

Порядок принятия к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе белорусских товаров, был разъяснен Письмом ФНС России от 02.03.2005 N ММ-6-03/167@.

В частности, принять к вычету «ввозной» НДС можно было при одновременном соблюдении следующих условий:

1) товар был оприходован (принят на учет) на основании соответствующих первичных документов (п. 1 ст. 172 НК РФ);

2) товар был предназначен для использования в операциях, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ);

3) имелись в наличии документы, подтверждающие фактическую уплату в бюджет сумм НДС по ввезенным на территорию РФ товарам, а именно: Заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа об уплате налога, налоговая декларация, в которой отражена исчисленная к уплате в бюджет сумма НДС по соответствующим ввезенным товарам, платежный документ на перечисление в бюджет суммы НДС, указанной в этой налоговой декларации (п. 1 ст. 172 НК РФ, п. 6 разд. I Положения).

Московские налоговики в одном из своих писем разъяснили следующее. Отметку об уплате налога на Заявлении о ввозе товаров могли проставить, только если одновременно с декларацией налогоплательщик подал в налоговую инспекцию все документы, перечисленные в п. 6 разд. I Положения. Соответственно, если он этого не сделал, то не мог принять к вычету «ввозной» НДС (Письмо УФНС России по г. Москве от 27.06.2008 N 19-11/60709).

С нашей точки зрения, подобное требование было не вполне обоснованно. Ведь Положение не связывало право на вычет с необходимостью представления указанных документов. Есть судебные решения, основанные на таком подходе (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.12.2008 N А52-1178/2008). В то же время подтвердить фактическую уплату налога банковской выпиской, безусловно, нужно было. Иначе у налоговиков не было бы фактических оснований для проставления отметки об уплате. Исключение составляли случаи, когда представить выписку из-за отсутствия фактического движения денежных средств по уплате налога было невозможно. Например, если обязанность по уплате НДС была исполнена путем проведения зачета сумм налога с бюджетом. В этом случае для подтверждения права на вычет можно было представить расчет о начисленных и зачтенных суммах НДС при импорте товаров, а также решение инспекции о возмещении, которое являлось основанием для зачета (см. Постановление ФАС Московского округа от 31.08.2009 N КА-А40/8478-09).

Отметим, что Заявление о ввозе и реквизиты платежного документа о перечислении сумм НДС вы должны были зарегистрировать в книге покупок. Заявление и платежные документы (или их копии) следовало хранить в журнале учета полученных счетов-фактур (п. п. 5, 10 Правил, утвержденных Постановлением N 914).

Если одно из перечисленных условий не было выполнено, то заявлять к вычету сумму «ввозного» НДС налогоплательщик был не вправе. Так, например, по мнению чиновников, не возникало права на вычет в случае хищения ввезенных товаров, поскольку они не могли быть использованы для осуществления операций, облагаемых НДС (Письмо ФНС России от 04.07.2008 N 3-1-09/161).

ПРИМЕР

принятия к вычету НДС, уплаченного при ввозе товаров из Белоруссии (в период до 1 июля 2010 г.)

Примечание

В указанный период бухгалтерский учет осуществлялся по правилам, установленным Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а также принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Закон N 129-ФЗ прекратил действие 1 января 2013 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ст. 32 Закона N 402-ФЗ).

Ситуация

Организация «Альфа» 16 марта приняла к учету партию товара, приобретенного у белорусского поставщика — производителя.

Договорная стоимость товара составила 100 000 руб. Стоимость доставки товара по условиям договора не была учтена в цене товара. За транспортировку товара, его погрузку и выгрузку перевозчику было уплачено 15 000 руб. Товар и услуги перевозчика были оплачены 23 марта. Ввезенный товар облагается по ставке НДС 18%.

НДС был перечислен в бюджет 14 апреля, в этот же день в налоговую инспекцию были представлены налоговая декларация и соответствующий пакет документов.

20 апреля получено заявление о ввозе с отметкой налоговой инспекции об уплате налога.

Согласно учетной политике для целей бухгалтерского учета организация включала затраты по заготовке и доставке товаров до центрального склада, производимые до момента их передачи в продажу, в состав расходов на продажу.

Решение

В бухгалтерском учете организация отразила следующие операции.

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб. Первичный документ
16 марта
Приняты к учету товары, полученные от поставщика 41 60 100 000 Товаросопроводительные документы поставщика
Стоимость доставки товара включена в расходы на продажу 44 60 15 000 Акт приемки-сдачи оказанных услуг
Отражена задолженность по уплате НДС в бюджет при импорте товаров

((100 000 + 15 000) x 18%)

19 68 20 700 Бухгалтерская справка-расчет
23 марта
Перечислена оплата за товар поставщику 60 51 100 000 Выписка банка по расчетному счету
Перечислена оплата за услуги перевозчику 60 51 15 000 Выписка банка по расчетному счету
14 апреля
Перечислен НДС в бюджет 68 51 20 700 Выписка банка по расчетному счету
20 апреля
Принят к вычету НДС, уплаченный в бюджет при импорте товаров 68 19 20 700 Заявление о ввозе товаров с отметкой налогового органа,

Налоговая декларация по импорту из Белоруссии,

Платежное поручение на перечисление суммы НДС по ввезенному товару,

Выписка банка по расчетному счету

Сумму НДС, которую организация приняла к вычету, нужно было также отразить в налоговой декларации по НДС (форма по КНД 1151001, утвержденная Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н) за II квартал по строкам 170, 190 разд. 3 «Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 — 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации».

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code