17.1.2.2. СОБИРАЕМ ДОКУМЕНТЫ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ЭКСПОРТА (В ПЕРИОД С 1 ИЮЛЯ 2010 Г. ПО 31 ДЕКАБРЯ 2014 Г. ВКЛЮЧИТЕЛЬНО)

Для подтверждения права на применение ставки 0% вам необходимо в течение 180 календарных дней со дня отгрузки (передачи) товаров в Белоруссию или Казахстан собрать и представить в налоговую инспекцию полный пакет соответствующих документов (п. 3 ст. 1 Протокола о товарах).

Датой отгрузки будет являться (абз. 3 п. 3 ст. 1 Протокола о товарах):

— дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров или первого перевозчика, либо

— дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства — члена Таможенного союза для плательщиков налога на добавленную стоимость.

Подтверждающие документы представляются вместе с налоговой декларацией по НДС (п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

Налоговая база при экспорте в страны Таможенного союза, как и в случае экспорта в другие государства, определяется по правилам п. 9 ст. 167 НК РФ — на последнее число квартала, в котором собран полный пакет подтверждающих документов. Отметим, что Протоколом о товарах не установлен момент определения налоговой базы при экспорте в страны Таможенного союза. Поэтому применяются нормы Налогового кодекса РФ (п. 3 ст. 1 Протокола о товарах, Письма Минфина России от 11.07.2013 N 03-07-13/1/26980, ФНС России от 13.05.2011 N КЕ-4-3/7675@).

Таким образом, если документы вы собрали в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров, представить их в инспекцию следует вместе с декларацией за тот квартал, в котором вы их собрали (см. также Письмо ФНС России от 13.05.2011 N КЕ-4-3/7675@). Напомним, что начиная с 2015 г. декларация представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (ст. 163, п. 5 ст. 174 НК РФ).

По нашему мнению, это правило действует и в тех случаях, когда момент определения налоговой базы наступает позже того, как истекли 180 календарных дней на подтверждение экспортной операции. В этой ситуации подать документы в подтверждение нулевой ставки вы можете вместе с декларацией по итогам периода, в котором истек 180-дневный срок их представления.

 

Например, ООО «Альфа» отгрузило товар на экспорт в Белоруссию 21 января 2014 г. Подтверждающие документы были собраны 15 июля 2014 г., т.е. на 175-й день.

Момент определения налоговой базы в этом случае приходится на 30 сентября 2014 г., т.е. на последнее число III квартала.

Документы, подтверждающие применение нулевой ставки, ООО «Альфа» представит вместе с декларацией за III квартал 2014 г.

 

Примечание

Сходные положения о сроках представления документов предусмотрены п. п. 9, 10 ст. 165 НК РФ, регулирующими порядок подтверждения экспорта не в рамках Таможенного союза. Контролирующие органы считают правомерным, если документы представлены по итогам налогового периода, в котором истек срок подтверждения права на применение нулевой ставки по экспортной операции. В то же время у судов встречается иная позиция по данному вопросу. Подробнее об этом вы можете узнать в разд. 16.1.1.3 «Можно ли представить документы по ставке 0% вместе с декларацией по итогам периода, в котором истекли 180 дней?».

До 1 июля 2010 г. при экспорте товаров в Белоруссию срок подтверждения права на применение ставки НДС 0% составлял 90 календарных дней. При этом контролирующие органы и суды не считали нарушением представление документов одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором истекал срок, установленный для подтверждения ставки 0%.

Подробнее о порядке представления документов, действовавшем ранее, вы можете узнать в разд. 17.2.1.2.3 «Собираем документы для подтверждения экспорта».

 

Если в установленный срок вы не представите в налоговый орган документы, подтверждающие право на применение ставки НДС 0%, то налог следует уплатить по общим ставкам (10% или 18%) за тот налоговый период, в котором произошла отгрузка товаров (абз. 2 п. 3 ст. 1 Протокола о товарах).

Перечень документов (их копий), которые необходимо представить в налоговую инспекцию для подтверждения права на применение ставки НДС 0%, установлен п. 2 ст. 1 Протокола о товарах. Перечислим их.

  1. Договоры, на основании которых осуществляется вывоз товаров, с учетом изменений, дополнений и приложений к ним (пп. 1 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

К таким договорам относятся в том числе:

— договор купли-продажи (поставки) товаров;

— договор лизинга;

— договор товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей);

— договор на изготовление товаров;

— договор на переработку давальческого сырья.

В ситуации, когда имеет место экспорт в виде обратной реализации (например, возврат российским покупателем импортированного товара белорусскому продавцу по причине его нереализации), для подтверждения нулевой ставки допускается представление (Письмо ФНС России от 18.09.2014 N ГД-4-3/18888@) следующих документов:

— основного договора, в соответствии с которым был осуществлен ввоз товара;

— дополнительного соглашения к основному договору, предусматривающего возврат товара в связи с его нереализацией (в случае отсутствия такого условия в основном договоре).

В данном случае эти документы по сути приравниваются к договору, на основании которого осуществляется экспорт товаров. Такой вывод, по нашему мнению, следует из приведенного Письма ФНС России от 18.09.2014 N ГД-4-3/18888@.

  1. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой иностранного налогового органа об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (пп. 3 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах, Письмо Минфина России от 11.10.2010 N 03-07-14/75).

 

Примечание

Указанное Заявление не представляется, если вывозимые товары помещаются под таможенные процедуры свободной таможенной зоны или свободного склада на территории Белоруссии или Казахстана. Вместо него необходимо представить заверенную копию таможенной декларации (ч. 2 ст. 21 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» от 18.06.2010, ч. 1 ст. 18 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан «О свободных складах и таможенной процедуре свободного склада» от 18.06.2010).

 

По усмотрению налоговых органов заявление представляется в оригинале или в копии. По мнению Минфина России, налогоплательщик может представить копию заявления, поскольку аналогичная возможность предусмотрена для документов, указанных в ст. 165 НК РФ (Письмо от 19.10.2010 N 03-07-08/296 (п. 4)).

Заявление составляется по форме, приведенной в Приложении 1 к Протоколу об обмене информацией. С примером заполнения Заявления вы можете ознакомиться в разд. 35.5.4 «Пример заполнения налоговой декларации по импорту из стран Таможенного союза (Белоруссии и Казахстана) и Заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в 2014 г.».

 

Примечание

В Заявлении о ввозе товаров, которое экспортер представляет в налоговый орган для подтверждения нулевой ставки НДС, 5-й и 6-й разряды КПП могут принимать одно из следующих значений:

01 — для российской организации, состоящей на учете по месту нахождения;

50 — для организации, состоящей на учете в качестве крупнейшего налогоплательщика;

51 — 56, 63 — для иностранной организации, состоящей на учете по месту осуществления деятельности на территории РФ через обособленное подразделение.

При этом организациям, которые осуществляют вывоз товара, следует информировать об этом контрагентов при экспорте в страны Таможенного союза, в том числе указывая данную информацию в договорах, контрактах, соглашениях и т.д.

Такие разъяснения приведены в Письмах ФНС России от 15.01.2014 N АС-4-15/364, от 19.09.2011 N АС-4-2/15264@.

 

Обращаем ваше внимание на то, что при экспорте в Белоруссию можно представить в налоговые органы Заявление о ввозе товаров, заполненное по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 153н. Данная форма применялась для подтверждения экспорта товаров в Белоруссию до 1 июля 2010 г. Однако налоговые органы примут Заявление по этой форме, если оно составлено белорусским импортером в июле — августе 2010 г. (Письма Минфина России от 27.09.2010 N 03-07-15/126, ФНС России от 05.10.2010 N АС-37-2/12630@).

 

Примечание

Товары, отгружаемые на экспорт после 1 июля 2010 г., могут быть предварительно задекларированы и НДС по ним уплачен до этой даты в стране, на территорию которой они ввозятся. В таком случае экспортер вместо заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов для подтверждения ставки НДС 0% представляет копию таможенной декларации, оформленной при выпуске товаров в свободное обращение (п. 4 Решения Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 293).

 

  1. Транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров на территорию другого государства (кроме случаев, когда оформление таких документов не предусмотрено законодательством).

Наличия отметок таможенных органов на транспортных (товаросопроводительных) документах для подтверждения экспорта не требуется (пп. 4 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах, Письма Минфина России от 03.12.2010 N 03-07-08/354, от 19.10.2010 N 03-07-08/296 (п. 5)).

Образцы транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться российскими хозяйствующими субъектами при перемещении товаров в Таможенном союзе, приведены в Письме Минтранса России от 24.05.2010 N ОБ-16/5460 (направлено для использования в работе Письмом ФНС России от 08.06.2010 N ШС-37-3/3693@). В частности, это может быть товарно-транспортная накладная по форме N 1-Т либо аналогичная ей по составу показателей международная товарно-транспортная накладная (CMR) (Письмо ФНС России от 30.05.2013 N ЕД-3-3/1928@).

 

Примечание

Если покупатель самостоятельно вывозит товары с территории РФ, подтверждающим документом является международная товарно-транспортная накладная (Письма ФНС России от 30.05.2013 N ЕД-3-3/1928@, от 14.10.2011 N ЕД-4-3/17067@, от 16.09.2011 N ЕД-4-3/15167@). Форма международной товарно-транспортной накладной (CMR) приведена в Приложении к Письму ФНС России от 29.06.2010 N ШС-37-3/5424@.

Отметим, что, по мнению Минфина России, при отсутствии транспортных документов в случае вывоза товара транспортом покупателя в качестве товаросопроводительного документа достаточно представить товарную накладную N ТОРГ-12 (Письма от 19.07.2012 N 03-07-13/01-42, от 18.05.2011 N 03-07-13/01-17).

 

  1. Иные документы, предусмотренные российским законодательством. Такие документы могут потребоваться, например, в случае реализации товара в Белоруссию или Казахстан через посредника (п. 2 ст. 165 НК РФ). Ими могут быть договор комиссии, договор поручения или агентский договор, отчеты посредника о выполнении своих обязанностей и т.д.

Напомним, что до 1 октября 2011 г. в числе документов, обосновывающих нулевую ставку НДС при экспорте в Белоруссию или Казахстан, необходимо было также представить выписку банка, подтверждающую фактическое поступление выручки от покупателя (пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

 

Примечание

На основании Протокола о товарах для подтверждения экспорта в страны Таможенного союза необходимо представить выписку банка. Однако пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола предусматривает, что выписка представляется, если иное не предусмотрено законодательством государства Таможенного союза, с территории которого экспортируются товары. Кроме того, подтверждающие документы, указанные в п. 2 ст. 1 Протокола о товарах (за исключением Заявления о ввозе товаров), могут не представляться в налоговый орган, если это следует из законодательства государства-экспортера (абз. 2 пп. 5 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

С 1 октября 2011 г. выписка банка исключена из установленного ст. 165 НК РФ перечня документов, которые необходимы для подтверждения ставки НДС 0% при экспорте товаров из РФ (абз. 2 пп. «а», пп. «б» п. 13 ст. 2, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ, ст. 163 НК РФ). Данное правило применяется в отношении товаров, отгруженных начиная с 1 октября 2011 г. (Письма ФНС России от 18.10.2011 N ЕД-4-3/17228@, от 07.09.2011 N ЕД-4-3/14566@ (п. 3)).

Таким образом, при экспорте товаров из РФ в Белоруссию или Казахстан в отношении товаров, отгруженных с 1 октября 2011 г., для подтверждения нулевой ставки НДС представлять выписку банка не нужно (см. также Письма Минфина России от 12.09.2012 N 03-07-13/21, от 16.01.2012 N 03-07-15/03, от 30.11.2011 N 03-07-13/1-50).

 

Если оплата поступала от третьего лица, то помимо выписки банка нужно было представить доказательства, свидетельствующие о поступлении экспортной выручки от реализации товара иностранному покупателю. Таким доказательством мог служить, например, документ о передаче покупателем третьему лицу обязательства по оплате товаров (Письма Минфина России от 02.11.2011 N 03-07-08/303, от 26.04.2011 N 03-07-13/08).

 

Примечание

Подробнее о подтверждении экспорта товаров, отгруженных до 1 октября 2011 г., в случае поступления выручки от третьего лица вы можете узнать в разд. 16.1.2.2.5 «Как подтвердить ставку 0%, если выручка поступила от третьего лица».

 

В случае оплаты товара наличными денежными средствами (если это не противоречит действующему законодательству) в налоговый орган нужно было представить:

— выписку банка (ее копию), подтверждающую внесение полученных экспортером сумм оплаты на его счет в банке;

— копии приходных кассовых ордеров, подтверждающих поступление оплаты.

Если товары вывозились с территории РФ по договору лизинга с переходом права собственности на товары к лизингополучателю из Белоруссии или Казахстана, то представлялась выписка банка, подтверждающая поступление лизингового платежа (в части возмещения первоначальной стоимости предметов лизинга) на счет экспортера. При этом выписка банка могла быть представлена и в виде копии, заверенной руководителем и бухгалтером организации (абз. 3 пп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

При осуществлении внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций или предоставлении товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) необходимо было представить документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных по таким операциям.

Кроме того, с 1 января 2011 г. вступили в силу положения ст. 1 Федерального закона от 03.11.2010 N 285-ФЗ. Они внесли дополнения в ст. 165 НК РФ в части, касающейся порядка документального подтверждения экспорта при внешнеторговых бартерных операциях. При этом нововведения могли применяться и для подтверждения ставки НДС 0% при бартерных операциях с контрагентами из стран Таможенного союза (пп. 5 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах).

Так, с 1 января 2011 г., если при внешнеторговых бартерных операциях фактического ввоза товаров в Россию не происходило, для подтверждения экспорта достаточно было документально подтвердить получение налогоплательщиком этих товаров и их оприходование (пп. «б» п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона N 285-ФЗ).

Если налогоплательщик получал товары (работы, услуги) от третьего лица, то для подтверждения экспорта нужно было дополнительно представить в налоговый орган документы, подтверждающие, что третье лицо действовало во исполнение обязательств иностранного лица. Однако, если третье лицо было поименовано в договоре, этого не требовалось (пп. «в» п. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 3 Закона N 285-ФЗ).

Следует отметить, что, по мнению ФНС России, до 1 октября 2011 г. нулевая ставка не применялась в случае осуществления расчетов посредством взаимозачета. Как отмечали чиновники, представление документов о проведении зачета взаимных требований вместо банковской выписки не предусматривалось ни Протоколом, ни гл. 21 НК РФ (Письмо ФНС России от 04.08.2011 N АС-4-3/12705@).

 

Примечание

Приведенные документы во многом аналогичны тем, которые были необходимы для подтверждения экспорта в Республику Беларусь до 1 июля 2010 г. Как и ранее, вы не должны представлять таможенную декларацию. Подробнее о документах, подтверждающих экспорт товаров в Белоруссию до 1 июля 2010 г., вы можете узнать в разд. 17.2.1.2.3 «Собираем документы для подтверждения экспорта».

Отметим, что при ввозе на территорию Казахстана товаров, которые были помещены под таможенный режим экспорта до 1 июля 2010 г., для подтверждения ставки 0% представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 165 НК РФ. То есть в данном случае необходимо представить в том числе таможенную декларацию (ее копию) с отметками таможенных органов (Письмо Минфина России от 19.10.2010 N 03-07-08/296 (п. 2)).

Подробнее о подтверждающих документах при экспорте товаров до 1 июля 2010 г. вы можете узнать в разд. 16.1.2 «Документы, подтверждающие экспорт».

 

17.1.2.3. ЗАПОЛНЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ РАЗДЕЛОВ ДЕКЛАРАЦИИ ПО НДС (В ПЕРИОД С 1 ИЮЛЯ 2010 Г. ПО 31 ДЕКАБРЯ 2014 Г. ВКЛЮЧИТЕЛЬНО)

 

Операции по экспорту товаров в страны Таможенного союза нужно отразить в соответствующих разделах декларации по НДС. Напомним, что форма и Порядок заполнения декларации утверждены Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н.

Вместе с тем для корректного заполнения данных разделов после 1 июля 2010 г. в указанный Приказ должны быть внесены изменения. Однако этого сделано не было.

В связи с этим заполнять декларацию нужно по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 15.10.2009 N 104н, но с учетом положений, рассмотренных выше. На это также указывают контролирующие органы (Письмо ФНС России от 20.10.2010 N ШС-37-3/13778@ «О направлении Письма Минфина России от 06.10.2010 N 03-07-15/131»).

 

Примечание

О том, как следовало исчислять НДС и заполнять соответствующие разделы декларации при экспорте товаров в Белоруссию до 1 июля 2010 г., вы можете узнать в разд. 17.2.1.2.4 «Исчисление НДС, заполнение соответствующих разделов декларации по НДС и представление вместе с документами в налоговую инспекцию».

 

17.1.3. ПОРЯДОК НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ, ОКАЗАНИИ УСЛУГ В ОТНОШЕНИЯХ С КОНТРАГЕНТАМИ ИЗ БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА С 1 ИЮЛЯ 2010 Г. ПО 31 ДЕКАБРЯ 2014 Г. ВКЛЮЧИТЕЛЬНО

 

Примечание

29 мая 2014 г. в г. Астане Россия, Белоруссия и Казахстан подписали Договор о Евразийском экономическом союзе. В рамках этого Договора учреждена новая международная организация — Евразийский экономический союз (ст. 1 Договора).

Договор от 29.05.2014 вступил в силу с 1 января 2015 г., поскольку необходимые для этого внутригосударственные процедуры выполнены (ст. 113 Договора). Об этом заявили главы России, Белоруссии и Казахстана в совместном Заявлении о выполнении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года.

В связи с вступлением в силу Договора от 29.05.2014 с 1 января 2015 г. прекращено действие международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства, в частности (ст. 113 Договора, Приложение N 33 к Договору):

— Договора о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 06.10.2007;

— Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008;

— Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009;

— Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009.

 

Для целей налогообложения при выполнении работ, оказании услуг в рамках Таможенного союза понятие «услуга» включает в себя деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. К услугам также относятся передача и предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских и иных прав (абз. 7 ст. 1 Соглашения ТС). По нашему мнению, к иным правам относятся и имущественные права. Аналогичным подходом руководствуется и Минфин России при определении места реализации доли в уставном капитале (Письмо от 04.07.2012 N 03-07-08/169).

Налогообложение работ и услуг осуществляется в соответствии с Протоколом о работах, услугах (ст. 5 Соглашения ТС).

Отметим, что действие Протокола распространяется на работы (услуги), выполняемые (оказываемые) по договорам, сторонами которых являются налогоплательщики разных стран Таможенного союза. Следовательно, рассматриваемые правила не применяются, если, например (Письма Минфина России от 04.07.2012 N 03-07-08/169, от 23.11.2011 N 03-07-08/329):

— стороны договора являются хозяйствующими субъектами РФ;

— одна из сторон — иностранное лицо, не являющееся хозяйствующим субъектом государства, входящего в состав Таможенного союза.

Выполнение работ, оказание услуг подлежит обложению НДС в соответствии с законодательством той страны — участника Таможенного союза, территория которой признается местом их реализации. Исключением являются работы по переработке давальческого сырья, ввезенного в Россию с последующим вывозом продуктов переработки (ст. 2 Протокола о работах, услугах).

 

Примечание

Подробнее о налогообложении работ по переработке давальческого сырья, ввезенного в Россию с последующим вывозом продуктов переработки, вы можете узнать в разд. 17.1.3.3 «Особенности налогообложения работ по переработке ввезенного давальческого сырья с последующим вывозом продуктов переработки в Белоруссию, Казахстан (в период с 1 июля 2010 г. по 31 декабря 2014 г. включительно)».

 

Таким образом, прежде всего необходимо определить место реализации работ (услуг). Если это Российская Федерация, НДС вы будете исчислять с учетом положений гл. 21 НК РФ, а именно ст. ст. 149, 153, 154, 164 НК РФ. Если это не РФ, то работы (услуги) подлежат налогообложению по законодательству другой страны Таможенного союза (Белоруссии или Казахстана).

 

Например, российская организация выполняет для казахстанской организации работы по ремонту недвижимого имущества, расположенного на территории РФ. Местом реализации работ в данном случае является территория РФ (пп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола о работах, услугах). Поэтому российская организация со стоимости выполненных работ исчислит и уплатит в бюджет НДС по ставке 18% (п. 3 ст. 164 НК РФ).

В другой ситуации казахстанская организация по лицензионному договору передает российской организации неисключительные права на использование программного обеспечения для ЭВМ. Местом реализации в данном случае является территория РФ (пп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола о работах, услугах). В то же время эта операция не облагается НДС на территории РФ (пп. 26 п. 2 ст. 149 НК РФ). Поэтому казахстанской организации не нужно исчислять и уплачивать НДС в бюджет РФ в отношении операции по передаче рассматриваемых прав (см. также Письмо Минфина России от 20.06.2014 N 03-07-РЗ/29658).

 

Примечание

Подробнее о правилах исчисления НДС в соответствии с положениями гл. 21 НК РФ вы можете узнать в гл. 5 «Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС. Льготы», гл. 6 «Налоговая база», гл. 8 «Налоговые ставки».

 

Далее мы рассмотрим порядок определения места реализации работ, услуг в Таможенном союзе.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code